«Илон Маск делает это в крупных масштабах, а я — у себя в гараже»: история бывшего полицейского из военного городка под Саратовом, который создает летающий гоночный автомобиль и намерен запустить ракету в космос

«Илон Маск делает это в крупных масштабах, а я — у себя в гараже»: история бывшего полицейского из военного городка под Саратовом, который создает летающий гоночный автомобиль и намерен запустить ракету в космос
Валентин Демченко в своём автомобиле / © ИА «Версия-Саратов»

Конструктор-любитель Валентин Демченко из ЗАТО Светлый Саратовской области прославился в 2016 году. Сначала он выложил на канале в Youtube ролик на котором его сын катается на сноуборде с помощью самодельного дрона и назвал это «дронбордингом». Позже он создал точную копию летающего беспилотника из популярной компьютерной игры Half-Life, которую в этом году у инженера купила компания-разработчик Valve. Сейчас мужчина работает над созданием летающего автомобиля и хочет запустить самодельную ракету в космос. Валентин встретился с корреспондентом ИА «Версия-Саратов» и рассказал, как создает дроны, с какими трудностями сталкивается, и что думает об Илоне Маске.

 

Как появилась идея делать дроны

Дроны — одно из моих хобби. Раньше я занимался экстремальными видами спорта: катался на сноуборде, горном велосипеде, маунтинборде, вейкборде, шил одежду, рисовал портреты, увлекался стрит-артом. При этом я работал в полиции. Выйдя на пенсию, я устроился охранником с графиком сутки через трое. Я специально искал такую работу, чтобы у меня было максимум свободного времени.

Квадрокоптерами я увлекся несколько лет назад. Однажды мы с сыном пошли на рыбалку. Сидим, ловим рыбу, а у ребенка энергии полно, он бегает, я решил сделать ему маленький кораблик, чтобы его развлечь. Смотрю, он заинтересовался. Потом я пришел домой и сделал сыну огромную радиоуправляемую яхту до потолка, после этого начал делать самолеты.

 

яхта

Сын героя публикации с яхтой / фото предоставлено Валентином Демченко

 

У меня уже была аппаратура. Однажды товарищ принес мне дрон, чтобы я поставил туда камеру. Я тогда не серьезно к этим квадрокоптерам относился, мне казалось, что это какая-то детская фигня, все эти вертолетики. Но потом я понял, что с их помощью я могу снять классное видео, как я катаюсь на сноуборде. Так все и началось.

Делать дроны я учился сам, у меня нет технического образования. В детстве я ходил в кружок авиамоделирования, поэтому умею работать с композитными материалами, стеклопластиком, углепластиком, выпиливать, клеить, строгать. Какую-то информацию брал из интернета. Естественно, дроны у меня получались не с первого раза. Какой-то сгорел, какой-то упал.

DSC_0800
© ИА «Версия-Саратов»

Все современные дроны делаются из карбона. Этот материал дорогой, его можно заказывать на AliExpress, на других специализированных сайтах, также как и запчасти. Серьезный квадрокоптер, на который можно снимать видео, стоит где-то тысячу долларов — где-то 70 тысяч рублей. Естественно у меня выходит подешевле, потому что я сам его делаю. Но траты на оборудование, аппаратуру, специальные очки не сказываются на семейном бюджете. У меня жена, двое сыновей, и все эти детали для дронов я покупаю, когда появляются свободные деньги. Сегодня одно заказал, в следующий месяц — что-то другое.

 

DSC_0820

© ИА «Версия-Саратов»

 

К тому же у меня есть параллельные проекты: я делаю шлемы, серфы, рисую картины, чтобы иметь какие-то «левые» деньги, которые можно было бы потратить. Часто я делаю дроны из тех моторов, электроники, что у меня есть. Потом я снимаю видео, выкладываю его в интернет, разбираю, и с этими же деталями делаю новый.

 

Про дронбординг

Впервые популярность мне принесло видео, которое я снял в январе 2016 года. На нем сын на сноуборде за веревку ехал за дроном. Как появилась такая идея: я увидел в интернете картинку, как за большой радиоуправляемой машиной на веревке ребенок едет на санках. Это был мем, на котором было написано что-то типа: «Когда у папы руки из правильного места». А я тогда только увлекся YouTube. Это для меня было вызовом, я хотел заявить о себе. 

