Если завтра коллапс: после запуска скоростного трамвая в Саратове закроют пять переездов через рельсы. Как это повлияет на движение в городе?

Если завтра коллапс: после запуска скоростного трамвая в Саратове закроют пять переездов через рельсы. Как это повлияет на движение в городе?
Попадающий под закрытие переезд на Посадского / здесь и далее — фото автора / © ИА «Версия-Саратов»

Идею запустить в Саратове скоростной трамвай власти пытаются воплотить в жизнь уже более полувека. За последнее время дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки: проект строительства скоростной трамвайной линии «Мирный переулок — 6-я Дачная» (то есть, по маршруту действующей «тройки») уже разработан специалистами ОАО «Стройпроект» из Санкт-Петербурга и прошел госэкспертизу. Если (и когда) скоростная линия будет построена, то трамвай № 3, вероятно, будет двигаться быстрее. А вот на темпах движения автомобилей в некоторых частях города этот запуск может отразиться, увы, наоборот. Есть подозрение, что в ряде мест стоит ожидать появления новых ежедневных заторов и масштабных пробок.

 

Обещанного полвека ждут

Во времена СССР почти миллионник Саратов не вошел в число городов, где советская власть построила или начинала сооружать метро. Вместо него решили делать скоростной трамвай.

«Исполком областного Совета депутатов трудящихся утвердил проектное задание на строительство в Саратове линии скоростного трамвая», указано в книге «Твои четыре века, город». Дата публикации о событии в местной газете «Коммунист» — 7 июля 1968 года. То есть, решение было принято более 50-ти лет назад.

Прорабатывались, в частности, идеи сделать подземными часть трамвайных линий, как в Волгограде. «Закопать» трамвай предлагалось в районе Сенного рынка и под историческим центром вести маршруты до Набережной.

Однако этим планам не суждено было сбыться. Несмотря на неуклонное продвижение к светлому коммунистическому будущему, о котором населению СССР постоянно рассказывала власть, уже при Брежневе что-то, как говорится, пошло не так. То ли денег совсем не было, то ли управленческой воли и решимости местной власти не хватило — короче, планы по скоростному трамваю в Саратове подвисли на много десятилетий. А потом стало и вовсе не до них.

 

Паралич — наше всё

В последние годы о скоростном трамвае власти снова вспомнили, но уже не от хорошей жизни. Это дает понять, в частности, пояснительная записка тома № 2 «Проекта планировки территории для размещения линейного объекта — скоростной трамвайной линии от Мирного переулка до 6-й Дачной в Ленинском, Кировском и Фрунзенском районах города Саратова с проектом межевания в его составе». Его авторы — председатель комитета по градостроительству и архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» В.А. Желанов, зампредседателя комитета, начальник управления градорегулирования А.В. Пузанова, начальник отдела градорегулирования и планировки территорий А.Г. Шушарин и консультант Е.О. Иванов.

«Рост числа личных автомобилей у жителей городов в пределах 100 автомобилей на 1000 жителей создает бесспорные удобства для владельцев машин, обеспечив им быстрое сообщение с местами приложения труда, объектами социально-культурного обслуживания.

Однако дальнейший безудержный рост уровня автомобилизации (в г. Саратове он приближается к 300 автомобилей на 1000 жителей), несмотря на внедрение новейших систем автоматизации управления движением транспорта, приводит к транспортному параличу, выразившемуся в задержках движения (пробкам) и снижении скорости до 4-6 км/ч.», — указано в документе.

«В современный период в мировой трамвайной практике появились и успешно эксплуатируются скоростные линии с изолированными наземными, подземными и надземными участками. Основные отличительные особенности этих линий заключаются в различной степени изоляции полотна от других видов транспорта и в применении быстроходных вагонов», — подчеркивают авторы.

Они напоминают, что «скоростной транспорт (скоростной трамвай, метрополитен, лёгкое метро, монорельсовый транспорт) в городе Саратове отсутствует, хотя идеи его строительства всплывают с 1960-х годов».

«Основой скоростной трамвайной линии в Саратове должен был стать маршрут № 3. С 1962 года начались работы по перестройке этой линии. В районе Стрелки был построен двухпутный стальной мост над железной дорогой (вместо старого однопутного, существовавшего ещё до революции); он был рассчитан и на скоростное движение.

