В прошлом году на выезде из Саратова построили и запустили в эксплуатацию два новых объекта — надземные пешеходные переходы на Вольском тракте и Усть-Курдюмском шоссе. На них потратили около 100 миллионов рублей. Деньги поступили из бюджета в рамках федеральной программы «Безопасные и качественные дороги». Мы посмотрели, пользуются ли эти переходы популярностью у жителей и гостей города (и, кажется, это — провал).
Напомним, выбор места размещения объектов проходил в спешке. Видимо, местные власти боялись, что не успеют освоить выделенные средства. Кстати, аналогичная ситуация наблюдалась и с «желтыми заборчиками», которыми Москва обнесла саратовские дороги в 2017 году.
Уже во время старта строительства надземных переходов люди недоумевали: кто и как определял места для их размещения? Востребованы ли саратовцами эти дорогостоящие объекты сейчас? Как эксплуатируются и в каком они состоянии? Чтобы ответить на эти вопросы, ИА «Версия-Саратов» пришлось провести серию «следственных» экспериментов.
Радаев и фаллический символ
В первую очередь, мы побывали на Вольском тракте.
История объекта. Длина пешеходного перехода составляет 62,2 метра. Протяженность лестничных сходов от 28 до 30 метров. Ширина перехода более 3 метров. Для надземного перехода были смонтированы три железобетонные монолитные опоры и светопропускающее ограждение. Для освещения использованы 35 светильников, оборудованы подъемные платформы для инвалидов, по одной с каждой стороны (ценой по 1,5 миллиона каждая) грузоподъемностью до 225 килограммов.
Строительство началось 28 мая 2018 года. Переход запущен в эксплуатацию 8 ноября того же года. На церемонию открытия приезжали губернатор Валерий Радаев, мэр Саратова Михаил Исаев и глава Саратовского района Иван Бабошкин.
Мы установили камеру и в течение получаса вели видеосъемку. За это время по переходу прошло 33 человека. Среди пешеходов — люди разного возраста: парни, девушки, дети, бабушки, дедушки. Казалось бы, проходимость высокая? Ан, нет!
Расположенные здесь торговые комплексы посещают в среднем 8 тысяч человек в день, одних только работников — в пределах 500. Если «раскидать» число посетителей объектов торговли на 12-ти часовой рабочий день, получится 333 человека на каждые полчаса.
Действительно, зачем им переход, да еще надземный? Большинство приезжает сюда на машинах, тут есть огромная парковка. Пешеходы прибывают на автобусах. Их остановки на той же стороне дороги, что и предприятия торговли. Через надземный пешеходный переход идут только жители поселка Солнечный. Последних очень мало.
Когда мы вошли внутрь сооружения, стало понятно, что его зачастую используют, мягко говоря, не по назначению. Переход почти всегда пустой, поэтому здесь можно делать все, что захочется. Кстати, когда его открывал губернатор, ему продемонстрировали толпу народа. В реальной жизни ее нет.
Публика здесь, судя по оставленным ею следам, собирается веселая. На полу намалеван огромный фаллический символ. По всей длине перехода — разбитые и опорожненные пивные бутылки, упаковки от презервативов. Кроме того, намалеваны надписи разного содержания. Кругом запах мочи и экскрементов.
Техническое состояние также неидеальное. Резиновое покрытие ступенек («антискольжение») уже оторвалось, кое-где на железных конструкциях проступает ржавчина. Устройство для транспортировки инвалидов зачехлено, воспользоваться им невозможно, никакого персонала поблизости нет.
Один из посетителей перехода — велосипедист Иван — возмутился фактами увиденного им вандализма (он шел по новому надземному переходу первый раз в жизни): «Загадили быстро, нечем местной молодежи заняться по вечерам. Судя по пустым бутылкам, отдыхают тут хорошо, пивко и лимонад пьют, понятно — досуг нужен молодежи».
Мы опросили еще 6 саратовцев. Все они возмущались отвратительным состоянием недавно открытого сооружения и наплевательским отношением городской власти к этому вопросу.
