Обманутые дольщики ЖСК «Росток-95», ожидающие квартиры с 2010 года, так и не справили новоселье. К 1 сентября — сроку, который не раз звучал на заседаниях межведомственной комиссии по защите прав дольщиков при областном правительстве — ничего не изменилось. Инвесторы бегут, работы не ведутся, дом разрушается. Почему долгострой, готовность которого более 70%, оказался одним из самых проблемных? И как это переживают люди, купившие здесь квартиры?
В реестр проблемных домов ЖСК «Росток–95», расположенный в поселке Жасминный на улице Майской, внесли 12 марта 2018 года. Об этом в тот же день было объявлено на заседании межведомственной комиссии. Глава города Михаил Исаев докладывал тогда, что инвестор найден, 7-и этажный дом готов на 85%, а коммуникации уже прокладываются. Он же назвал срок сдачи — 4 квартал нынешнего года.
Губернатору Валерию Радаеву это не очень понравилось, он поручил передвинуть окончание строительства на 1 квартал. Дата 1 сентября родилась как компромисс между желанием руководителя региона и возможностями главы города. Куратором проекта стала сенатор от Саратовской области Людмила Бокова, побывавшая в поселке и посмотревшая проблемный дом еще в сентябре прошлого года.
Сторожку сожгли
Корреспондент ИА «Версия — Саратов» встретился с дольщиками и посмотрел, как на деле выполняются обещания руководителей, от желания и возможностей которых зависит жизнь более 100 обманутых дольщиков. На строительной площадке собралось 20 человек. Они рассказали о спешном бегстве с объекта инвестора и провели экскурсию по объекту.
Заходить на место работ пришлось, пролезая через щель в заборе. Пейзаж здесь напоминает поле боя: все перекопано, кругом траншеи, кучи земли и песка, строительный мусор. Вагончик, где когда-то дежурил сторож, сгорел. Говорят, его сожгли бомжи, а охранника избили.
Еще в прошлом году дольщики сбрасывались и оплачивали услуги сторожа в надежде на скорейшее новоселье. Теперь они сами охраняют собственные недостроенные квартиры. Железные двери на подъездах открыты. Люди покупают и вешают замки, а похитители их срезают. Со стройплощадки неизвестные вывозят на грузовиках стройматериалы: пенопласт для утепления фасада, пластиковые окна, строительные смеси и цемент, оставшиеся от двухнедельной работы бригады «сбежавшего» инвестора. В подъезде аккуратно сложены сумки и мешки, приготовленные к выносу.
Люди говорят: «Вызываем полицию, правоохранители приезжают, просят написать заявление, а подавать его некому. Мы же не являемся собственниками своих квартир, у нас жилищно-строительный кооператив, все общее, а председателю Николаю Липкину недосуг, он-то и на телефонные звонки несколько лет не отвечал».
Здесь же, на первом этаже, несколько лет живут бомжи. «Один раз прихожу, а у них тут стол накрыт, выпивка, закуска. Не жизнь, а просто рай, за счет нашей беды», — рассказала одна дольщица.
Подростки — тут частые гости. Бегают, лазают, забираются на крышу.
«Пока никто здесь не разбился, хотя все к этому идет», — говорят жители Жасминного.
В подвале даже летом стоит вода. Зимой, весной и осенью она замерзает, затем оттаивает, разрушая фундамент.
По словам дольщиков «Ростка–95», министр строительства и ЖКХ областного правительства Дмитрий Тепин недавно провел пресс-конференцию на крыше готового дома в центре Саратова. «Ту „свечку“ скоро сдадут, а наш дом „завис“. Пусть посмотрят Радаев, Исаев и Бокова. Может, заставят подчиненных пошустрее исполнять свои поручения?», — отметил один из несостоявшихся новоселов, когда дольщики поднялись на недоделанную крышу долгостроя.
С верхнего этажа вид на округу шикарный, но здесь же — и безрадостная картина: шахты лифтов пусты (не закрыты), крыша засыпана керамзитом (другого покрытия нет), от будущей котельной остался один остов (похитители металла побывали и здесь). Ограждения на лестничных пролетах отсутствуют, окна на верхних этажах — тоже. Перегородки в некоторых квартирах пошли трещинами.
