Эксперты выяснили, почему в регионах России такие плохие дороги и что с этим делать

Эксперты выяснили, почему в регионах России такие плохие дороги и что с этим делать
© ИА «Версия-Саратов»

Эксперты ОНФ подсчитали, что на ремонт и содержание федеральных трасс власти тратят в восемь раз больше денег, чем на региональные трассы. Аналитики пришли к такому выводу после изучения отчетов о тратах денег из региональных дорожных фондов в 2017 году.

Выяснилось, что средний по стране показатель финансовой обеспеченности дорог регионального значения в 2017 году составил 1,2 млн рублей на километр. Для сравнения, Росавтодор за тот же год израсходовал на содержание и развитие километра федеральных дорог 10,3 млн рублей. Получается, что финансирование 1 км федеральных трасс было более чем в 8 раз выше, чем 1 км региональных.

В число субъектов федерации с максимальным финансированием региональных дорог вошла Сахалинская область (6,1 млн рублей на километр трассы), Ненецкий автономный округ (5, 8 млн), Республика Крым (5,7 млн), Севастополь (5,6 млн), Ямало-Ненецкий автономный округ (5,1 млн), Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (4,3 млн), Пермский край (3,9 млн), Московская область (3,5 млн), Чувашская республика (3,1 млн) и Белгородская область (2,6 млн).

В тройку субъектов федерации с самым низким финансированием региональных дорог вошли Республика Хакасия (189 тысяч рублей на километр), Курганская область (288 тысяч), Республика Калмыкия (292 тысяч).

Нормативы расходов утверждены правительством. Суммы трат зависят от категории дороги.

«Для трасс пятой категории, самых „спокойных“, по которым за сутки проезжают менее 200 машин со средней скоростью 60 км/ч, нормативные расходы только на содержание гораздо выше, чем финансовая обеспеченность региональных трасс в вышеперечисленных регионах», — сообщили ОНФ. К примеру, на содержание одного километра дорог Хакасии должны тратить 862 тысяч рублей, Курганской области — 798 тысяч рублей, а Калмыкии — 669 тысяч рублей.

«В целом по стране такая ситуация наблюдается в 29 регионах — Республика Саха (Якутия), Республика Алтай, Тверская область, Республика Тыва, Забайкальский край, Новгородская область и Республика Карелия. А ведь в основном региональные трассы загружены выше, чем дороги пятой категории, и их надо не только содержать, но и проводить капитальный ремонт. То есть реальный дефицит средств в региональных дорожных фондах просто огромен», — сказал эксперт тематической площадки ОНФ «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Александр Стефанов.

дорога в саратовской области
Дорога в Саратовской области / © Татьяна Лукашёва

Если рассматривать только дороги федерального и регионального значения (без учета местных), то федеральные трассы будут занимать лишь 10% от общей протяженности дорог страны (53 тысяч км), при этом на их долю приходится почти половина финансирования — 47% (в 2017 году — 547,6 млрд рублей).

Протяженность дорог регионального значения составляет 495 тысяч км (90% длины всех дорог страны), при этом объем расходов дорожных фондов в 2017 году составил 613,7 млн. рублей, или, без учета Москвы и Санкт-Петербурга, 53% от общего объема расходов.

«Траты на региональные дороги ни в одном субъекте РФ, кроме Москвы, не дотягивают до аналогичного показателя для федеральных дорог, — сообщил Александр Стефанов. По его словам, в Москве финансирование километра дорог выше аналогичного показателя для федеральных трасс почти в два раза.

Президент России Владимир Путин в «майском указе» поставил задачу увеличить долю дорог регионального значения, соответствующих нормам. К 2024 году в стране должно быть не менее 50% таких трасс.

«Для этого надо увеличить финансирование работ по ремонту и содержанию дорог. Президент давал поручение правительству — с 1 января 2019 года зачислять в региональные дорожные фонды 100% акцизов на ГСМ. Аналогичное предложение ОНФ направлял в кабинет министров, чтобы оно было учтено в нацпроекте, посвященном дорожной отрасли. Сейчас в тексте соответствующего нацпроекта наше предложение учтено не в полной мере. А ведь эта мера будет способствовать более активному наполнению дорожных фондов. ОНФ настаивает на том, чтобы в течение следующего года доля топливных акцизов, зачисляемых в региональные дорожные фонды, была повышена до 100%», — подчеркнул Стефанов.

Эксперт также добавил, что соответствующее предложение планируется повторно направить в правительство РФ.

Напомним, за два года по федеральной программе в Саратовской агломерации отремонтировали порядка 150 километров дорог. Регион второй год подряд награждают за проделанную работу по проекту «Безопасные и качественные дороги». Сегодня стало известно о том, что правительство раздало регионам 12 миллиардов на ремонт дорог. Саратовской области денег не досталось. 

Отметим, саратовские водители не перестают жаловаться на состояние трасс области. В прошлом году на конкурс «Убитые дороги» больше всего фотографий прислали из Саратовской области. В середине ноября 2018 года после опроса россиян специалисты SuperJob назвали саратовские дороги одними из самых худших в России. Жители оценили качество дорог на 2,54 балла.

Источник: пресс-служба ОНФ