Изменение макроэкономической ситуации, рост спроса на 40% и новые каналы для покупки: что происходит с рынком автозапчастей в регионе

Изменение макроэкономической ситуации, рост спроса на 40% и новые каналы для покупки: что происходит с рынком автозапчастей в регионе
© avito.ru

С конца февраля в значительной степени поменялась макроэкономическая ситуация. Это сказалось на разных сферах деятельности, в том числе, и на рынке автозапчастей. Все чаще автомобилисты ищут запчасти для своего транспорта онлайн на Авито, покупают с доставкой из разных регионов и сокращают время на ремонт.

Рынок автозапчастей начал меняться. Жители страны стали искать новые каналы приобретения. Одним из них является «Авито». Спрос на запчасти на упомянутой площадке, в зависимости от вида деталей, в Саратовской области за год вырос на 26-40%.

В связи с повышенным интересом к теме, корреспондент ИА «Версия-Саратов» решила подробнее обсудить ее с руководителем категории «автозапчасти и аксессуары» на «Авито» Александром Куроптевым.

— Как за последние полгода изменился рынок автомобильных запчастей? Какие факторы на это повлияли?

 — Рынок действительно изменился. Начнем с того, что за последние полгода количество предложений оригинальных запчастей на рынке сократилось. Параллельный импорт, который должен решить задачу с поставками, постепенно налаживается, но пока удовлетворяет лишь незначительную часть спроса. В то же время, активный интерес к российскому рынку проявляют азиатские производители, в частности, производители комплектующих из Китая. Не только потому что в этой стране производится большое количество аналогов европейских, японских и американских автомобилей, но и потому что в последние годы китайские автомобили занимают все более прочные позиции на наших дорогах, и для их обслуживания люди сразу покупают оригинальные запчасти.

Поэтому предложение, а вслед за ним и спрос, сейчас смещаются в сторону деталей-аналогов. Их производители ищут каналы реализации, а онлайн-платформы способны стать для них хорошим плацдармом для развития продаж в России.

Перевод продаж в интернет-каналы можно назвать второй тенденцией, которая отличает сегодня российский автомобильный рынок. Сокращение ассортимента запчастей в продаже у официальных дилеров заставляет автовладельцев обратить внимание на онлайн-площадки, где сейчас значительно проще найти нужную деталь, а сервисы доставки позволяют расширить географию поиска до масштабов всей страны.

По нашей статистике, в зависимости от региона спрос на автозапчасти вырос от 6 до 182%, а количество ежедневных пользователей платформы «Авито», покупающих запчасти, достигло 26 миллионов человек.

— Какие запчасти сейчас наиболее востребованы?

— В значительной степени вырос спрос на запчасти европейских и японских производителей. Люди по-прежнему предпочитают покупать то, что им понятно, известно, то, что они привыкли покупать. Такие комплектующие все еще встречаются в продаже, но их предложение ограничено, а цены завышены.

Если смотреть по товарным категориям, то рост спроса показывают запчасти для тормозной системы (тормозные диски, колодки) и запчасти для технического обслуживания автомобилей. Люди не готовы жертвовать своей безопасностью и работоспособностью автомобиля — для многих он ещё и средство заработка — поэтому в первую очередь приобретают запчасти для поддержания его в исправном состоянии. При этом внешний вид автомобиля отходит на второй план, поэтому люди готовы откладывать покупку кузовных частей на более поздний срок.

— На «Авито» продаются только подержанные запчасти или есть предложение не бывших в употреблении деталей?

— На «Авито» можно найти разные предложения. Если смотреть на структуру предложения, то сейчас на площадке свыше трети запчастей — это новые комплектующие. При этом их доля в объеме продаж занимает значительно больше 30%.

Рынок новых запчастей для нас сейчас является приоритетным направлением. Мы много инвестируем в продвижение, рассказываем, что на «Авито» продаются новые запчасти. Например, не так давно я выступал на отраслевой выставке MIMS Automechanika с презентацией, как изменилась структура спроса и предложения на нашей площадке. Я рассказывал, что большим спросом у нас пользуется продукция европейских брендов, в частности, производителей фильтров для автомобилей. Коллеги удивлялись, что продукцию этих брендов они давно не видели в наличии на других платформах, и при этом она продается на «Авито». Это говорит о том, что «Авито» становится приоритетной площадкой для продажи автозапчастей, в том числе привезенных и по параллельному импорту. Здесь можно найти любые запчасти для своего автомобиля, как китайских, так и европейских брендов, в том числе тех, которые официально ушли с рынка нашей страны.

— Стало ли на «Авито» больше продавцов автозапчастей за последние полгода? Если да, то почему?