Отметим, контракт на обслуживание выиграло ООО «ДП-6». Тендер объявляло региональное министерство транспорта и дорожного хозяйства. Именно эта структура (ООО) отвечает за уборку и сохранность перехода, а также за работу устройства для транспортировки инвалидов.
Где переход нужнее
Но самое страшное заключается в том, что надземный переход не сделал дорогу более безопасной для пешеходов и водителей. Наоборот, стало еще хуже. В пятидесяти метрах от сооружения (до и после перехода) продолжают перебегать дорогу пешеходы.
Нам удалось сфотографировать четверых таких «камикадзе» (всего их было 10 за час). И это только подтверждает версию о неправильно выбранном месте для строительства.
Своими наблюдениями по этому поводу с нами поделился Сергей — продавец расположенного неподалеку магазина: «Я сижу здесь с 9.00 до 18.00 часов. По переходу ходят дети и пожилые люди. Очень многие перебегают улицу, не заходя в переход. Это потому, что многим людям проще пройти внизу. Адекватные, конечно, идут, как положено. Недавно была авария, две машины столкнулись из-за таких перебежчиков».
Очень рискуют и горожане, выходящие из перехода прямо под колеса автомобилей. Справа по ходу движения (в сторону Вольска) расположена автозаправка. Выезд — в метре от выхода из перехода.
Нам удалось сфотографировать детей, лавирующих в транспортном потоке на входе в сооружение. Они ходят здесь самостоятельно — в игровые комплексы и кинотеатры, расположенные на противоположной стороне Вольского тракта. Никто из детей, к счастью, под колеса машины пока не попал.
Мы прошли около 100 метров в сторону кольца, где находится конечная остановка троллейбусного маршрута № 10. Здесь заканчивается проспект Строителей и начинается Вольский тракт. Тут огромный поток машин, а перейти транспортную развязку практически невозможно. Проходимость здесь в десятки раз выше, по сравнению с тем местом, где построен новый надземный переход. Рядом расположены остановки автобусов дачных маршрутов, неподалеку — платформа электрички. В конце концов, тут есть промышленная зона и несколько работающих предприятий.
По словам жителя поселка Солнечный Владимира, переход нужен был именно на проспекте Строителей, поскольку поток людей здесь намного больше. Горожанка по имени Татьяна попросила у городских властей: «Пусть поставят хотя бы кнопочный светофор, а то переходить дорогу страшно. Каждый раз лотерея — задавят тебя или остановятся».
Кстати, с аналогичными просьбами к главе региона подходили местные жители в день открытия надземного перехода на Вольском тракте. Радаев поручил тогда региональному минтрансу проработать этот вопрос. С тех пор ничего не изменилось: нет кнопочного светофора, а строительство еще одного надземного перехода отсутствует в планах работы на ближайшие несколько лет.
Как в пустыне
Также мы посмотрели, как функционирует второй надземный пешеходный переход — на Усть-Курдюмском шоссе.
История объекта. Однопролетный надземный пешеходный переход имеет длину 52 метра. Его начали строить 28 мая 2018 года. К переходу примыкают два лестничных подхода с левой и правой стороны. Внутри смонтированы приспособления для транспортировки инвалидов. Цена объекта более 45 миллионов рублей. Строительство закончилось 23 октября прошлого года. Церемония открытия состоялась 25 октября 2018 года. В ней также принимали участие губернатор Валерий Радаев и мэр Саратова Михаил Исаев.
Наша видеокамера зафиксировала трех человек, прошедших по пешеходному переходу в течение получаса. Это — местные жители, они шли на остановку, чтобы сесть на автобус и поехать в Саратов. Поток машин здесь огромный, лезть под колеса никто из них не захотел.
По нашим подсчетам, в день по переходу могут проходить не более 25 человек. Об отсутствии большого числа пешеходов наглядно свидетельствует стерильная обстановка внутри. Все выглядит, как новое! Похоже, этот объект расположен так, что не привлекает сюда даже вандалов.
Приспособление для транспортировки тяжеловесных (до 225 килограмм) инвалидов здесь заблокировано цепью. Воспользоваться им нельзя. Мы нажали кнопку вызова персонала с двух сторон, но никакой реакции не последовало. Никто не пришел.
Между тем, когда губернатор Валерий Радаев открывал переход, он поручил подчиненным: «Надо указать расписание (работы подъемника), телефоны министерства (транспорта и дорожного хозяйства)». Такой информации в переходе мы не нашли. И обещанного главой региона эскалатора для сумок тоже.
Куратор, мусорщик, вандал
Через полчаса к нам подъехал куратор двух надземных переходов, представитель областного минтранса, главный специалист Алексей Смиркин. Как потом выяснилось, в переходе установлена камера видеонаблюдения, которая и зафиксировала наше присутствие. Затем информацию передали в минтранс и куратор срочно выехал на объект.
Алексей Смиркин
Главный специалист рассказал об актах вандализма и мерах, принимаемых для их пресечения.
«На лестнице видны следы протекторов мотоцикла, квадроцикла и даже легкового автомобиля. Местные жители сообщили, что здесь устраиваются гонки на этих видах транспорта. По их словам, со стороны Усть-Курдюма сюда один раз заехал Nissan Qashai, развернулся и выехал обратно. После этого здесь была установлена видеокамера», — пояснил Смиркин.
Он рассказал, что видеокамера записывает все происходящее. Информация в течение недели хранится на жестком диске сервера.
«Если попытки въезда повторятся, запись передадим в полицию. Такая же камера будет установлена до конца июня и в переходе на Вольском тракте», — пообещал он.
Возможно, это сократит число актов вандализма. Хотя вопросы к чиновникам остаются. Например, почему при проектировании и покупке оборудования нельзя было сразу же разобраться с этой проблемой? Ведь по сравнению со стоимостью всего перехода, система видеонаблюдения стоит не так дорого.
Представитель минтранса пояснил, что обслуживанием перехода занимается ООО «Зоринка», вопросов по уборке к ней нет. Зато у самой фирмы есть претензии местным жителям. Например, в объектив нашей камеры попал паренек, сложивший 4 огромных пакета с мусором рядом с остановочным павильоном, расположенным у входа в надземный переход.
Затем приехал работник ООО «Зоринка» Владимир, который забрал мусор — сложил его в кузов машины. Он высказал претензии в адрес саратовцев, за которыми приходится убирать. Мы предложили ему взять у нас видеозапись и найти нарушителя.
«Черт с ним!» — махнул рукой Владимир.
В результате эксперимента получилась такая картина: за час мы увидели троих пешеходов, двух работников (куратор и мусорщик) и одного вандала. Загрузка перехода фактически нулевая.
Что мы выяснили?
Около 100 миллионов рублей «вылетели в трубу», безопасность дорожного движения кардинально не увеличилась, переходы установлены не в тех местах, где востребованы. Переход на Усть-Курдюмском шоссе практически не используется, на Вольском тракте загружен по минимуму.
К переходу на Вольском тракте трудно подойти, пути подхода со стороны автозаправки не оборудованы. Возможно, именно на Вольском тракте были бы к месту ограждения («желтые заборчики»). Они бы не дали людям перебегать дорогу. Но их там нет.
Системой «антивандал» с самого начала никто не озаботился. Камеры установили только через полгода после ввода в эксплуатацию. На Вольском тракте их нет до сих пор. Воспользоваться приспособлением для инвалидов невозможно. По нашим данным, за все время с начала эксплуатации их не расчехляли ни разу!
Переход на Вольском тракте в ужасном состоянии. За чей счет его будут восстанавливать? А ведь не прошло еще и одного года с начала эксплуатации. В момент строительства объекта, официальный сайт правительства Саратовской области сообщал, что при надлежащем уходе переходы прослужат около 100 лет. А без ухода сколько?
P.S. ИА «Версия-Саратов» будет и дальше следить за тем, как «живут», а вернее «влачат существование» два надземных пешеходных перехода, которые, как оказалось, практически не нужны саратовцам.