«Если дом не введут в эксплуатацию в течение года, достраивать будет уже нечего. Он разрушится, а остальное разворуют», — подытожила Ксения Нагаева, дольщица кооператива.
Ксения Нагаева
По ее словам, перед тем, как продолжать что-то делать и искать инвестора, нужно проводить строительную экспертизу и выяснить — насколько пострадала конструкция.
Отец не дожил
Члены ЖСК показали недостроенные квадратные метры и рассказали историю покупки квартир. Многие из них взяли ипотеку и платят за нее до сих пор. Вложили материнский капитал. Средства занимали у родственников, влезали в долги… Самая первая продажа квартиры дольщику состоялась еще в 2010 году.
«Вот моя однокомнатная квартира № 63, — сказала еще одна дольщица Наталья Годовикова, показывая „голую“ площадку. Покупали для родителей. Они жили тогда в частном доме, с удобствами на улице. У них в Жасминном дача, поэтому купили здесь, надеялись дышать чистым воздухом, а получили головную боль».
Наталья Годовикова в своей квартире
По ее словам, жилье — однокомнатную квартиру площадью почти 40 квадратных метров с двумя балконами — покупали весной 2013 года за 700 тысяч рублей. Тогда первые два этажа уже стояли. Сдача планировалась на 2014 год. Брали потребительский кредит, выплачивали его несколько лет.
«Не дождались! За время строительства отец умер, а матери пришлось покупать другую квартиру. Первые два года строили хорошо, затем с 2015 года все встало», — поделилась собеседница.
Владельцы квартиры № 69 рассказали другую, не менее драматичную историю.
«Семья приехала из Читы, прошло 6 лет, жилья нет. Деньги сюда вложили, в том числе и средства материнского капитала, а пришлось брать еще ипотеку на вторую квартиру, поскольку жить было негде», — говорит Людмила Тарханова.
Людмила Тарханова
Она заплатила за однокомнатную квартиру 800 тысяч рублей в 2012 году. У дома тогда была уже даже крыша.
Екатерина Дружина и ее муж Денис купили двухкомнатную квартиру № 21 в 2015 году за 1 миллион 400 тысяч рублей. Взяли ипотеку, внесли материнский капитал. Они собирались разъехаться с родителями, с которыми живут до сих пор.
«Платили первые два года по 14 тысяч рублей за ипотеку, теперь получается 12. Это ежемесячный платеж «ни за что», — отметила обманутая дольщица.
Активист и дольщица Ксения Нагаева от имени всего ЖСК рассказала о том, как его члены добиваются справедливости и возможности получить свои квадратные метры.
По ее словам, в реестре дольщиков ЖСК «Росток–95» числится 104 человека. У них на руках договоры с председателем кооператива — Николаем Липкиным — на участие в долевом строительстве. Фактически никакие работы в доме на улице Майской не ведутся с 2015 года. С тех пор, как у председателя ЖСК Липкина закончились средства дольщиков.
Два года (2016 и 2017) ушло на то, чтобы на их дом обратили внимание власти. Инициативная группа писала письма и обивала пороги в минстрое области и администрации города. На объекте побывало много чиновников. В конце концов, в марте нынешнего года его включили в реестр, а куратором назначили сенатора Людмилу Бокову. На заседании комиссии установили срок сдачи — 1 сентября 2018 года, а дом включили в первую группу, наименее проблемную среди долгостроев.
Инвестор исчез
Изначально инвестором стала фирма ООО «Строй Модуль». Пик активной двухнедельной работы этой компании пришелся на время до и после президентских выборов, прошедших 18 марта. На стройку завезли пенопласт для отделки фасада, несколько человек приступили к его монтажу, начали сверлить отверстия под трубы. Но уже 3 апреля на заседание межведомственной комиссии при губернаторе представитель ООО не явился. И у самих дольщиков появились вопросы: фирма небольшая, зарегистрирована в 2015 году, занимается монтажом коммуникаций, уставной капитал невелик (10 тысяч рублей), прибыль показывает по итогам 2016 года всего 172 тысячи рублей. А для достройки дома нужно около 35 миллионов.
