Саратовский филиал РОСИЗО-ГЦСИ провел авторский цикл лекций «Фотография в искусстве: заблуждения и факты». Темой третьей и последней лекции стала fashion-фотография. Лектор и автор курса Артем Храм. В одном из ангаров провиантских складов Рейнеке разместили проектор и организовали для слушателей сидячие места.
Повествование Артем Храм начал с определения fashion-фотографии. Он отметил, что этот жанр является наиболее приближенным к фотоискусству жанром коммерческой фотографии. Делая небольшой экскурс в это направление, он отметил, что первоначально фотография была сильно привязана к живописи. Господствовали статичные позы. Fashion-фотография носила функции документирования: сшили наряд, а затем его сфотографировали.
Первой персоналией, которую разобрали на лекции, стала личность Виржинии Ольдоини, графини ди Кастильоне, у которой был персональный фотограф Пьер-Луи Пьерсон. «Это была эксцентричная дама из высших кругов, высокомерная и самовлюбленная. Ее называли богиней. Она действительно была очень красива. И при этом стремилась выделиться и пощеголять. Она любила позировать, менять наряды, принимала вольные позы, меняла образы. При этом она была заказчиком фотографий и сама диктовала условия», — рассказал лектор.
Новые методы работы с моделью на лекции продемонстрировали на примере творчества фотографа Эдварда Стейхена. Он работал в период модернизма и поднял вопрос о выходе за пределы установленных норм в фотографии для получения нового художественного эффекта. Он пытался заинтриговать и удивить зрителя, сознательно отходя от композиции и создавая новые образы. В это время фотограф работал один, без команды.
Наперекор всем стандартам пошел фотограф из Норвегии Антон Корбейн. Он намеренно использовал те приемы, которые считались плохим тоном: расфокусировка, разрушение композиции, размытость, шумы, завышенный контраст, пересветы. При этом его моделями были культовые личности. Представление об эстетике полностью разрушил Юрген Теллер. Практически на всех его снимках «завален горизонт». Этот фотограф имитировал эффект «здесь и сейчас», делая fashion-фотографии в быту. Сейчас этот прием стал популярным. Затем Артем Храм поведал о творчестве Маркуса Ольсона и Эммы Саммертон, продемонстрировав и пояснив их работы.
Завершилась лекция советами о том, какие периодические издания лучше читать, чтобы самостоятельно погрузиться в эстетику fashion-фотографии.