На фестивале «Уроки Табакова» московские студенты показали постмодернистский спектакль «Школа для дураков»

В театре драмы имени Слонова выступили студенты московской школы-студии МХАТ. Они показали постановку «Школа для дураков» по одноименному произведению Саши Соколова. Спектакль продолжил череду мероприятий культурно-образовательного проекта-фестиваля «Уроки Табакова», который впервые проходит в Саратове.

Показ проходил на малой сцене. На зрительских креслах все желающие не поместились. По бокам от основных рядов поставили дополнительные стулья для гостей фестиваля, а студенты расположились на полу. На спектакле присутствовала министр культуры области Татьяна Гаранина.

Поприветствовать собравшихся вышла арт-директор проекта Ольга Харитонова. Она сообщила, что год назад студенты потеряли своего педагога Дмитрия Брусникина. «Но ребята продолжают учиться, и в этом году они будут получать свои дипломы». Затем к зрителям вышла педагог и режиссер постановки Мария Зайкова.

«Мы очень рады, что нас на фестиваль пригласили. Для нас это большая честь. Это студенты Дмитрия Брусникина, который был уникальным человеком. Он очень любил молодежь, он проработал с ними многие годы и очень их понимал. Он обладал уникальным талантом слышать время, слышать молодых людей, что их волнует, интересует, чем они живут. Это уникальная черта. То, что я поставила — это громко сказано. Я не режиссер, а педагог по сценической речи. Сегодня вы увидите спектакль из зачета по сценической речи. Мне понравилось, что в этом тексте есть такие диалоги, как он написан и стала этим заниматься со студентами. А потом Брусникин сказал „давай делай спектакль“. Это было для меня неожиданностью, но после его ухода я довела это до конца. И каким-то непостижимым образом текст стал отзываться. Это текст про студентов, они его слышат, они его понимают. Теперь надеюсь на ваше понимание», — пояснила Зайкова.

Произведение Саши Соколова «Школа для дураков» — это одно из первых постмодернистских произведений в русской литературе. Он был закончен автором в 1973 году. Главный герой повести — ученик спецшколы, страдающий от раздвоения личности. Именно его глазами автор передает дух советской эпохи, пропитанный атеизмом, репрессиями и дефицитом товаров. Но автор, вдохновленный Джеймсом Джойсом, преподносит не факты, а поток впечатлений, переживаний, ассоциаций. В диалоге с внутренним «я» ученик рассказывает о своем учителе географии и профессорской дочери, вспоминает железную дорогу и родительскую дачу. Текст не имеет логики и плана, это поток сознания, эмоциональная и экспрессивная речь с обрывками воспоминаний, свободных ассоциаций, газетных статей и языковых клише.

Молодым артистам удалось распределить этот поток на роли и показать живые истории. Артисты постоянно меняются ролями, вторя калейдоскопичности и эфемерности авторского текста. Декорации минимальны. На сцене лишь две белые занавески, на которых изображена Венера Боттичелли и детский рисунок. Знакомые приметы ушедшей эпохи преображаются в раздвоенном мироощущении главного героя, а, подхваченные другими студентами реплики, создают иллюзию нового мира, в котором и проблемы могут быть веселыми, и танец гораздо зажигательней, как в детстве. Они прерываются глубоким молчанием, когда герой спектакля вспоминает ушедшего учителя.

Зрители аплодировали артистам стоя, несколько раз возвращая их на сцену бурными овациями.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции