Компании хотят делиться персональными данными россиян без их ведома

Компании хотят делиться персональными данными россиян без их ведома
© Fotolia / blackday

Эксперты из IT-компаний, операторов связи и банков, входящих в автономную некоммерческую организацию «Цифровая экономика», разработали проект поправок в закон «О персональных данных». Он позволяет передавать сторонним компаниям личную информацию граждан без их ведома, сообщают «Ведомости» со ссылкой на документ.

Поправки лоббируют представители бизнеса и аккумулирует фонд «Сколково». Согласно проекту, ответственность за сохранность персональных данных будет нести компания, которая первоначально по договору с пользователем их собирала. Эта компания сможет обрабатывать данные «в целях, которые посчитает выгодными для себя». Сейчас закон такое запрещает.

Предполагается, что упрощение доступ к персональным данным позволит бизнесу — и крупным компаниям, и начинающим — расширить для клиентов спектр услуг, которые можно будет получать дистанционно, а также предлагать клиентам именно то, что им нужно.

Юристы считают, что поправки упростят только одно — торговлю персональными данными россиян. Главную опасность они видят в сохранности информации. Компания должна будет уведомить гражданина о том, кто получил доступ к его данным. Пользователь также сможет подать такой запрос — и компания должна ответить на него в течение месяца. Однако запретить передачу своих данных по цепочке пользователь не сможет — только отозвать первоначальное соглашение на обработку.

По словам управляющего партнёра консалтингового агентства «Емельянников, Попова и партнеры» Михаила Емельянникова, самое очевидное последствие поправок — нарушение закона о рекламе. Сейчас он запрещает использовать персональные данные граждан в маркетинговых целях без согласия потребителя (штраф за каждое нарушение — от 100 тыс. до 500 тыс. рублей).

Напомним, закон о защите персональных данных, обязывающий иностранные компании хранить все данные о российских пользователях на серверах в России, вступил в силу 1 сентября 2015 года. Крупнейшие иностранные сервисы Google, Twitter и Facebook пока не проверялись на соблюдение этой нормы закона.

Злоумышленники могут исползовать личную информацию граждан и для обычных краж, и для массовых манипуляций общественным мнением. В частности, основатель соцсети Facebook Марк Цукерберг весной признался в утечке данных почти 90 миллионов пользователей. Эти данные собирала британская компания Cambridge Analytica, которая, как предполагается, использовала их в политической рекламе — в том числе для продвижения Дональда Трампа в ходе предвыборной кампании в Америке. Трамп был избран президентом США в 2016 году.

Источник: Ведомости