В центре для ускорения движения сокращалось число остановок, в некоторых местах (например, на пересечении Большой Горной и Железнодорожной улиц) был закрыт автомобильный переезд через трамвайные пути. На других пересечениях планировалось построить неглубокий трамвайный туннель. По ряду причин скоростной трамвай достроен так и не был», — констатируется в пояснительной записке.

 

Что делать?

«Разработка проекта началась с выявления причин низкой скорости сообщения (менее 15 км/час) на маршруте № 3, „узких“ мест трамвайных линий по этому направлению», указано в пункте документа 2.3 «Проектные решения».

«В результате проведенного анализа» выяснилось, что причины «низкой скорости сообщения» — это «пересечение трамвайных линий с автомобильными дорогами в одном уровне (повсеместно)», «густая сеть трамвайных остановок (через 400-600 м)», «наличие трамвайных путей с малыми радиусами поворотов», «отсутствие ограждений на выделенных трамвайных линиях».

В связи с этим в проекте строительства скоростного трамвая разработчики намерены сделать следующие шаги. Закрыть пересечения трамвайных линий с автомобильными дорогами «с небольшой интенсивностью движения автомобилей» «с организацией дублирующих проездов к объектам капитального строительства». Устроить ограждения выделенных трамвайных линий. Реконструировать подземные пешеходные переходы через трамвайные линии. Сократить количество трамвайных остановок, доведя расстояния между ними до 800-1200 метров (вместо нынешних, как уже говорилось выше, 400-600 метров). Обустроить новое разворотное кольцо у Детского парка.

Как эти меры будут реализованы на практике?

Начнем с пункта под названием «Сокращение малодеятельных трамвайных остановок на выделенных линиях трамвая».

Как писало ранее саратовское издание «Бизнес-Вектор», в процессе реконструкции планируется закрыть остановки «Детский дом № 2» между Молодежным проездом и 4-й Дачной, остановки «По требованию» на улице Международной (напротив делового центра «Международный») и остановки «Губернский рынок». Остановку на улице Вавилова перенесут на разворотное кольцо.

Еще более интересная тема — это пункт «Закрытие малодеятельных переездов через трамвайные пути».

Ранее в СМИ была информация о том, что речь идет о планах ликвидировать сразу шесть таких переездов через рельсы.

Чтобы подтвердить актуальность этих планов, редакция отправила запрос в мэрию Саратова.

Из ответа на него за подписью первого заместителя главы администрации муниципального образования «Город Саратов» Д. А. Алексеева следует, что будут закрыты не шесть переездов, а пять. Причем мэрия, судя по ответу, надеется на положительный эффект для города от этого решения.

Попробуем разобраться, есть ли основания для оптимизма.

 

Мина замедленного действия

Начнем мысленное движение по будущим закрытым переездам с кольца трамвая на 6-й Дачной.

В настоящее время рядом с остановкой «5-я Дачная» действуют три переезда через рельсы.

 

Схема 1

 

Один из них — это въезд к воротам 6-й Городской больницы, рядом с перекрестком улиц Олимпийской и Гвардейской.

 

1

2

 

Рядом на той же Гвардейской находится переезд через рельсы, который продолжается улицей 5-я Дачная. Она поднимается в гору мимо бывшего дворца культуры «Мир», 6-й больницы и военного госпиталя к жилым кварталам, спортивному центру «Кристалл», спорткомплексу СГЮА и лыжному стадиону.

 

3

4

 

И, наконец, еще один переезд действует поблизости на пересечении улиц Гвардейской и Бережной.

 

5

6

 

В рамках запуска скоростного трамвая из этих трех переездов планируется оставить только один.

Переезд к воротам 6-й Горбольницы и переезд на Бережной будут закрыты, подтвердила нашему изданию мэрия в ответе на запрос. Останется только переезд через пути возле остановки «5-я Дачная», напротив того места, где когда-то был главный вход на стадион «Салют».

 

Схема 2

 

Транспортный узел, исторически сложившийся в районе 6-й Дачной, уже давно требует пристального внимания городских управленцев.

Еще несколько лет назад в «Газете Наша Версия» была опубликована статья «Узкие извилины», в которой были подробно описаны и проанализированы проблемы этого «узкого горла» города.

Мы писали, что единственной автомобильной дорогой, ведущей от 6 Дачной в сторону Поливановки, со времен СССР была и остается узкая двухполосная Гвардейская, которая проходит параллельно трамвайной линии. Полноценных дорог-дублеров от 4-й Дачной до 10-й у нее по сути нет.