Решил, что сделаю все намного круче. Вместо машины у меня будет квадрокоптер, а вместо санок мальчик будет на сноуборде. Забрал сына со школы, напялил на него шлем, запустил квадрокоптер, и попросил жену все снять на видео, так как сам управлял дроном. Перед тем, как опубликовать ролик на своем канале, набирал разные варианты названий: «дронбординг», «человек едет на веревке за дроном», разные варианты. Но ничего не нашел и назвал видео «First Droneboarding».

Потом оказалось, что в этот же день или на день раньше где-то в Латвии чуваки ехали точно также, за большим квадрокоптером на сноуборде. Это выглядело так, что я у них украл идею или мы одновременно придумали. Но на самом деле я о них не знал. Я зашел к ним на страницу, у них даже другое название у видео было, но через пару месяцев они тоже назвали видео «Droneboarding». По крайней мере это название я придумал первый, до этого я писал друзьям в WhatsApp. Я специально сохранил эти сообщения: если вдруг ко мне придут разбираться в том, кто первый придумал, у меня есть доказательства.

 

 

На тот момент видео сразу набрало полмиллиона просмотров. Мне писали из Англии, я давал интервью японскому телеканалу. Мы общались с ведущим и переводчиком. Японцы показались мне добродушными людьми. Они спрашивали про технические характеристики, как я сделал веревку и кольцо, которое соорудил из обычного детского гимнастического уголка. Мы хотели с женой зарегистрировать права на этот дронбординг, потому что по идее это — новый вид спорта. Но в итоге отказались от этой затеи, потому что для этого нужно было собрать много бумажек, отдать кучу денег.

 

О дроне из компьютерной игры Half-Life

Мы всегда мечтали, что космические корабли или самолеты будущего не будут выглядеть, как крестик с пропеллером. Мы думали, что они будут необычной футуристической формы. Поэтому я стараюсь делать что-то интересное. Сначала я собрал круглый дрон из фильма «Элизиум», а потом сделал копию дрона City Scanner из игры Half-Life. Видео с ним на YouTube имело огромный успех и собрало больше миллиона просмотров. Я не ожидал такого. Почему этот дрон так понравился людям? Потому что они не видели, как он летит. Я сделал квадрокоптер так, что у него не было видно пропеллеров. Все удивлялись, как он летит. Этого я и добивался.

 

 

Спустя 4 года я этот дрон разобрал, разломал, чуть ли не в футбол им играл. И тут у себя на YouTube-канале случайно нашел письмо от компании Valve — создателя игр Half-Life и Counter-Strike. Они предложили купить у меня этот дрон, даже попросили их два сделать. У них выходила новая игра Alyx и они хотели, чтобы эти квадрокоптеры летали на ее презентации. Времени до мероприятия оставалось мало, поэтому мы решили, что я им пришлю один дрон. Пришлось срочно делать его заново и делать тяжелым, разборным и крепким, чтобы по пути в США он не разломался.

На полученные от продажи деньги купил ноутбук сыну. Мы договорились, что компания меня после мероприятия еще отблагодарит, но мероприятия, на котором этот дрон должен был летать, так и не было. Как раз случился коронавирус, и все отменили. Не знаю, так у них наверно на складе он и лежит.

 

О реакции людей на летающие квадрокоптеры

У всех моих квадрокоптеров есть камера. Ты надеваешь шлем или очки и управляешь дроном с помощью пульта. В этот момент мозг отключается, тебе кажется, что ты не управляешь игрушечным маленьким аппаратом, а как будто летишь. Поэтому я не бросил этим заниматься. Это намного круче, чем выглядит со стороны.

Поначалу мне было интересно летать среди людей. Летишь в полях, а там какие-то грибники идут. Они видят тебя, машут. Большинство реагируют на квадрокоптеры нормально. Но некоторым не нравится, что кто-то рядом с ними летает, жужжит.

