Две недели назад в Саратове, наконец, определили покупателя объекта культурного наследия (ОКН) регионального значения «Доходный дом В. А. Яхимовича» (ул. Советская, 5). Тот самый дом с кариатидами и горгульями, который на протяжении последних лет осыпается под ноги горожанам, власти продали за 14,1 миллиона рублей. Происходящее с этим объектом всё больше напоминает сомнительную схему с участием региональных чиновников.
Ранее мы сообщали, что в качестве покупателя выступила подозрительная московская фирма, созданная весной 2024 года. Её единственным учредителем и генеральным директором является Никита Шалеев. Причём он приобрёл компанию в июне этого года, незадолго до участия в торгах.
В тот же промежуток времени Шалеев одну за другой создал ещё четыре фирмы — ООО «ООО Наследие», ООО «Славянка», ООО «ООО «Русские традиции» и ООО «Достояние». Да, две из этих компаний в своём официальном названии действительно зачем-то носят дубль организационно-правовой формы. То есть, получается общество с ограниченной ответственностью «общество с ограниченной ответственностью». Возможно, те, кто создавали и регистрировали эти компании, сильно спешили и не обращали внимания на подобные «заминки»?
Нашему изданию удалось связаться с Шалеевым, однако он заявил, что пока не готов давать комментарии по поводу покупки известного саратовского памятника архитектуры. «Я планирую приехать в Саратов на следующей неделе, чтобы посмотреть здание. Пока видел объект только дистанционно», — честно признался гендиректор «Интеллекта» в беседе с корреспондентом ИА «Версия-Саратов».
Отметим, что дом Яхимовича последние годы находился на балансе у ГАУК «Научно-производственный центр по историко-культурному наследию Саратовской области» (ГАУК «НПЦ»). Это учреждение подведомственно комитету культурного наследия Саратовской области, которое возглавляет министр Владимир Мухин.
Именно подчинённые Мухина обязаны были сохранять, а также восстанавливать старинное здание. Однако, судя по всему, этого не делали, доводя тем самым постройку до плачевного состояния. Пожалуй, всё, что сделали ответственные лица — в марте 2021 года завесили превращающееся в руины здание фальшфасадом.
Похоже, единственные, кто последние годы бил тревогу и гонял от памятника архитектуры охотников за металлом — это жители примыкающего к объекту дома. Они неоднократно заявляли о том, что могут уйти под землю вместе с «оберегаемым» подчинёнными Владимира Мухина зданием.
В ноябре 2021 года чиновники описали плачевное состояние дома Яхимовича, подробно указав всё, что разрушается или уже было утеряно под их бдительным контролем. Подпись об ознакомлении с соответствующим актом поставил директор подконтрольного Мухину ГАУК «НПЦ» — Александр Огольцов. После этого… постройка продолжила разрушаться.
А между тем, Огольцов подписал не только акт, но и план работ по сохранению ОКН. В этом плане чёрным по белому было написано, что балансодержатель обязан до мая 2023 года «в рамках неотложных мер выполнить первоочередные противоаварийные работы». А также содержать, использовать и ремонтировать объект культурного наследия, с пометкой — «постоянно».
Однако постоянно подчинённые Мухина делали что-то другое, но едва ли ремонтировали вверенный им ОКН. Удивительно, но наказание за долгие годы разрушений, судя по всему, никто из них пока не понёс.
Более того, представители ГАУК «НПЦ» умудрились «слить» 16 миллионов рублей из бюджета Саратовской области на выполнение работ по разработке научно-проектной, сметной и рабочей документации по ремонту и реставрации объекта культурного наследия. В документации сами чиновники так описали техническое состояние вверенного им здания: «ограничено-работоспособное и недопустимое».
Закупка была проведена в апреле–мае 2021 года. Причём изначально заказчик собирался потратить на проект 20 миллионов, но в ходе конкурентной борьбы цена упала на 4 миллиона. Победителем стало обласканное местными властями саратовское ООО РСК «Наследие» (взаимоотношения чиновников с представителями этой организации, пожалуй, заслуживают отдельной аналитической публикации).
Подрядчику необходимо было подготовить документы для дальнейшего производства ремонтно-реставрационных работ с приспособлением дома Яхимовича для современного использования под культурно-образовательное учреждение. Срок — до конца 2021 года. Судя по карточке закупки на государственном портале, работы по созданию проекта были выполнены и оплачены до 30 декабря 2021 года.
Что после этого происходило с разработанной документацией? Где она? Для чего была заказана за бюджетные миллионы? Остаётся ли она актуальной спустя почти три года или подчинённые Мухина просто выкинули 16 миллионов в пустоту?