Долгое время городской окраине этой трассы вполне хватало. Однако активная коттеджная застройка территории 6-10-й Дачных, «расползание» многоэтажных домов в этом пространстве и кратно увеличивающийся год от года парк автомобилей стали создавать очевидные сложности.

 

7

 

В последние годы на Гвардейской нередко бывают масштабные заторы и пробки, поскольку любое ДТП на такой узкой дороге полностью блокирует все движение. Иногда в обоих направлениях.

При этом Гвардейская (которая затем превращается в Большой Дачный проспект) — это, по сути, единственная транспортная артерия, по которой можно добраться со стороны центра в массив Поливановки и из него. А также до «серпантина» на Кумыске (и уехать после него в Заводской, например) — и обратно.

То есть, участок от 4-й до 7-й Дачной — уже сейчас место непростое само по себе, без всяких реформ по закрытию переездов. Но с ними его напряженность еще более возрастет.

 

Программа развития заторов

В настоящее время через три действующих переезда в районе 5-й Дачной двигаются множество машин в самых разных направлениях.

Это автомобили, которые едут с разных сторон Гвардейской в 6-ю Горбольницу, военный госпиталь, спортивные комплексы на горе у леса, лыжный стадион, к коттеджам и многоэтажным домам (на 4-й и 5-й Дачных), — и обратно. На эти потоки наслаивается транзитный транспорт, который следует по Гвардейской в оба направления — со стороны 7-10-й Дачных в центр и со стороны центра на Дачные, в том числе на объездную дорогу через Кумысную поляну. А также автотрафик «с» и «на» улицы Бережная и Олимпийская.

 

Схема 3

 

После закрытия двух действующих переездов Саратов рискует получить на 5-й Дачной впечатляющую по масштабу проблему. А именно — концентрацию множества автомобилей на узкой двухполосной Гвардейской в точке переезда через трамвайные пути. И пробки на въезде на этот переезд по обе стороны трамвайной линии.

 

Схема 4

 

Уже сегодня любой автомобиль, которому, к примеру, требуется завернуть с Гвардейской из центра на этот переезд (то есть, повернуть налево через встречку) автоматически останавливает движение на обеих полосах. То же самое происходит, когда налево на Гвардейскую нужно выехать машине, которая двигается через переезд со стороны леса.

Автомобилисты, которые постоянно ездят в этом месте, знают о других вариантах и ими пользуются. Те, кто едут со стороны новых домов у остановки 4-я Дачная, заворачивают на Гвардейскую на пересечении с Бережной или уходят сразу на Бережную, чтобы выехать на Панфилова (а также делают это в обратном направлении, возвращаясь домой).

Те, кто едут «с горы», часто сразу двигаются через Гвардейскую площадь (перед дворцом культуры) на переезд с Бережной, чтобы не встревать в «узкое горло» на переезде напротив подъема.

Может ли единственный переезд, который останется в этом месте, быть полностью блокирован? Разумеется, да — это может произойти из-за трамвая, который встанет на переезде из-за обесточки, или в результате столкновения с автомобилем. Такие ДТП в Саратове, увы, не редкость.

(Достаточно вспомнить о тех происшествиях, что с регулярностью происходят, к примеру, на пересечении проспекта 50-летия Октября и улицы Технической, где множеству машин тоже надо сделать сразу несколько поворотов на ограниченном пространстве).

В этом случае ближайшим доступным станет переезд, расположенный через 700 с лишним метров рядом с остановкой Детский дом N2. Но по дороге-дублёру Гвардейской (которая идет выше линии трамвая мимо домов, детского сада № 203 и детской школы искусств № 18) до этого переезда ещё надо как-то доехать. Проблема же состоит не только в том, что эта дорога разбита. Но и в том, что на участке возле школы искусств на ней вообще нет асфальта, например. И после любого дождя он превращается в пространство расквашенной грязи, которое преодолеет не всякий автомобиль.

При этом пересечение улиц Гвардейской и Бережной — тот случай, где обе улицы вместе с переездом через трамвайные пути образуют правильный перекресток крестообразного вида. То есть, в этом месте можно было бы поставить светофор и решить часть описанных выше проблем.

 

Схема 5

 

Однако именно этот переезд решено закрыть. Ведь если его оставить, то будущий скоростной трамвай не сможет разгоняться на маленьком перегоне между 5-й и 4-й Дачными. Поэтому в жертву, как выходит из планов разработчиков, будут принесена скорость движения по Гвардейской. А она из-за закрытия двух из трех переездов рискует снизиться в часы пик до нуля.

