Исполнение и наказание: федеральная служба раскрыла сомнительную схему заключения мэрией Саратова контрактов по набережной

Исполнение и наказание: федеральная служба раскрыла сомнительную схему заключения мэрией Саратова контрактов по набережной
новая набережная / © ИА «Версия-Саратов»

Саратовское УФАС раскрыло странный способ заключения контрактов мэрией при ремонте новой набережной и Набережной Космонавтов. Чиновники под благовидным предлогом «горящих» сроков исполнения работ в рамках национального проекта заключили контракты с единственным поставщиком, который не мог и не собирался выполнить работы по контракту самостоятельно.

Речь идет о деле, которые было возбуждено Саратовским УФАС еще 29 ноября 2022 года. В нем фигурируют комитет по строительству и инженерной защите администрации Саратова (заказчик) и АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России» (генподрядчик). Заключение по делу было дано только на этой неделе.

В документе УФАС говорится о том, что между заказчиком и генподрядчиком 13 ноября 2021 года был заключен контракт на благоустройство новой набережной от улицы Вольская до улицы 2-я Садовая. Сумма контракта составила 64 миллиона 366 тысяч рублей. Сроки были очень сжатые, работы нужно было выполнить до 24 декабря 2021 года.

Однако АО «ПУИС «УС- 3 ФСИН России» заключили договор субподряда от 23.11.2021 с ООО «Группа компаний А4» на выполнение работ по устройству декоративного ограждения и монтажу малых архитектурных форм за 3,45 млн рублей. А 19.11.2021 был заключен еще один контракт с МУП «Саргорсвет» на выполнение работ по устройству наружного освещения на сумму 6,23 млн рублей. Антимонопольное ведомство сделало вывод, что генподрядчик изначально не собирался сам исполнять договор.

Кроме того, 19 ноября 2021 года между комитетом и ФГУП «Управление строительства № 3 ФСИН России» был заключен контракт на проведение проектно-изыскательных работ в целях реконструкции причальной стенки протяженностью 642 погонных метра на Набережной Космонавтов от примыкания двухъярусной набережной до примыкания к Казанскому мосту через Глебучев овраг. Сумма контракта составила 11,142 млн рублей. Условиями контракта была предусмотрена возможность привлечения субподрядчиков. Этим воспользовалось АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России», заключив договор субподряда с ООО «ТД Альфастрой», но его цена уже была 7,479 млн рублей (67% от цены контракта).

То же самое произошло с контрактом, который касался корректировки проектно-сметной документации в части пересчета сметной стоимости и разработки рабочей документации по объекту: «Очистные сооружения ливневого коллектора Глебучева оврага». Изначально сумма контракта составила 28,934 млн рублей, но субподряд был отдан ООО «Ботаника Групп» за 26 млн рублей (90% от цены контракта).

АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России» относится к предприятиям уголовно-исполнительной системы и имеет право пользоваться преференциями установленными п. 11 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Однако заключить с ним контракты без торгов можно только в случае, если речь идет о низкоконкурентных рынках или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций). Однако рассматриваемый рынок работ на территории Саратовской области является конкурентным.

Проблема в том, что подрядчик АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России» находится в Уфе, а работы, предусмотренные контрактами необходимо выполнить в Саратове. Согласно письменным пояснениям генподрядчика, штатная численность обособленного подразделения в Саратове составляет 14 человек. Но выполнять работы на набережной они бы все равно не смогли.

«В силу режима содержания осужденных к лишению свободы, установленного действующим законодательством, АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России» находясь в городе Уфа и не имея рабочей силы, которая может свободно передвигаться по территории между разными субъектами Российской Федерации не могло и не имело намерения лично выполнять работы на территории Саратовской области. Таким образом, заказчик на стадии заключения контракта должен осознавать тот факт, что АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России» в силу специфики своей деятельности, не обладает возможностью осуществления лично всех работ, предусмотренных контрактом», — отметили в УФАС.

В свое оправдание чиновники мэрии заявили, что в 2021 году в рамках реализации мероприятий национального проекта «Жилье и городская среда» федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» в Саратове по результатам открытого аукциона между комитетом и АО «Авиапромстрой» был заключен муниципальный контракт по благоустройству территории новой набережной Саратова. Но он был расторгнут по инициативе комитета в связи со значительной прострочкой и низким процентом готовности объекта.

После расторжения контракта возникла срочная потребность в определении организации для завершения работ по благоустройству. Расчетная дата заключения контракта в этом случае приходилась на середину декабря 2021 года, что делало невозможным исполнение всех обязательств.

«Использование конкурентных процедур определения подрядчика влекло неизбежный срыв сроков реализации мероприятия национального проекта. В связи с тем, что реализация мероприятий, проводимых, в рамках национального проекта не могла быть поставлена в зависимость от результата закупочной процедуры, проведение которой требует временных затрат был заключен муниципальный контракт от 13.11.2021 года с ФГУП «УС-3 ФСИН России», — объясняется неконкурентный способ определения подрядчика.

В УФАС усмотрели в действиях мэрии и АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России» признаки нарушения п. 4 ст. 16 закона о защите конкуренции, которые указывают на намерение чиновников обойти обязанность проведения закупочных процедур. А субпорядчики получили «доступ к бюджетным средствам и право выполнения спорных работ».

«Указанная модель поведения комитета по строительству и инженерной защите администрации муниципального образования «Город Саратов» и АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России» свидетельствует о направленности умысла названных хозяйствующих субъектов на заключение антиконкурентного соглашения, в результате которого другим хозяйствующим субъектам создалось препятствие доступу на товарный рынок», — сделали вывод в ведомстве.

Рассмотрение дела назначено на 27 апреля 2023 года.

Отметим, что судя по данным сайта Rusprofile, АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России», созданное 25 ноября 2021 года, сейчас находится в процессе ликвидации. За это недолгое время компания успела стать поставщиком в 78 государственных контрактах на сумму 1 629 786 168 рублей. Самые значительные из них приходятся на Саратовскую область. Это 9 контрактов с ГКУ СО «Управление капитального строительства» на общую сумму 633 млн рублей, 9 контрактов с администрацией Заводского района Саратова на сумму 240 миллионов и другие.

Планируются ли проверки правоохранительных, надзорных и контрольных органов способов исполнения данных контрактов, неизвестно.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции