Как поддержать отечественный автопром и получить обвинение в мошенничестве (спойлер — легче, чем кажется)

31 августа 2018, 12:06

Представьте ситуацию. Вы купили новый автомобиль, только-только сошедший с конвейера, по выгодной цене. Но, покатав вас чуть меньше недели, машина внезапно ломается. Допустим, перестаёт заводиться. Ну, то есть заводится, но не с первой попытки. А когда вы начинаете движение, то коробку передач, предположим, клинит на первой передаче…

Что вы делаете? Конечно, звоните в автосервис, обеспечивающий гарантийное обслуживание новой машины, и просите починить. Ваша тачка сама туда ехать не хочет, вы вызываете эвакуатор, и везете свою бедовую покупку на ремонт. В сервисе вам сообщают, что проблема в датчике фаз. Заводской дефект. Существенная поломка. Но автомобиль будет в порядке, если этот датчик заменить. Он, кстати, совсем недорогой.

Вы радостно соглашаетесь на  замену этого датчика, машина заводится и вы довольный, хоть и с легким осадочком, выезжаете на автомобиле из сервиса. Однако спустя короткое время, ну, допустим, через три дня, машина снова не заводится. И никуда не едет.

Вы удивлены? Обескуражены? Раздосадованы? И все же вы снова обращаетесь в сервис. Теперь даже просите не починить, а всего лишь ответить на вопрос — «Что это за фигня такая?!». И там, обследовав машину, говорят: «Проблема в датчике фаз».

Наверное, в этот самый момент, вы осознаете, что купили бракованный товар и ваше естественное желание — вернуть его и забрать свои деньги. Потому что они не маленькие и отдавать их за некачественное <удалено модератором>  вы, как разумный человек, не хотите.

Так вот, вернуть машину — это сложно, нервно, практически бесперспективно и к тому же опасно. Ваше упорство может обернуться против вас же обвинением в мошенничестве или покушении на него.

 

За 10 дней

Ситуация, которую я описала, произошла с реальным человеком — с Русланом Хаметовым из города Хвалынска Саратовской области. Это он 17 декабря 2017 года купил новую Ниву Шевроле в тольяттинском магазине-салоне «Металл-Трейд». Салон не является официальным дилером АвтоВАЗа, но якобы сотрудничает с дилерами (ООО «КомТраст-Авто»), и потому продает машины автоконцерна, причем с хорошими скидками. Хаметову, например, скинули 60 тысяч рублей. 

23 декабря автомобиль Хаметова перестал заводиться. 25 декабря его починили в  сервисной компании «Фодерс», которая якобы сотрудничает с официальным дилером АвтоВАЗа — ООО «Автомир Прайм». Действуя от лица партнера, «Фодерс» и акты о проведенных работах выдает от его имени.

 

w50lvfZen7g

 

27 декабря тот же самый дефект проявился вновь. В этот раз Хаметов не стал просить его исправления, а написал претензию в адрес производителя с требованием вернуть 670 тысяч рублей за некачественный товар.

Из ЗАО «Джи Эм АвтоВАЗ» откликнулись сразу после новогодних праздников — 10 января 2018 года. Встречным требованием — представить автомобиль на проверку качества в ООО «Автомир Прайм» (на самом деле в «Фодерс»), где как говорит Хаметов, неисправность была подтверждена. Правда, этот факт не был запротоколирован. Никаких документов от «Джи Эм АвтоВАЗ» Хаметов не дождался. Денег тоже. 

Поэтому он обратился сначала в организацию по защите прав потребителей, а затем в суд. 

 

Суд да дело

Именно в ходе судебного разбирательства Руслану Хаметову и его представителям из межрегиональной общественной организации «Центр независимой экспертизы» (специализируется на защите прав потребителей) открылись «многие тайные знания». А адвокаты АвтоВАЗа отказались признавать выявленный дефект в автомобиле виной автопроизводителя. Намекнув оппонентам, что дальше им лучше не спорить.

А все из-за судебной экспертизы. Эксперт, обследовав автомобиль Хаметова, обнаружил причину его неисправности в дефектном датчике фаз, который уже однажды заменили по гарантии. Но поворотным моментом здесь стало подробное описание той злополучной детали.