«Предложение от инвестора поступило такое: с каждой квартиры собрать по 3% от ее цены на момент продажи и отдать оставшиеся 9 пустых квартир. Мы его начали обсуждать», — говорит Ксения.
23 апреля дольщики на очередном заседании заявили об исчезновении инвестора с объекта, руководитель фирмы — Александр Лазарев — на мероприятие не пришел. Вернуть его пообещал глава города Михаил Исаев. Но сделать этого не смог. Судя по неофициальной информации, поводом для бегства якобы стало невыполнение договоренностей администрацией Саратова выделить компании землю под застройку.
Новая жертва
Сейчас есть еще один инвестор. Это фирма ООО «Билдинг» во главе с Сергеем Солоповым. Хотя официально в минстрое области никаких имен не озвучивают. «Чтобы не вспугнуть», поскольку переговоры только начались. Владельцы фирмы хотят получить также два участка земли под застройку в обмен на решение проблемы обманутых дольщиков из поселка Жасминный.
Между тем, люди считают, что их продолжают кормить «завтраками», а срок разрешения на строительство истекает в декабре нынешнего года.
«Единственное достижение за все это время — официальное признание нас обманутыми и включение в реестр. Все остальное — болтовня, ничем не заканчивающаяся. Снова инвестор, снова просит землю. Нужно проводить строительную экспертизу, оценить сохранность несущих конструкций, подготовить смету завершения строительства», — считают дольщики.
Чтобы окончательно прояснить ситуацию, они обратились в мае прошлого года с коллективным заявлением в прокуратуру Ленинского района. В настоящее время материалы переданы в ОБЭП, где идет проверка.
По их мнению, в проект строительства уже один раз вносились изменения. Соответствует ли он действующим нормам? Многие дольщики сказали, что покупали квартиры в 6 этажном здании, а теперь оно — 7-и этажное. Кроме того, пристройка, выполненная одним из подрядчиков (это видно невооруженным взглядом), покосилась. Видимо, ее также нужно будет демонтировать, возводить заново. Вместо крышной котельной планируется подвести тепловые коммуникации по трубам. Значит, нужно изменять проект. И это только часть проблем, которые едва ли возможно решить в нынешнем году. Судя по всему, в минстрое региона ошиблись, включив «Росток-95» в число тех домов, которые можно ввести в эксплуатацию в первую очередь.
«Пусть пугают, отсижу»
Обманутые дольщики, уставшие ждать, намерены добиваться у губернатора Валерия Радаева и его подчиненных достройки объекта. Сначала они хотели перекрыть железнодорожное полотно у расположенного в поселке переезда. Им объяснили, что за это светит уголовная статья, и они отказались. Второй раз, перед президентскими выборами, они записали обращение к Владимиру Путину и подали заявку на проведение митинга. Тогда на стройке появилась бригада строителей от нового инвестора (проработали на площадке меньше трех недель). Заявку на митинг дольщики забрали, надеялись на продолжение строительства.
Теперь ситуация прояснилась окончательно: один инвестор сбежал, второй — не пришел, срок сдачи дома пропущен. Реальной помощи от областной власти пока — ноль. Люди готовы на самые смелые действия в такой ситуации, вплоть до перекрытия автодороги, ведущей в поселок Сокол.
«Пусть пугают! Я отсижу, если что, 15 суток. Зато хотя бы надежда появится», — сказал один и членов ЖСК «Росток–95», когда речь зашла об ответственности доведенных до отчаяния дольщиков за проведение несогласованных акций.
Мы продолжим следить за развитием событий.
- Обманутые дольщики могут остаться без жилья из-за нового закона
- Губернатор о проблеме обманутых дольщиков: «Ситуация никому не интересна, это нервотрепка со всех сторон»
- Глава Саратова назвал фамилию чиновника, разрешившего застройку территории бывшего авиазавода
- Проблема обманутых дольщиков: губернатор Валерий Радаев не может «дождаться счастья»
- Стоимость достройки проблемного дома в Саратове за три недели выросла на 60 миллионов рублей
- Николай Панков заявил, что проблема обманутых дольщиков в Балаково практически решена