Любой водитель с любым стажем хорошо понимает, что место концентрации автомобилей, которым нужно разъехаться в четырех разных направлениях на узкой двухполосной дороге, — это потенциальная точка многочисленных ДТП. Риски, что машины будут биться чаще в этом «узком горле» единственного переезда, серьезно возрастают.

Как будут преодолевать потенциальные пробки на Гвардейской после закрытия переездов «скорая помощь», пожарные, газовики, водоканал, коммерческий транспорт?

Глобально идея модернизации трамвая состоит в том, чтобы им стали пользоваться больше людей. Но специалистов коммунальных служб, пожарных и врачей «скорой» не отправишь на вызовы на трамвае. Они должны передвигаться на спецтранспорте.

У 6-й Горбольницы по планам тоже не будет «своего» переезда через рельсы, который действует сейчас. Сегодня для того, чтобы приехать к воротам, например, с улицы Олимпийской, водителю «скорой» нужно повернуть на светофоре и пересечь трамвайные пути.

Когда переезд будет закрыт, машине «скорой» придется с Олимпийской сначала повернуть на Гвардейскую, затем постоять в очереди на поворот и только потом вдоль территории проехать к воротам. В критических случаях застревание «скорой» в пробке чревато большими проблемами для здоровья людей.

В общем, пока ситуация выглядит так, что множество неглупых людей не придумали ничего умнее, как оставить на 5-й Дачной самый неудобный и потенциально аварийный переезд через пути.

Возможно, разработчики проекта скоростного трамвая из Санкт-Петербурга попросту не понимают, как устроена территория от 6-й Дачной до Молодёжного проезда в Саратове. И потому масштаб последствий от закрытия двух переездов через рельсы на 5-й Дачной не осознают. А в мэрии города не нашлось тех, кто бы мог подвергнуть эти идеи критике, ориентируясь по месту и реальным обстоятельствам, перечисленным выше.

Разумеется, нельзя исключать, что ситуацию неправильно понимаем мы. И прогноз на будущее после закрытия двух переездов из трех — исключительно благоприятный. Однако здравый смысл и элементарная логика подсказывают, что это не так.

 

Тупик как будущее

Еще одной зоной дополнительного напряжения в рамках запуска скоростного трамвая может стать и проспект 50-летия Октября. Логичный вопрос в этой ситуации — «Куда уж больше-то?!». Но разработчики проекта трамвая смогли найти такое решение и для этой улицы.

Сейчас от 3-й Дачной до Стрелки действуют три переезда через трамвайные пути — у остановки Жиркомбинат/Саперная (с поворотом на 2-й Красноармейский тупик), на пересечении проспекта и Делового тупика (между остановками «2-я Дачная и «Вишневая») и на пересечении проспекта и улицы Технической.

В этой части города у трамвая есть реальная протяженная выделенная линия. Но с точки зрения связности кварталов для других целей три переезда на протяжении примерно трёх километров — это мало для такого крупного города, как Саратов.

Однако по планам после запуска скоростного трамвая их будет уже не три, а два: переезд через пути на пересечении проспекта 50-летия Октября и Делового тупика тоже планируется закрыть.

 

8

9

 

То есть, Деловой тупик, который сейчас упирается одним своим концом в полотно железной дороги, превратится в двусторонний. В совершенный тупик, так сказать.

При этом в большом здании, которое расположено в этом тупике, находятся множество организаций, которые привлекают большой поток автомобилистов. А именно — инспекция налоговой службы РФ по Ленинскому району, управление Пенсионного фонда, клиника и множество коммерческих структур. (А через дорогу напротив еще строится новый медицинский центр).

 

Деловой тупик

 

С закрытием переезда весь поток машин, которым нужно попасть на дорогу-дублер вдоль заводов, станет собираться в двух точках — на переездах у Жиркомбината и на Технической. И если первый — еще относительно спокойное место (особенно если там не застревает, например, огромная фура), то перекресток на Технической — крайне напряженный транспортный узел, в котором множество потоков движутся в разных направлениях. Там регулярно происходят аварии, которые блокируют движение и машин, и трамваев. Закрытие переезда на Деловой тупик это напряжение на перекрестке проспекта с Технической еще более усилит.

 

Центр, у нас проблемы

Подарки проектом скоростного трамвая запланированы и для центра Саратова. А конкретно — на улице Астраханской.