Однажды я сидел за гаражом в кресле, у меня там есть выход на задний двор, где свободное пространство. Решил полетать километров на 10, посетил ближайшую деревню, покружил над дорогой, над автобусом, который ходит в Саратов. А там недалеко компания приехала на шашлыки. Я полетал вокруг них, захотел повыпендриваться. У меня же акробатический дрон, он может делать петли, все фигуры высшего пилотажа. Так ко мне потом эти люди пришли, сказали, чтобы я больше среди них не летал, что я их пугаю.

Обычно делаешь что-то и можешь исправить. Если ошибся в моделировании дронов, то можно легко потерять пару тысяч рублей за пару секунд. В следующий раз стараешься изучить информацию поподробнее. У меня так улетел дрон с камерой GoPro. Я сделал все аккуратно, проверил, чтобы все работало. Решил полетать и плюнул на погоду. А тогда был туман и мелкий дождь. Мне хотелось снять классное видео, как деревья появляются из тумана. А этот квадрокоптер был незащищен от влаги. У него что-то закоротило, и он куда-то улетел. Я его не нашел.

 

DSC_0805

© ИА «Версия-Саратов»

 

В дронах я уже перепробовал почти все: у меня был дрон, который стрелял страйкбольным пистолетом, 2 дрона из игр, гоночный съемочный дрон. Уже начал пропадать интерес.

Сейчас в мире и в России устраивают соревнования квадрокоптеров небольших размеров на специально оборудованных трассах — дрон-рейсинг. Это официальный вид спорта. Но со стороны смотреть на эти маленькие летающие вертолетики неинтересно. У меня была идея сделать огромные дроны-беспилотники, которые будут врезаться друг в друга. Когда машины врезаются это же выглядит круто. Может в будущем будет такое. Я даже пытался эту линию развивать, но потом бросил. 

 

Про летающий гоночный автомобиль

Полгода назад затеял новый проект — летающий автомобиль. У меня уже были дроны, и я подумал, что, если поставить очень много моторов, можно же и человека поднять. Это же круто: дрон, на котором ты летаешь сам. Это будет гоночный автомобиль, как в Звездных войнах. Понятно, что это выглядит слишком опасно, нельзя в это поверить. Но за этим будущее.

Я — не первый, кто решил сконструировать такой автомобиль. Обычно этим занимаются серьезные фирмы. Если его делают такие «самоделкины» как я, то, как правило, у них получается какое-то некрасивое корыто. А я хотел не повторяться и спроектировать дрон интересного дизайна. Он получился в стиле ретрофутуризма, в стиле автомобилей Formula-1.

 

DSC_0789
© ИА «Версия-Саратов»

 

Делал я этот автомобиль из углепластика, пропитанного специальной смолой. 10 метров углеткани мне приобрел человек, который нашел меня на YouTube. Он работает в фирме, где есть этот материал. Ему понравился мой дрон из игры Half-Life и он мне предложил помощь. Так 10 метров углеткани стоят примерно 50 тысяч рублей, а мне обошлись бесплатно.

Подсветка в автомобиле сделана из обычного алюминиевого уголка, я его отпилил, а отполировал с помощью специальной насадки на дрель. Получился такой космический корабль. Я сначала хотел заказать специальную деталь, которую устанавливают впереди автомобиля, логотип, как у Илона Маска. Но потом подумал: нафиг, сам сделаю.

Автомобиль получился максимально легким — он весит всего 11 килограмм, я на вытянутой руке могу его поднимать. Обычно люди делают дрон, в него ставят сидения, и он получается очень тяжелым. А у меня сидения — это часть корпуса, на этом я экономлю массу. Видео того, как я делал автомобиль, разместил у себя на странице в Youtube. Там же брошу клич, может кто-то захочет финансово помочь.

 

 

Здесь в принципе все готово, осталось установить карбоновые крепежи для двигателей, пластины и на них прикручиваться уже будут двигатели, регуляторы, аккумуляторы, пропеллеры и электроника. Чтобы этот автомобиль взлетел, нужно 4 двигателя, 4 регулятора, 4 пропеллера, аккумуляторы. Самое дорогое — двигатель. Один стоит около 50 тысяч рублей, а их нужно 4. На все запчасти нужно тысяч 500. Если не найдется желающих помочь деньгами, то я потихоньку буду сам покупать детали. Не очень люблю быть зависимым от каких-то спонсоров, потому что перед ними нужно отчитываться. А я люблю, чтобы это было чисто мое, чтобы я не отвечал ни перед кем.

