В последнее время в России становится всё более популярным обучение «на дому», когда дети не посещают школу, а изучают предметы с родителями или репетиторами, а также берут онлайн-уроки. Многие думают, что забрать ребенка из школы навсегда и забыть про издевки одноклассников — долгая и очень сложная процедура. Однако это не так. Наши корреспонденты Анастасия Флегентова и Николай Коломийцев выяснили, что для перехода на семейное обучение нужно лишь подать уведомление в комитет по образованию. При этом, как утверждает одна из родительниц, даже не нужно оповещать о своем решении школу — это сделают чиновники.
Чем отличается домашнее обучение от семейного
По данным министерства образования Саратовской области, на сегодняшний день в регионе всего 240 тысяч школьников, из них 86 тысяч посещают школы областного центра. При этом, как пояснили в минобразе, необходимо различать понятия «домашнее обучение» и «семейное обучение». В первом случае речь идет об изучении школьной программы на дому в течение определенного периода времени.
«Основанием обучения на дому является заключение врачебной комиссии. Она и определяет временной отрезок, в течение которого ребенок будет учиться дома. Такую возможность предоставляют, например, для детей с некоторыми заболеваниями. Сейчас на домашнем обучении в области почти 1,6 тысячи школьников, а в Саратове — более 300 человек. Однако даже в случае домашнего обучения ответственность за ребенка все равно несет школа», — пояснили в региональном минобразе.
В случае семейного обучения, о котором и идет речь в нашем материале, детям предоставляется возможность изучать школьную программу дома с родителями (приглашенными педагогами, или с помощью онлайн-курсов, уроков). В министерстве образования подчеркнули, что если ребенок находится на семейном обучении, то всю ответственность за него несут родители, поэтому чиновники не располагают данными о количестве детей, которые не ходят в школу.
Ирина, год назад перевела на семейное обучение десятилетнюю дочь
— В моей семье воспитываются трое детей — мальчики в возрасте 17 и 8 лет, а также 11-летняя дочь. В прошлом году она закончила третий класс, после чего я забрала ее на семейное обучение. Я могу выделить несколько факторов, которые подтолкнули меня к этому. Первый — моя дочь музыкант, занимается вокалом и фортепьяно, состыковать занятия музыкой и школу было достаточно сложно. Второе — меня сильно расстраивал уровень преподавания. У нас не было претензий к классному руководителю, скорее они касались самой системы образования, когда детей натаскивают на тесты и по факту не оставляют возможности научиться мыслить самостоятельно. Третье — лично я считаю, что в нынешней школе очень много ненужных вещей. К чему, например, десятилетним детям урок успеха, который ввели в нашей школе? Я этого совершенно не понимаю.
Все учебные дни напоминали друг друга и были наполнены суматохой — с 8 утра до 2 часов дня дочка проводила время в школе, потом бежала домой учить уроки, затем неслась в музыкальную школу. Я считаю, что мой ребенок достаточно развит и школьная муштра ее сильно тормозила — девочка обгоняла программу и просто валяла дурака на уроках, если говорить честно.
Когда мы приняли решение обучать дочь на дому, то сразу же сообщили об этом нашей учительнице. Мы были готовы к тому, что она воспротивится, но ничего подобного не случилось — она и завуч по начальным классам отнеслись к нашей затее благожелательно и во всем нас поддержали. За весь четвертый класс мы появились в школе дважды — для того, чтобы написать контрольные, которые одноклассники моей дочери писали в школе. Нам предлагали приходить в школу на консультации, но мы этого не делали — вопросов как таковых просто не возникало.
Главный вопрос, который мне задают все окружающие — как именно построена система обучения дома, ведь там, в отличие от школы, нет учителя. На помощь нам пришли интернет-уроки, сайт всероссийской электронной школы и простые учебники. К счастью, дочь понимала, что теперь все зависит от нее — списать у одноклассника теперь нереально. Мы записались в математический кружок, русский язык преподавала я, окружающий мир девочка учила самостоятельно. В итоге четвертый класс она закончила с двумя четверками, одна из которых была поставлена незаслуженно — педагог увидела небольшую помарку в диктанте, так могла бы быть и «пятерка». Я, кстати, не сильно расстроилась — к тому моменту я уже поняла, что главное — не оценки, а знания, которые она получает.
В этом учебном году мы вовсе ушли из нашей школы по месту жительства и прикрепились к центру поддержки семейного обучения. Это такая онлайн-платформа, на которой можно пройти официальную аттестацию за любой класс. Важно, что при такой форме обучения не нужно никуда ходить и ездить — официально дочь прикреплена к московской школе. Посетить столицу надо будет лишь для того, чтобы сдать ОГЭ в 9-м классе и ЕГЭ в 11-м. Такое образование стоит 10 тысяч в год — дешевле, чем учиться в обычной школе, где надо купить форму, сдать в фонд класса и сложиться на букет Марье Ивановне.
Конечно, семейное обучение подразумевает ряд рисков — в частности, нужно хорошо распланировать день ребенка. В основном дочь учится в первой половине дня, при этом главным плюсом является то, что она не ограничена во времени — если что-то не понимает, то может остановиться на каком-то параграфе, или быстро пройти то, что она хорошо усвоила. Иногда мы берем перерыв на несколько дней и просто ничего не делаем, однако это никак не сказывается на качестве образования.
Подводя итог, хочу сказать, что я очень довольна системой семейного обучения. Дочь стала серьезнее относиться к наукам, стала более ответственной, теперь она может активнее заниматься музыкой, чего она так хотела. В следующем году я планирую перевести на «домашку» и младшего сына. Во всяком случае, пока я не вижу никаких преград этому.
Ольга, перевела дочь на семейное обучение с 5-го класса
— У меня двое детей. Сейчас старшая дочь учится в 5-м классе. До перехода на семейное обучение дочь ходила в одну из лучших школ города. Решение о переходе на семейное обучение не пришло спонтанно. Я впервые об этом задумалась к концу её 2-го класса. Почему? Потому что современная система предусматривает то, что учитель проверяет те знания, которые дает ребенку дома родитель или репетитор. То есть у нас всё свелось к тому, что я сидела с утра до ночи и учила с ребенком уроки. К концу 2-го класса у нас были репетиторы по некоторым предметам. В 3-м классе было всё то же самое.
Летом перед переходом в 4-й класс я сама предложила ребенку идею семейного обучения. Я много читала, изучала и думала о том, получится ли у нас это организовать. На тот момент дочь отказалась, её держали подруги. Но к концу 4 класса всё достигло апогея. У нее тоже и терпение, и ресурсы закончились. Она сама говорила: «Мама, быстрее бы это всё закончилось».
Она была уставшая, вымотанная. У нее еще есть серьезная спортивная нагрузка. В разгар сезона у нее бывает по 2 тренировки в день. Бывает до 3-4 часов в день уходили на тренировки. В 4 классе она до 12 часов была в школе, затем у нее небольшой промежуток на обед, отдых, уроки. Обычно на выполнение домашнего задания в нашем графике удавалось урвать часа полтора. Но за это время невозможно нормально выучить уроки. Делали то, что успевали.
У меня пришло понимание, что я выполняю функции школы — учу уроки постоянно. Бывало, что дочери уже пора ложиться спать, а я ей перед сном вместо сказки на ночь читаю «окружающий мир». У нас обычно плотно сидит в голове то, что школа дает знания, и что без нее никак. Но мы осознали, что ребенок сидит там полдня, а знаний толком не получает.
Было принято окончательное решение перейти на семейное обучение. Я нашла учебники, которые меня устроили. В государственной системе зачастую то, что бесплатно (имеются в виду учебники — прим. ред.), оно кем-то пролоббировано и по большей степени не отвечает качеству. Также, например, все знают, что для сдачи ЕГЭ или ОГЭ надо нанимать репетитора, потому что школа дает только базу, школьные учебники дают минимум знаний, они низкого качества.
Сейчас 5-й класс мы начали с семейного обучения. Чтобы перевести ребенка на такое обучение, нужно оповестить (не спросить разрешение, а просто оповестить) городской комитет по образованию. Можно прийти туда, можно отправить заказным письмом обычное уведомление о том, что ребенок переходит на семейное обучение.
У нас по закону закреплены две обязательные сдачи экзаменов — ОГЭ в 9-м классе и ЕГЭ в 11-м классе. Все остальные аттестации выполняются по желанию. Но мы решили проходить аттестации, чтобы регулярно проверять полученные знания. Проходить их будем дистанционно, сейчас есть масса сервисов, которые предоставляют такие услуги. Для этого нужно отправить личное дело в образовательное учреждение. Наше дело, например, находится в московской школе, которая имеет право проводить такие аттестации. То есть, мы открепились от саратовской школы и дистанционно прикрепились к московской (только для сдачи аттестаций). Кстати, школу даже не обязательно уведомлять о переходе на семейное обучение, это сделает комитет по образованию.
Дома мы учимся блоками. Берем 1-2 предмета и полностью в них погружаемся. Сейчас дочь изучает историю — мы начали это делать чуть раньше, с середины августа. Она прошла уже почти половину курса истории за 5-й класс. В день на это уходит час-полтора. Еще каждый день мы занимаемся русским языком. И также у нее есть репетитор по математике — тоже каждый день по одному часу. Сейчас мы пройдем курс истории и сразу сдадим аттестацию.
