Госдума отклонила закон, предлагающий защищать национальные интересы страны с помощью создания рекламной монополии

Госдума отклонила закон, предлагающий защищать национальные интересы страны с помощью создания рекламной монополии
© gazetabiznes.ru

В начале июля 2022 года в Госдуму депутатом Артемом Кирьяновым («Единая Россия») был внесен законопроект с поправками в ФЗ «О рекламе». Он предусматривал создание «единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений».

Этой организации, выбранной по произвольным критериям, предлагалось предоставить значительные преференции по отношению к существующим игрокам на рынке. Например, полномочия по разработке программного обеспечения, использование которого являлось бы обязательным для всех операторов наружной рекламы, право на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках и транспорте, находящихся в государственной и муниципальной собственности, рекламные объекты на срок 30 и более лет без процедуры торгов и без получения разрешений на установку и эксплуатацию.

Кроме того, «оператор» мог не соблюдать требования отраслевых техстандартов, включая требования правил дорожной безопасности и не руководствоваться законодательством об охране культурного наследия. По сути, создавалась монополия, с чем государство в последние годы активно борется.

Автор обосновывал свою идею тем, что новый закон позволит защитить национальные интересы страны и «нивелировать последствия ограничительных мер в отношении Российской Федерации со стороны недружественных иностранных государств».

Документ был принят в первом чтении 15 июля — всего через неделю после внесения. Можно предположить, что у общественности, представителей бизнеса и парламентариев не хватило времени на его изучение, обсуждение и внесение правок.

Однако позже резко против выступили представители власти, предприниматели, общественники, депутаты Госдумы и сенаторы. Среди них были РСПП, «Опора», «Деловая Россия», Союз операторов наружной рекламы. Большой резонанс вызвал доклад «Минченко консалтинг», предупреждавший о негативных вторичных эффектах законопроекта — прежде всего, воздействии на инвестиции.

За отклонение проекта высказались лидеры оппозиционных парламентских фракций Алексей Нечаев («Новые люди»), Сергей Миронов («Справедливая Россия — за правду»), Леонид Слуцкий (ЛДПР), Геннадий Зюганов (КПРФ), глава профильного комитета Совета Федерации Андрей Кутепов. На законопроект из более чем 60 регионов поступили негативные отзывы. В том числе, против выступила администрация Саратова.

ИА «Версия-Саратов» направило запросы всем депутатам Госдумы и сенаторам Совета Федерации, представляющим Саратовскую область, с просьбой оценить законопроект.

Депутат Госдумы Ольга Алимова (КПРФ) сообщила, что фракция КПРФ приняла решение голосовать против документа и сделала это 15 июля. Она отметила, что в проекте закона не прописано финансово-экономическое обоснование и механизм реализации новых норм. «Применительно к общественно-политической жизни страны, последствия принятия законопроекта в предлагаемом виде станут таковы, что сделают „разрешительным“, то есть практически невозможным, размещение политической рекламы оппозиционных партий и политиков», — добавила народная избранница.

Депутат Николай Панков («Единая Россия») отметил, что правки к документу и предложения, направленные гражданами и организациями, участниками рынка и экспертами, органами власти и так далее, будут учтены. Депутат Виталий Ефимов («Единая Россия») признался, что не может дать «объективную экспертную оценку», так как является членом комитета ГД по транспорту, а законопроект рассматривается комитетом по экономической политике.

В профильном комитете нижней палаты парламента — по экономической политике — ИА «Версия-Саратов» сообщили, что из-за большого резонанса продлен срок предоставления поправок к документу. Однако создание рабочей группы по доработке документа не планируется.

Пока готовился материал, разум все-таки возобладал. Сначала поступила рекомендация спикера Госдумы Вячеслава Володина не принимать проект закона. Позже, при рассмотрении во втором чтении, документ был отклонен.

«Руководство Госдумы показало, что у парламента есть субъектность. Что фракция парламентского большинства, несмотря на свое доминирование, готова прислушиваться к разумным доводам со стороны оппозиции и участников рынка. Что голос регионов имеет значение и вес на федеральном уровне», — высказался по этому поводу глава «Минченко консалтинг» Евгений Минченко.

Можно констатировать, что в сложный период СВО законодательная власть старается сохранить динамизм и конкурентную среду в российской экономике, несмотря на лоббистские попытки превратить общественное благо в частную ренту.