Сейчас такой период, когда все потихоньку начинают делать такие автомобили. Естественно пока в массовом производстве этого нет, потому что аккумуляторов еще таких мощных нет. Этот автомобиль сможет полетать на приличной скорости не больше 5 минут. Пока все это так шатко, ненадежно, на стадии развития. Но это интересно, поэтому я этим и занимаюсь.

Мне неинтересно делать что-то обыденное, например, табуретки. Хочется делать что-то инновационное, то, в чем нужно самому разбираться, разрабатывать. По идее этот дрон должен неплохо летать и выглядеть. Может он не очень крутым получился, но я пытался. Пока я делал, естественно думал, что что-то можно было сделать по-другому. Но я не фирма, у которой много денег. Я сделал что-то на каком-то этапе, и я уже не могу это сломать, надо делать дальше.

Когда автомобиль будет готов, его я буду испытывать сам. Здесь все серьезно, я не буду рисковать. Сначала там будет сидеть манекен весом 60 кг или положу мешок с картошкой. Дрон будет неоднократно летать с этим весом. Когда станет понятно, что уже точно все надежно, тогда уже сам сяду и полечу. Естественно я не буду летать по улицам, по дорогам. Буду испытывать автомобиль далеко в поле, он сначала будет летать на небольшой высоте, метра 2-3. Чтоб если упасть, то не убиться.

 

Про ракеты

Сейчас еще увлекся ракетами, я никогда до этого ими не занимался. Наткнулся на статью, где писали, что американские студенты запустили первую самодельную ракету в космос. Вместе с преподавателями они делали ее 15 лет. Подумал, что если им это удалось, то и у меня получится. Это вызов для меня. Мы все привыкли, что в космос летают СССР, США, Китай. Но мы же не слышим, что какой-то там Вася Курочкин тоже летает в космос. Это же суперпуперсложно. Тут начинаешь разбираться в том, чем никогда не занимался: куча совершенно новой электроники, двигатель. Это мегаинтересно.

 

ракета

Фото предоставлено Валентином Демченко

 

Год назад я сделал одну арт-ракету в честь лайки, которая в космосе погибла. Ракета была выше меня ростом. Я ее делал просто для шоу. Мы запускали ее с детьми, она не высоко полетела, у нее не раскрылся парашют. Но ракета была очень легкая, поэтому упала как пушинка.

Первую серьезную ракету запускал в этом году один. Я нашел на карте Саратовской области место, чтобы в радиусе 5 км не было ни проводов, ни людей, ни домов. Ракета высотой была до потолка — 2,5 метра. Она была тестовая, я на ней отрабатывал как работает электроника, как раскрывается парашют, не взорвется ли двигатель. В итоге при взлете у ракеты оторвало парашют, и она упала с большой скоростью.

У меня даже видео нет полета, карты памяти вышли из строя. Никакой информации ни о скорости, ни о высоте полета, ни самого видео не осталось только из-за того, что я сделал слишком тонкий парашют. Я уже на этом поучился, поэтому теперь парашют будет надежным.

У Илона Маска тоже только четвертая ракета полетела в космос. Если той ракете я делал корпус из алюминиевой трубы, то сейчас я буду делать его из карбона, кевлара, это дорогие материалы. Если дрону все равно, то ракета сильно нагревается и ей нужна специальная смола, которая держит большие температуры. Все это сложно, дорого.

 

 

Понятно, что, если бы сейчас нашел кучу спонсоров, я бы сделал ракету вместе с инженерами, это не проблема. Но у меня идея, что, живя обычной жизнью, в свободное время обычный человек может сделать и запустить ракету в космос. Это показатель, что ты среди избранных. Страна СССР полетела, кто-то еще, Илон Маск, конечно, и ты вместе с ними. Мне не нужна слава, мне интересен сам процесс, что я победил, разобрался, как это делать. Мне интересно разгадывать инженерные решения, как эту штуку прикрутить к этой штуке и сделать это так, чтобы это все работало.