— Количество продавцов на «Авито» с начала года выросло и росло даже быстрее, чем в прошлом году. И это касается всех категорий: как частных предпринимателей, так и крупных компаний-поставщиков комплектующих. При этом если в прошлые годы мы традиционно видели снижение деловой активности в период летних отпусков, то сейчас тренд меняется. Есть стабильный поток спроса на площадке и такой же стабильный поток предложений. С начала этого года, даже с начала весны, мы видим, что число продавцов на нашей площадке, хотя оно уже было значительным и составляло десятки тысяч продавцов, продолжает расти и выросло еще на 15% за это время.

— Почему продавцам стоит размещать объявления именно на «Авито»? В чем преимущество площадки?

— Ключевое преимущество «Авито» заключается в наличии большого количества активных покупателей. Ежемесячно платформу посещают более 60 миллионов пользователей, а 26 миллионов — заходят на площадку ежедневно. Мы уникальны тем, что даем потребителям возможность решить самые разнообразные задачи: от покупки автомобиля до поиска запчастей и автосервиса для ее последующего обслуживания. Для бизнеса это означает дополнительные точки роста за счет возможности сделать клиентам и другие предложения в смежных категориях. 

Мы позволяем предпринимателям быстро и легко запустить бизнес на нашей площадке: регистрация и создание собственного виртуального магазина занимает несколько минут. В сентябре, в качестве одной из мер поддержки, мы запустили новый тариф с оплатой за просмотры, который должен заменить более привычные тарифы с оплатой за пакет размещений. Отсутствие лимитов на публикацию товарных позиций — отличная возможность увеличить число потенциальных клиентов и при этом платить только за реальный интерес с их стороны.

Кроме того, для продавцов автозапчастей на платформе есть специальная функция «Расширенная география продаж». Она позволяет показывать объявления в тех регионах, куда продавец готов отправлять заказы с доставкой. Это удобно, если стоит цель найти новых клиентов в других регионах.

Мы также активно развиваем сервис доставки. Он позволяет принимать заказы и отправлять товары по всей территории России абсолютно безопасно как для продавца, так и для покупателя. Доставка является хорошим драйвером для развития продаж. Мы видим, что с помощью «Авито Доставки» нам удается соединять продавцов, например, с Дальнего Востока и покупателей из Центральной России. Этого не было раньше. То есть постепенно стираются границы между городами и регионами. Это происходит благодаря «Авито», и в том числе благодаря «Авито Доставке».

Более того, мы активно инвестируем в развитие новых вариантов и каналов доставки. Доставка создает платформу для доверия с обеих сторон, что сделка завершится безопасно. Покупатель получит свою запчасть, а продавец — оплату за товар. До конца года мы планируем вложить 3,5 миллиарда рублей в «Авито Доставку».

— Какие способы защиты от мошенников предлагает «Авито»?

— В первую очередь, это две наших программы: «Защита продавца» и «Защита покупателя». Они гарантируют защиту обеим сторонам, что ни одна из них не станет жертвой обмана в случае, если общение происходит через мессенджер «Авито». Алгоритмы защиты позволяют отфильтровывать потенциально вредоносные ссылки или отследить злоумышленника на ранней стадии, и, тем самым, минимизировать возможность мошенничества на платформе. Более того, если вы все-таки перешли по ссылке в мессенджере «Авито» и потеряли деньги, «Авито» компенсирует ущерб.

Или другой пример: если товар был повреждён в процессе транспортировки или при получении покупателем, то «Авито» также компенсирует стоимость товара. Поэтому важно фотографировать товар на каждом этапе его доставки от продавца до покупателя, чтобы мы могли оценить, в какой момент произошла порча товара. Подводя черту: на «Авито» и продавец, и покупатель одинаково защищены.

— Какой прогноз вы бы дали для российского рынка автозапчастей на ближайшее время?

— В перспективе продажи через онлайн-платформы будут набирать обороты и через какое-то время вполне могут стать мейнстримом. Уже сейчас мы видим, что налаживаются каналы поставки запчастей, из разных стран, в основном Азии, приходят новые бренды, производящие аналоги. Недавно глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сообщил, что Россия заинтересована в поставке запчастей из Узбекистана и очевидно, что скоро появятся предложения и из этой страны.

Предложений будет становиться все больше — от разных производителей и в разных ценовых категориях. Мы уже несколько раз наблюдали, что в периоды неопределенности возрастал интерес покупателей именно к онлайн-каналам продаж, сейчас мы также видим, что это происходит и в текущих реалиях относительно рынка автозапчастей. Пользователи все больше привыкают к тому, чтобы решать свои задачи с помощью интернета. И настоящие события станут драйвером для развития онлайн-торговли.