В настоящее время на Астраханской от Сенного до Вавилова действуют пять переездов через трамвайные пути — на пересечении с улицами Посадского, Зарубина, Кутякова, Московской и Большой Казачьей.

Разработчики проекта скоростного трамвая предлагают ликвидировать первые два — на Посадского и на Зарубина.

 

11

 

Таким образом, обе эти улицы будут прерваны трамвайными путями и превратятся в частично тупиковые.

 

12

13

 

Связность и проницаемость для передвижения целого ряда центральных кварталов от этого станут хуже. Увеличится концентрация автомобилей на пересечении Астраханской и Кутякова, а также на исторически плохо устроенной и сложной развязке у Сенного рынка. С большой вероятностью вырастут заторы перед этими точками. Зато трамвай на перегоне между Сенным и Кутякова будет якобы двигаться намного быстрее. «Но это не точно».

 

Астраханская

 

Даже непрофессионалу понятно, что единственный способ радикально решить проблему множественных пересечений транспорта в конкретных точках, — это развести потоки по вертикали. То есть, строить многоуровневые развязки.

В случае с перекрестком проспекта 50-летия Октября и Технической, вероятно, есть смысл обсуждать строительство туннеля для одного из направлений движения машин и отдельной независимой эстакады для трамвая. Или туннеля для трамвая. Только это может помочь электротранспорту в этом конкретном месте не вставать на длительное время из-за любого ДТП.

Строительство эстакады от Вишневой до 1-й Дачной подсказывает и рельеф местности. Само место при этом не представляет из себя чего-либо ценного с точки зрения архитектуры и «уникальных городских видов.» Так что эстакада для трамвая, если бы ее там построили, не испортила бы вообще ничего.

Полвека назад в СССР хорошо понимали, что без серьезных капитальных вложений проблему пересечений трамвая с автодорогами принципиально решить невозможно. Недаром же в пояснительной записке есть упоминание о том, что советские планировщики намеревались «построить неглубокий трамвайный туннель».

Но в наше время для решения этой проблемы просто решили закрыть пять переездов. Как говорится, «дёшево и сердито».

О строительстве трамвайных эстакад или туннелей речи вообще не идет. Этой темы нет в повестке городского обсуждения. Как нет ее и в каких-либо перспективных городских планах развития.

Это, в свою очередь, означает, что по сути проблема пересечений путей электротранспорта с автодорогами не будет решена с запуском скоростного трамвая вообще никак. И останется головной болью на многие будущие десятилетия.

 

«Предложения по мере возможности учтены»

В запросе информации в мэрию наше издание задало следующие вопросы.

Проводились ли администрацией МО «Город Саратов» или иными организациями («СГЭТ», вузами, иными структурами) какие-либо исследования о том, как закрытие упомянутых переездов через трамвайные пути может отразиться на общей ситуации с автомобильным трафиком в этих и близлежащих кварталах города?

Есть ли у мэрии Саратова, СГЭТ и других организаций, ответственных за дорожную ситуацию в Саратове, понимание того, как закрытие переездов может повлиять на общую транспортную ситуацию в городе, на связность микрорайонов и кварталов города, на появление новых пробок на дорогах?

Ответ: «Все исследования, в том числе дорожной ситуации, проводились проектантами в ходе выполнения проектных работ в согласовании с администрацией муниципального образования «Город Саратов» и специализированными службами города. Социально значимые вопросы, в том числе уменьшение количества остановок и переездов, широко обсуждались на разных площадках, в средствах массовой информации.

Различные предложения и мнения участников обсуждения рассматривались проектантами и по мере возможности учтены в окончательной редакции проекта».

В целом, судя по этому документу, администрация Саратова уверена в том, что закрытие остановок и пяти переездов позволит «увеличить в два раза среднюю эксплуатационную скорость движения трамваев; перевозить меньшим числом трамваем большее количество пассажиров; за счет скорости и комфорта привлечь дополнительных пассажиров, разгрузив таким образом дублирующую автомагистраль и второстепенные автодороги. Дорожно-транспортная ситуация в зоне действия скоростной линии улучшится, качество перевозок пассажиров значительно повысится».

Проект строительства скоростной трамвайной линии специалистов Санкт-Петербурга для Саратова уже прошел госэкспертизу и, как указала мэрия в ответе на запрос, «не подлежит изменению».

К каким последствиям он приведет в реальности, нам придется узнать и прочувствовать на собственном опыте. По всем признакам, яркие эмоции саратовцам гарантированы.