Если бы Илон Маск жил рядом, я думаю, мы бы с ним точно нашли бы общий язык, у нас много мыслей похожих. Я хотел бы с ним познакомиться. Когда он что-то говорит, у меня такое ощущение, будто я себя слушаю. Классный чувак. Он по другому пути пошел, у него есть коммерческая жилка, он думает, как с помощью изобретений можно заработать. А я из советского времени, у меня есть такие установки: «Богатый — это плохо, бедный — хорошо». Эти мысли уже въелись в меня, у меня даже желания нет заработать на хобби. Я этим занимаюсь только для удовольствия.

Следующая моя ракета будет где-то в полтора раза больше первой, там будет уже все предусмотрено. В ней будет вся электроника, которая позволит открывать парашют, отправлять данные о скорости, высоте на землю, о местонахождении. Я делаю ракету из таких материалов, что лежат у меня в гараже или которые продаются на Сенном рынке в Саратове.

Легко делать такую вещь, которой занимается хоть кто-то. Любую трубу, гайку можно пойти и купить в магазине. Но ракеты здесь никто не делает. Прихожу иногда в магазин, и мне нужны какие-то детали. Продавцы меня постоянно спрашивают: «Что вам нужно?» Всегда так и хочется им сказать: «Запчасти для космической ракеты». У меня постоянно такой прикол в голове. Но вслух так сказать не могу, не поймут.

Конечно, в отличие от нас, в Америке все это развито куда лучше. Там приходишь в магазин, а на полках — двигатели, стабилизаторы, корпусы, детальки. У них даже на футболках ракета нарисована и доллар вместо двигателя. В том плане, что это очень дорого. В Америке они запускают ракеты в пустыне, у них проходят ежегодные соревнования.

Надеюсь, моя вторая серьезная ракета сможет улететь километров на 50-60. До космоса — 100 километров. В ней я сделаю дополнительный аккумулятор и закреплю камеру так, чтобы при жестком падении она не сломалась. Плюс установлю еще одну камеру. Парашют сделаю из более крепкого материала. Все эти вещи буду улучшать. Но не факт, что все пройдет хорошо, что-то может произойти с другими элементами.

 

О планах на будущее

Запуск ракет — это только начало пути. Если ты уже долетел до космоса на ракете, то ты можешь бросить это дело, выполнив задачу, заняться чем-то другим. Если мне это понравится, если все пойдет хорошо, то, возможно, потом я попробую запустить спутник, кто его знает. Только спутник будет необычным, потому что мы все привыкли, что это либо военные спутники, либо какие-то интернет-спутники, как у Илона Маска. У него была такая хорошая идея, когда он электромобиль Tesla запустил в космос. Потом Маск рассказал, почему он это сделал. И я в этом с ним согласен. Это весело и прикольно. Мне тоже хочется придумать что-то такое грандиозное и необычное, что точно никто не ждет. Или чтобы это было мегаполезное, либо мегавеселое. Чтобы все обалдели, что такая вещь в космос летает. Пока я еще не придумал, что это может быть.

 

DSC_0811

© ИА «Версия-Саратов»

 

Пока у меня в планах доделать автомобиль и ракету. Это такая отправная точка. Я обычный человек, и считаю, что те вещи, что делаю я, может сделать любой. Сейчас очень тяжело что-то новое придумать. Если будет кто-то, у кого похожие мысли, и кто будет нуждаться в моей помощи, то я помогу этому человеку довести проект до конца. Например, машину времени сделать. Может у меня возникнет грандиозная мегаидея, что я буду сам нуждаться в таких людях, которые мне помогут ее осуществить.

Меня звали на работу в Москву, в Беларусь. Но работа — это другое. Тебе могут сказать сделать срочно какую-то вещь, установят сроки и дедлайны. Но не факт, что это будет интересно. Конечно, если мне позвонит Илон Маск или NASA, и позовут в Америку работать, я соглашусь. Но это еще зависит от того, что мне предложат. Собирать машины на конвейер — не мое. Я хотел бы что-то более дизайнерское, интересное, новое делать, копаться в этом, изобретать. Заниматься тем же, чем я занимаюсь сейчас. Только Илон Маск делает это в крупных масштабах, а я — у себя в гараже.