В музее Радищева открылась выставка "Два лика времени. Искусство 1930-1950-х годов", на которой представлена живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство из собрания Третьяковской галереи, Радищевского и Русского музеев.
Этот сложный период отечественной истории был временем сотворения оптимистичного мифа на фоне трагической реальности. Экспозиция, насчитывающая более 60 произведений, состоит из двух разделов - это официальный соцреализм и произведения мастеров, занимавшихся формальными поисками, включая лагерную графику репрессированных художников.
В 1932 году в литературно-художественных организациях началась "перестройка", в результате которой были закрыты творческие объединения и вместо них возникли единые союзы писателей, художников, композиторов и архитекторов. Тоталитарное государство создавало свою культуру, сделав искусство орудием пропаганды государственной политики и восхваления власти.
Из всего многообразия существующих тенденций выбирается соцреализм - живописный язык, доступный пониманию народа, а все остальные стили и направления осуждаются как реакционные и враждебные. Соцреалисты делают акцент на оптимистическом сюжете, ясности решения и законченности картины. Они избегают этюдной недосказанности, цветовой экспрессии и деформации образов - всего того, что давало повод для обвинения в формализме. Изображают гражданскую войну, жизнь трудового народа, приметы нового быта и являются новыми визуальными мифотворцами. Миф о мудрых учителях, ведущих отчизну к светлому будущему, представлен парадными портретами Ленина, Сталина, групповыми композициями народных вождей и их приближенных. Миф о счастливой жизни людей в свободной стране воспевает индустриализацию, героев пятилеток, процветание колхозов и коллективный энтузиазм послевоенных лет.
Хрестоматийны произведения для детей, благодарных товарищу Сталину за их "счастливое детство": в середина зала возвышается "Девочка с бабочкой" - любимое изваяние Сарры Лебедевой. В основе этой парковой скульптуры лежит контраст между крепкими формами девочки и хрупкостью ажурной бабочки. Для большинства посетителей узнаваемы работы "Прибыл на каникулы" Федора Решетникова и "После дождя" Александра Герасимова - по ним советские школьники не один десяток лет учились писать сочинения.
Однако, немало мастеров не допускали вмешательства в творчество партийной идеологии. Свободная экспрессивная манера и выраженная индивидуальность служили поводом для обвинений в формализме. Художники, не получившие официального признания, не могли демонстрировать свои работы. Многие из них были репрессированы и отбывали срок в лагерях, а некоторые даже расстреляны. Крошечные пейзажи Михаила Соколова, написанные в ГУЛАГе спичкой, обмакнутой в чернила и разведенный зубной порошок, показывают силу воли человека, решившего не участвовать в пропагандистской машине манипулирования массовым сознанием.