Есть еще такие предметы, как физкультура, музыка, рисование. Мы занимаемся в спортшколе, отправляем оттуда справку, и нам засчитывают этот предмет автоматом. Из художественной школы (дочь также занимается рисованием) мы приносим справку, и нам тоже засчитывают этот предмет. По музыке мы будем сдавать тест, но если ребенок ходит в музыкальную школу, то оттуда также можно взять справку. У нас всё организовано эффективно, качество образования не страдает, даже наоборот. Мы довольны.
Оксана, перевела сына на семейное обучение год назад
— Идея о семейном обучении возникла у меня еще до того когда я родила ребенка. Дело в том, что у меня самой не самые лучшие воспоминания об обучении в школе. В детстве я была «белой вороной» — приличной спокойной девочкой в очках, которая сидела на первой парте около учительского стола и прилежно делала все домашние задания. Нетрудно догадаться, что таких как я в классе не любят.
Чего только мне не пришлось пережить — одноклассники выкидывали мои вещи в коридор, рвали мои тетрадки, девочки караулили меня после школы, чтобы сказать какую-то гадость, устроить разборки или напасть на меня с кулаками. Все это я терпела в течение всего времени обучения в школе и именно из-за этого я ушла из школы после девятого класса. Мне было все равно куда, лишь бы не видеть все это и забыть «чудесные школьные годы» как страшный сон.
Когда у меня родился сын, я сразу поняла, что учиться он будет дома. Правда, по мере его взросления я все больше убеждалась в мысли, что хотя бы начальную школу он должен закончить как все дети — чтобы понять, что из себя представляет наша система образования и по достоинству оценить семейное обучение, захотеть учиться самостоятельно.
Как я и ожидала, после окончания четвертого класса, когда я предложила ему начать учиться дома, он согласился. Конечно, если бы он отказался, я не стала бы навязывать ему какие-то свои идеи. Не могу сказать, что ему было в школе так же тяжело как и мне, но ходил он туда без особого рвения — всех друзей он встретил не в школьных стенах, а в кружке английского языка, куда я его водила. Этот кружок дал ему лучшее, что чисто теоретически могла бы дать школа — именно там сын научился товариществу, самостоятельной работе, контакту с педагогом. Школа же запомнилась ему пакетами со сменкой, типичными советскими фразами в стиле «а голову ты тоже дома забыл» и вечно усталыми и раздраженными педагогами.
Переход на семейное обучение, кстати, не был для нас трудным. Классная руководитель встретила наше решение совершенно без эмоций, завуч лишь спросила нас, точно ли мы уверены в своем намерении. Окружающие, правда, были очень удивлены нашим решением и говорили, что я «отрываю ребенка от коллектива и вообще не даю ему жить». Впрочем, ни я, ни мой сын так не считали.
До сих пор помню наш последний день в общеобразовательной школе — я встретила сына после уроков, и мы радостные пошли в кафе есть пирожные. Настроение было прекрасным, почти праздничным. Мы отчетливо осознавали, что в нашей жизни начался новый этап. Нас как будто выпустили из клетки на волю.
По образованию я филолог. Мой супруг зарабатывает достаточно, чтобы я могла сидеть с ребенком. Все гуманитарные предметы я преподаю ему сама — мы читаем книжки, находим в интернете адаптированные для детей исторические фильмы и мультики. Чтобы развить в ребенке чувство языка, я специально купила сборник диктантов и сын охотно пишет их дома. Когда диктант написан, мы спокойно разбираем ошибки. Если они есть, то смотрим, какое правило ребенок не усвоил и возвращаемся к нему. Здесь я работаю ради его блага, а кто станет делать это в школе? Учеников — тридцать человек, а педагог — один.
Английский, как уже было сказано, он учит в кружке и нас это вполне устраивает. С точными науками все оказалось труднее — скажу честно, я их никогда не любила и не знала, а потому по математике мы наняли репетитора — студентку старшего курса мехмата. Занятия с ней позволили моему ребенку получить годовую «четверку», хотя, конечно, для этого пришлось приложить немало усилий. Фактически мы вытягивали знания с «двойки».
В целом ни я, ни мой ребенок ни секунды не жалели о том, что стали учиться дома. Я заинтересована в том, чтобы мой сын действительно понимал материал, и прикладываю к этому массу усилий, а он, увидев что такое классическая постсоветская школа, благодарен мне за это. Небольшое опасение во мне вызывает только ожидание момента, когда у нас начнутся физика и химия — возможно, придется нанимать репетиторов и по этим предметам, а это уже серьезная трата для нашего семейного бюджета.