В заключении эксперта сказано, что на датчике фаз отчетливо видны цифровые и буквенные обозначения: 141.3855 — (вид детали); 2111-3706040 (идентификационный номер); РА66-30 (материал изделия); четыре точки желтого цвета (точки проверки ОТК) и 7М (дата изготовления, где 7 — последняя цифра года, а М — месяц). Вот это «7М», по мнению эксперта, говорит, что деталь была произведена в ноябре (М — одиннадцатая буква алфавита) 2007 года. Но неизвестно кем. По датчику, дескать, определить производителя невозможно.

 

А не пойти ли вам по уголовке?

Если до этого момента представители АвтоВАЗа вяло пытались склонить Руслана Хаметова к заключению мирового соглашения на условиях концерна, то после того как экспертиза была озвучена в суде, адвокаты предприятия заявили, что АвтоВАЗ не может нести ответственность за то, к чему он не причастен.

 

x6GDUBTQlgw

 

По их словам, номер датчика, описанного экспертом, и дата его изготовления не совпадает с номером и датой на детали, установленной по гарантии в сервисном центре. К тому же, дескать, напрашивается вывод, что неисправная деталь изготавливалась не на АвтоВАЗе и не на заводах, поставляющих концерну комплектующие.

Более того, адвокаты тольяттинского завода предположили в суде, что этот датчик был заменён умышлено: с нового исправного заводского, установленного по гарантии в сервисной компании, на древний и неисправный, изготовленный в кустарных условиях где-то в 2007 году. Зачем? Очевидно, по мнению адвокатов, для того, чтобы под этим предлогом вернуть автомобиль и потребовать деньги.

А это, на минуточку, уже покушение на мошенничество и уголовная статья.

 

Дьявол в номенклатурных деталях

Для Руслана Хаметова и его представителя Ивана Новика, руководителя «Центра независимых экспертиз», это стало сюрпризом. Неожиданностью. И даже шоком. Суд Хаметов проиграл. В удовлетворении иска ему было отказано. Руководитель «Центра независимых экспертиз» Иван Новик начал процедуру обжалования этого решения в областном суде.

Вместе с тем Хаметов и Новик обратились в полицию. По словам Ивана Новика, это  единственный способ добыть отчет о проверке качества автомобиля от ООО «Автомир Прайм», который не предоставили ни в январе, ни до сих пор.

Это возможность получить от эксперта, проводившего судебную экспертизу, объяснения, на основании чего тот сделал вывод, что датчик фаз произведен в 2007 году, а не в 1997 или 2017? И выяснить, почему он заявил в отчете для суда, что по датчику невозможно определить производителя, если на нем стоит заводское клеймо ООО «Автоэлектроника», поставляющего эти детали на «Джи Эм АвтоВАЗ»?

Через полицейский запрос Новик надеется узнать у ООО «Автоэлектроника» (где сначала отвечали на вопросы, а потом перестали брать трубку), почему номера датчика фаз разнятся на самой детали, в каталоге на сайте Автоэлектроники и в номенклатуре АвтоВАЗа?

— Это общая беда, что люди,  покупая автомобиль АвтоВАЗа, или любой другой марки, не смотрят в документы. И делая ремонт где-нибудь в сервисе, не сравнивают номера деталей с теми, что им пишут в квитанциях. Никто не заморачивается. Но потом доказать, что был какой-то подлог практически невозможно, — говорит Иван Новик. — На этом примере мы видим, что номенклатура АвтоВАЗа не совпадает с номенклатурой завода-изготовителя датчиков. И если что-то произойдет, и люди начнут искать с кого спросить, то они просто не найдут концов. Но дело в том, что если это расхождение в номенклатурных обозначениях допускается какими-то нормативными актами, ГОСТами, да чем угодно, то значит никто не может утверждать, что датчик не тот.

Тем не менее, как мы поняли, нам четко обрисовали дальнейшие перспективы, если мы продолжим что-то искать и доказывать. Покушение на мошенничество — это реальная уголовная статья. Хотя кому нужно купить машину и через 10 дней пытаться ее сдать? Какая в этом выгода? Да и кто станет связываться с подделкой датчика, цена которого 300 рублей?

ИА «Версия-Саратов» будет следить за развитием этой истории.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции