Итоги единого дня выборов: комментарии саратовских политологов

10 октября 2010 года в шести субъектах Российской Федерации прошел Единый день выборов, во время которого избирались региональные законодательные собрания. Специально для ИА «Версия-Саратов» итоги выборов прокомментировали саратовские политологи Дмитрий Олейник и Александр Пантелеев.

Выборы состоялись в 77 субъектах, включая Башкирию, где на деле они прошли на неделю раньше, 3 октября, поскольку 10 октября в республике отмечался национальный праздник. Средняя явка избирателей составила 49,14 %.

По данным ЦИК, «Единая Россия» выиграла выборы во всех субъектах, где проходили выборы в региональные заксобрания. В Магаданской области «ЕР» получила 17 из 21 места в областной думе, причем за нее проголосовало 50,82 % избирателей, в одномандатных округах также все места достались «Единой России». Сходная ситуация сложилась в Туве, где за "ЕР" проголосовало почти 78 % избирателей по единому округу, однако в республиканский парламент — Верховный Хурал — помимо 29 «единороссов» прошло два депутата от «Справедливой России» и один самовыдвиженец.

В Новосибирском заксобрании «ЕР» принадлежит после выборов 48 из 76 мест, за партийный список проголосовало 44,83 % избирателей. Коммунистам досталось 16 мандартов, эсерам - 6, а ЛДПР — 4 места. Оставшиеся два мандата получат самовыдвиженцы.

На выборах 35 депутатов Белгородской областной думы, 18 из которых избирались по партийным спискам, «Единой России» отошли 12 мандатов, КПРФ — 3 мандата, ЛДПР — 2 мандата, а «Справедливой России» - оставшийся 1 мандат. По мажоритарным округам все кресла принадлежат «ЕР».

В Костроме по мажоритарным округам мандаты распределились несколько альтернативнее, хотя 16 из них все же отошло «Единой России», 1 мандат получил выдвиженец-эсер, а еще 1 мандат — независимый кандидат. По единому округу чуть больше половины кресел досталось «Единой России» (10), четыре мандата забрала КПРФ, по два распределились между «Справедливой Россией» и ЛДПР.

В Челябинской области голоса за кандидатов от «Единой России» отдали большинство избирателей по мажоритарным округам, и еще 19 мандатов достанутся партии по итогам голосования по единому избирательному округу. Таким образом, «ЕР» будет принадлежть 49 из 60 мест в заксобрании Челябинской области. КПРФ и справедливороссы займут по 4 кресла, ЛДПР — 3 места. «Патриоты России», «Правое дело» и «Яблоко» набрали от 1,21 % до 2,53 % голосов и из гонки за мандатами выбыли.

По данным экспресс-статистики, предоставленной ЦИК России, в единый день выборов было подано 1 705 обращений избирателей, позвонивших на общественную «горячую линию» в Центризбирком. Большинство обращений (42 %) были простыми вопросами избирателей, однако 106 звонков (6,22 %) касались незаконной предвыборной агитации. Еще 12 обращений относились к соблюдению прав наблюдателей и журналистов, 33 — действий, или же, наоборот, бездействия избирательных комиссий, а 26 являлись жалобами на правонарушающие технологии.

По большинству обращений звонившим были даны консультации (в 1 226 случаях), в 40 случаях информация была направлена в правоохранительные органы, в 26 случаях были проинформированы штабы политических партий и кандидатов, а 8 обращений были переданы в СМИ.

Специально для ИА «Версия-Саратов» итоги выборов прокомментировали саратовские политологи Дмитрий Олейник и Александр Пантелеев.

Дмитрий Олейник:

«Сенсации не произошло: «Единая Россия» победила в большинстве округов. Прошло около 100 тысяч выборов разного уровня, в большинстве случаев партия власти укрепила свое положение.

Теперь давайте обратимся к некоторым прогнозам и опасениям. У некоторых аналитиков было мнение, что результат «Единой России» может оказаться хуже, чем на предыдущих выборах в марте. Оно не подтвердилось. Для нас оно может означать то, что, скорее всего, о возможном переносе наших мартовских выборов в городскую думу, которые можно было предположить, поскольку в думах находился соответствующий документ, говорить не приходится, они не будут перенесены с марта на октябрь — как раз потому, что «Единая Россия» продемонстрировала приемлемый для нее результат. Это, пожалуй, важнейший вывод для нас.

Теперь что касается целого. Немного выше была зарегистрирована явка, чем в марте. В тех регионах, где отмечена самая высокая явка, отмечен и самый высокий результат за «Единую Россию». При этом там же общественники, в частности, организация «Голос», фиксировали целый ряд различных нарушений, таких как подвоз избирателей к месту голосования, выдача слишком большого количества открепительных удостоверений. Тем не менее, по мнению избирательной комиссии, они существенно не повлияли на итоги голосования.

Что касается казусов, о чем принято говорить, касающихся того, что единороссы где-то проиграли, - да, они, как и на прошлых выборах, где-то проиграли. В частности, в Нижегородской области в одном из городов проиграл кандидат — действующий мэр, он набрал 20 с небольшим процентов голосов. В одном из сибирских муниципальных образований коммунисты смогли получить большинство. Но с учетом того, что, еще раз повторюсь, 100 тысяч выборов различных уровней проходило, говорить о какой-то значительной победе и каких-то значительных изменениях не приходится. Скорее всего, в этих муниципальных образованиях настолько неприемлемые кандидаты были выдвинуты партией власти, что это произошло не в силу политических тенденций, а в силу неприятия именно этих фигур.

О непарламентских партиях уже сказал председатель избирательной комиссии Чуров: они по сравнению с мартовскими выборами увеличили свой результат в 10 раз. То есть избрано в 10 раз больше представителей непарламентских партий, чем это было в марте. Опять же повторюсь, что в численном выражении это 300 с небольшим депутатов, как правило — местных советов, за исключением Оренбурга, где прошли представители «Патриотов России» в заксобрание региона. 300 из 100 тысяч — в этом соотношении говорить о каком-то политическом процессе, о каком-то изменении нельзя.

Что касается общего взгляда, то продолжились очень большие сложности с регистрацией независимых кандидатов в ходе этих выборов. Менее половины независимых кандидатов не дошли до выборов, особенно в Самаре — это можно сказать и о мэрских выборах, и о выборах в городскую думу. В других регионах отмечается примерно такая же тенденция. Ну и напряг, видимо, напряг штабов «Единой России», видимо, по мобилизации избирателей. Предполагаются все возможные усилия, в том числе и такие, которые вызывают у оппозиции по меньшей мере критику.

В целом, теперь, я думаю, что результат должен удовлетворить «Единую Россию», в целом он лучше, чем на прошлых выборах, он выше, чем на выборах в соответствующие региональные собрания, то есть в связи с этим все опасения, что, может быть, не следует проводить выборы в марте, а надо все перенести на октябрь, скорее всего, будут реализованы, и все пойдет по тому сценарию, который предусмотрен действующим законодательством.

Александр Пантелеев:

«По итогам выборов получилась интересная картинка: в ряде районов практически 100 % - победа на стороне «Единой России». Сам по себе этот факт заслуживает оценки и внимательного изучения. Хотя бы потому, что, с одной стороны, говорят, что партия «Единая Россия» вроде бы теряет популярность, все меньше и меньше людей за нее голосуют, с другой стороны, результаты голосования и явка достаточно высокая. По крайней мере, Точилкин (председатель саратовского облизбиркома — прим. авт.) дал данные о том, что явка была высокая.

Я, откровенно говоря, думаю вот о чем. Первое — полная и безоговорочная победа «Единой России» по сути дела для общества в целом является победой весьма сомнительной. Хотя бы потому, что доминирование, преобладание одной партии в органах местного самоуправления означает то, что отсутствует оппозиция, а значит, отсутствует критика. Значит, партия рано или поздно изнутри начнет загнивать. Это момент, по моему мнению, напряженный и вызывающий опасения за политическую систему страны и политическую систему Саратовской области. Ведь давным-давно известно, что если нет критики, а доминирование критики не предполагает, а наоборот, подавляет. Понятно, что получается: те решения, которые могут оказаться ошибочными, претворяются в жизнь. В Советском Союзе так было с поворотом сибирских рек, еще какие-то сложные вещи строили — потому что некому было сказать слово против этих проектов, не было оппозиции. Оппозиция если и была, то была загнана. Примерно то же самое, что получилось сейчас у нас. Оппозиции как таковой у нас в России сейчас нет, фактически повторилась ситуация Советского Союза.

Есть и вторая сторона. Я обратил внимание на результаты выборов в Самаре. Это выборы мэра, которые прошли достаточно успешно. Думаю, что в Самаре «Единая Россия» повела себя поумнее. Хотя бы потому, что они предложили на пост мэра такого человека, который пользовался в городе авторитетом, за которого люди проголосовали, и проголосовали вполне охотно. Тут момент такой: «Единая Россия» сама по себе неоднородна, и где-то работает хорошо, а где-то работает неизвестно как. Такая вот достаточно любопытная вещь.

В Саратове, например, по крайней мере, у нас голосования в самом городе не было, оно шло в других местах. За кого они голосовали, кого они выдвигали? Судя по практике «Единой России», они придерживаются номенклатурного подхода, как раз того подхода, который был характерен для советской власти, для руководства, партийной верхушки. Если грубо: «он работал с нами, поэтому давайте его предложим». Интересно было бы посмотреть, сколько людей, достаточно новых, не из колоды. Иначе получается, что тасуется примерно одна и та же колода, и это плохо, поскольку загнивает политическая ситуация в стране. А это чревато не то чтобы последующими катаклизмами... Но возврат к прошлому - это всегда плохо.

У меня сложное отношение к тому, что получилось. И все-таки я считаю, что оппозиция должна быть. Она есть во всем мире во всех демократических странах, она показала свою эффективность. А у нас ее как бы нет, и даже те партии, которые у нас есть — КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» - они по сути не являются оппозицией, оппозиция они только на словах. У нас нет людей, которые встали бы в оппозицию, заявили бы о себе, нет какой-то достаточной политической силы, которая смогла бы стать оппозицией. Что касается причин, то танцевать нужно от экономики, как от печки. Пока мы сидим на трубе, пока у нас валятся нефтяные деньги, Россия будет процветать и властвовать. Стоит только снизиться цене на нефть, ну или какие-то другие катаклизмы произойдут, - тогда «Единая Россия» окажется в достаточно неблагоприятной ситуации, потому что она не умеет работать по-другому. Она не умеет работать, когда деньги не валятся из бюджета».

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции