Сегодня, 8 декабря, чиновники, архитекторы, застройщики и ученые собрались в белом зале правительства на заседание градостроительного совета Саратовской области. Темой обсуждения стало обоснование подлежащих установлению требований к архитектурно-градостроительному облику (АГО) объектов капитального строительства и территорий в границах Саратова и Энгельса.
Зампред правительства Павел Мигачев пояснил, что проектную документацию по данной теме разработало для Саратова ООО «НПО Южный градостроительный центр». Это связано с изменением федерального законодательства, которым предписано, что в правилах землепользования и застройки должны быть строго прописаны все требования для объектов капитального строительства, вплоть до цветовой гаммы и строительных материалов. Разрешение на строительство не требуется, только на индивидуальные жилые дома.
Итогом работы стали требования к архитектурно-градостроительному облику объектов капитального строительства и территорий. Их представил членам совета руководитель ООО «НПО Южный градостроительный центр» Сергей Трухачев.
По его словам, внедрение новых правил привело к ряду проблем. В частности, 612-ФЗ не предусмотрено переходных положений. Нет ясности, на каком этапе проектирования подлежит согласование архитектурно-градостроительного облика. Не ясно, как АГО будет увязан с получением положительного заключения экспертизы и получением разрешения на строительство. То есть застройщик рискует нарваться на значительную переработку проекта. К тому же пока нет каких-то специальных процедур обжалования отказа от согласования АГО. Трухачев отметил, что категоричность формулировок по отказу от согласования АГО несет в себе определенные коррупционные риски.
Руководитель организации рассказал, что его компания проанализировала опыт других городов по утверждению архитектурно-градостроительного облика. Однако многие города еще не разработали требования к АГО, в том числе Самара, Пермь, Нижний Новгород. В Волгограде, по словам специалиста, выделены три основных зоны: территория исторического центра, территория вдоль Волги не далее 500 метров и другие.
Трухачев добавил, что положения по регулированию АГО должны быть четко сформулированы и обязаны максимально исключать двусмысленность их трактовки. Для Саратова базовой территорией будет АГО-1 — это территория всего города. Специалисты предложили выделить зону АГО-2 — территорию, примыкающую к набережной Волги и магистральными дорогам. На этой территории должны быть более развитые требования к общественным пространствам, формирование силуэта застройки города. АГО-3 — это историческое ядро города (полностью совпадает с историческими подзонами, которые уже установлены). В Энгельсе исторический центр будет единым. Зоны могут пересекаться друг с другом. Трухачев не исключил, что по мере развития города могут появиться новые АГО-4, АГО-5 и так далее, к примеру, при застройке территории бывшего аэропорта.
«Необходимо исключить регулирование АГО для объектов капитального строительства, являющихся уникальными, проектирование которых связано с общественными обсуждениями», — считает эксперт. В пример он привел стадионы, объекты спорта, культуры.
В итоге для Саратова и Энгельса разработали более 40 характеристик. В том числе 6 таблиц колеров (при их разработке опирались на художественные промыслы, цветовую гамму в работах местных чиновников и существующие цвета в архитектуре), 14 требований к строительным материалами и другие. В качестве новшества для Саратова специалисты предлагают внедрить ограничение высоты застройки в местах примыкания многоэтажной застройки к малоэтажной. Также предложено «зафиксировать углы» на магистральных улицах, чтобы исключить их плотную застройку.
Среди прочего также предполагается запретить незеркальное непроницаемое остекление фасадов. Предлагается запретить использовать в архитектуре пленку, профлист, пластиковый сайдинг, ПВХ-панели и другие.
Павел Мигачев заявил, что теперь предстоит обсудить разработанные требования к АГО с экспертами, вынести их на общественное обсуждение. Главный архитектор области Анна Смирнова отметила, что у нее есть замечания к АГО-2 по саратовской набережной, она предложила доработать проект.