Пока ответов на эти вопросы нет. Возможно, найти их смогут компетентные органы, которые ещё в ноябре 2021 года возбудили уголовное дело по факту повреждения объекта культурного наследия. В ближайшее время наше издание намерено выяснить, в какой стадии сейчас находится это дело, и фигурируют ли в нём ответственные за историческое здание чиновники.
Пока же схема с продажей здания за 14 миллионов рублей недавно созданной фирме выглядит довольно подозрительно. Не только потому, что до этого балансодержатели вложили в проект реконструкции дома больше миллионов, чем в итоге выручили. Дело в том, что с апреля 2021 года, примерно в то же время, когда руководство ГАУК «НПЦ» заказало дорогостоящую документацию, эти же подчинённые министра Владимира Мухина ввязались в длительные судебные тяжбы с ООО «Лепта».
В ГАУК посчитали, что в разрушении вверенного им памятника виноваты застройщики, возводившие рядом жилой дом. С них изначально хотели получить компенсацию в размере почти 170 миллионов рублей. Однако истец позже снизил требования до 78 миллионов, а Арбитражный суд региона в декабре 2022 года частично удовлетворил их, решив взыскать с ответчика 70 миллионов.
Позже решение было безрезультатно обжаловано в апелляции, а вот кассация более внимательно присмотрелась к делу и постановила отменить решение и вернуть материалы на новое рассмотрение. Помимо прочего, много внимания в кассационном определении уделено действиям (а точнее, бездействию) подчинённых министра Мухина, которые обязаны были сохранять доведённый до критического состояния памятник архитектуры на Советской.
Суд кассационной инстанции обязал нижестоящие суды при новом рассмотрении дела «определить круг и степень вины лиц, отвечающих за сохранение памятника наследия, исследовать вопрос получения ответчиками разрешительной документации и наличия нарушений, на которые указывает истец… установить наличие или отсутствие иных причин, повлекших разрушения памятника наследия…»
Согласно исковым требованиям самого ГАУК «НПЦ», для восстановления и сохранения объекта культурного наследия требуется проведение комплекса работ по усилению оснований фундаментов, межэтажных перекрытий и стен здания. Однако ничего из этого балансодержатель — ГАУК «НПЦ» — на протяжении последних четырёх лет не делал. А надзирающий орган, выполняющий функции его учредителя, — комитет культурного наследия, возглавляемый министром Мухиным, от него этого, судя по всему, и не требовал.
«На протяжении длительного времени памятник наследия разрушался, зная о его аварийном состоянии, было согласовано и выдано разрешение на строительство, стройка приостановлена не была, хотя, по мнению истца, уже на момент начала стройки было известно, что застройщиками допущены нарушения», «памятник культурного наследия находился в аварийном состоянии, капитальный ремонт не проводился, надлежащего контроля по его содержанию не было», — констатировал Арбитражный суд Поволжского округа.
В связи с этим, есть все основания предполагать, что суд первой инстанции при новом рассмотрении дела выполнит требования кассационного суда и установит вину чиновников, на протяжении десятилетий не принимавших мер по сохранению памятника. А это — готовое обвинительное заключение для следственных органов.
Не потому ли именно сейчас, спустя годы неудачных попыток продать объект с количеством участников торгов — ноль, вдруг возникла фирма «Интеллект»? Не потому ли директор и учредитель фирмы напрямую заявляет, что покупал памятник за 14 миллионов дистанционно, фактически «вслепую»?
Ведь появление нового собственника может серьёзно изменить ход арбитражного дела. Вплоть до его внезапного прекращения или замены сторон в процессе. А это в сложившейся ситуации было бы выгодно как истцу — ГАУК «НПЦ», так и ответчику — ООО «Лепта».
Также возможны другие варианты развития событий. Например, победа чиновников в суде и последующее вложение отсуженных ими 70 миллионов рублей в ремонт здания, которое они же продали всего за 14 миллионов. Для нового владельца исторической недвижимости это, прямо скажем, было бы неплохим бонусом. А вот для регионального бюджета — отнюдь.
Очередное заседание по этому делу назначено на 2 сентября 2024 года. Мы продолжим следить за развитием событий.
- Чиновники собираются снести дореволюционный дом в центре Саратова
- Чиновники задумали привести в порядок фасад федерального памятника на пешеходном кольце: только на проект уйдет 3,7 миллиона
- Минус 135. Из-за пассивной позиции министра Мухина ещё один выявленный объект культурного наследия выведен из-под государственной охраны
- В регионе никак не могут найти желающих воссоздать памятник участникам Гражданской войны
- «Программа уничтожения старого Саратова»: бывший и нынешний главы градозащитного совета прокомментировали возможный снос дома с росписями
- Мэр Саратова признала пятиэтажку аварийной и дала жильцам год на отселение и снос