«Несправедливость просто убивает»: показываем, как меняется размер пособия на первенца в зависимости от социального статуса семьи

«Несправедливость просто убивает»: показываем, как меняется размер пособия на первенца в зависимости от социального статуса семьи
Иллюстрация Алёны Трухниной / © ИА «Версия-Саратов»

Поддержка семей при рождении первенца построена так, что стимулирует людей… зарабатывать меньше. К такому выводу можно прийти, если изучить алгоритм формирования новой льготы. Еще один парадокс — в самом ужасном положении оказываются матери-одиночки, которые усердно трудятся и получают «белую» зарплату. Мы пообщались с такой женщиной, угодившей на финансовое дно. И разложили пособие на первенца по полочкам.

В конце прошлого года президент Владимир Путин подписал закон о введении ежемесячных выплат семьям при рождении первого ребенка. Нововведение распространяется на тех, чей доход на одного члена семьи за последние 12 месяцев не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума. В Саратовской области (прожиточный минимум — 9521 рубль) — это 14031 рубль в месяц. В этом случае родители имеют право на получение ежемесячного пособия в размере 9022 рубля до достижения ребенком возраста 1 года и 6 месяцев.

Новая льгота не заменяет и не отменяет другие. Ее предоставляют переводами на банковскую карту матери. В случае если мать умерла или ее лишили родительских прав, переводы осуществляются на карту отца. Средства на первенца выплачиваются из федерального бюджета.

По идее эта мера господдержки должна помочь родителям, которые оказались в тяжелой финансовой ситуации. Но все не так просто: за эти деньги еще придется побороться.

Однако дьявол кроется в деталях. На примере истории матери-одиночки мы выяснили, насколько порой несправедливо распределяются государственные деньги.

28-летняя Екатерина (фамилию раскрывать не пожелала) растит ребенка одна. Она идеальная кандидатура для понимания, как реально работает «закон о первенцах». Во-первых, Екатерина бюджетница — получала только «белую зарплату». Во-вторых, в графе «отец» напротив информации о родителях ребенка стоит прочерк. То есть, ни на какие алименты девушка претендовать не может. В-третьих, решение о пополнении в семье было продуманным и взвешенным.

До декрета Екатерина работала медиком на двух работах. После рождения первенца, она получает пособие в сумме такое же, что и безработные матери.

«С 2015 года я тружусь на двух работах медицинским работником: в детской больнице на основной ставке и совместителем в экстренном отделении взрослой больницы. На основной работе я получала в среднем 30 тысяч в месяц, на работе по совместительству —  20 тысяч. В общей сумме мой доход составлял около 50 тысяч в месяц. В один момент я задумалась над тем, что мне нужна семья.

Решила, что раз у меня нет мужа, то хотя бы ребенок определенно нужен. Я как-то полагала, что моя специальность и доходы позволят самой вырастить ребенка, плюс государство со всех сторон призывает: «Рожайте, мы поможем».

Ну, собственно все сложилось. 21 мая этого года я родила сына. При этом считаюсь матерью-одиночкой.

После рождения ребенка мне выплатили с основного места работы в виде единовременного пособия 17 400 рублей. Эти деньги разлетелись быстро. Тогда я решила попробовать получить ту самую помощь от государства, о которой кричат все чиновники. Но оказалось, что никому мы с сыном особо и не нужны.

Первая неожиданность, с которой я столкнулась — никаких обязательных выплат или пособий для матерей-одиночек не предусмотрено, льгота на оплату ЖКХ оформляется только многодетным матерям-одиночкам (отличная логика, хочешь меньше платить за квартиру — роди еще двоих).

После этого я по совету знакомых решила попробовать оформить то самое «путинское» пособие. Но тут меня поджидал второй сюрприз. Выяснилось, что для получения этих денег учитывается весь официальный доход за 12 месяцев, причем до вычета налога (подоходный налог составляет 13% от суммы заработка).

Соответственно были учтены справки с двух работ, плюс социальные выплаты. В соцзащите мне сказали: «Извините, но вы очень хорошо зарабатываете, вынуждены вам отказать». Также мне пояснили, что для выплаты этой меры господдержки на каждого члена моей семьи должно выходить меньше 14 тысяч на человека. Так как в сумме у меня выходит намного больше, мне эта финансовая помощь не полагается.

Есть еще один забавный факт — если успеть оформить пособие до того, как ребенку исполнится 6 месяцев, то деньги будут выплачивать с рождения, а если после полугода — то только по факту оформления выплаты.

Стало обидно. Но я выдохнула, ведь в принципе не рассчитывала на эти выплаты. Подумала, раз говорят, что хороший доход был, значит должны назначить неплохое детское пособие. Его размер по закону составляет 40% от средней зарплаты. Я полагала, что мне будут выплачивать около 20 тысяч рублей, мне бы этого вполне хватило. Но тут опять промах. При условии, что я получала 50 тысяч рублей, мне назначили пособие по уходу за ребенком в размере 11965 рублей.

Стала выяснять, почему получилась такая маленькая сумма. Оказалось, что при назначении пособия доходы с работы по совместительству не учитываются. Такие порядки: трудись хоть на 15 работах — выплаты идут только с основной работы.

Причем было бы понятно, когда, например, человек работает сантехником, и дополнительно подрабатывает вечерами охранником. А у нас, у врачей, ведь не меняется специализация, многие совмещают несколько работ, поскольку на одну зарплату не выжить. При этом подоходные налоги с работы по совместительству мы платим исправно и в полной мере. То есть это так, не работа, а хобби.

Первое пособие мне начислили 28 августа, а потом 2 октября. Зачисления идут по прошествии месяца жизни ребенка, поэтому один месяц остался без оплаты совсем. В итоге я получаю пособие, сумма которого чуть больше прожиточного минимума.

За то время, что я работала, я была на больничном всего один раз — во время беременности, когда лежала в стационаре с гидронефрозом почки. Я работала, ездила учиться в Москву для повышения квалификации за свой счет, куда меня официально не отпускали. За это время я ни разу не возмутилась по поводу зарплаты и компенсаций. Но, попав в такую ситуацию, наверное, просто не выдержали нервы.

Получается, государство поддерживает асоциальных матерей и тех, кто ни дня не работал. А товарищи-бюджетники пусть крутятся, как хотят. У меня есть родственники, есть друзья, которые помогают. Мы не умираем с голода с сыном, но несправедливость в этой ситуации просто убивает.

Как можно прожить с малышом на 12 тысяч? Учитывая ту же оплату ЖКХ, зимой на которую уходит по 4-5 тысяч, или еще хуже, если нужно платить ипотечный взнос от 10 тысяч? К тому же ребенку нужна одежда, он не спрашивает, можно ли ему расти и будут ли деньги на новый комбинезон. Двоякая складывается ситуация, связанная с кормлением ребенка: если он на грудном вскармливании, то мама должна хорошо питаться (в рационе должно быть мясо, морская рыба, фрукты, овощи). Когда малыша кормят смесью, на это также уходит много денег. Например, банка хорошей смеси стоит 1 500 рублей, ее хватает на две недели. Конечно, можно покупать дешевое детское питание, но, скорее всего потом придется тратить очень большие суммы, чтобы исправить последствия этого решения… И не дай Бог мама или малыш заболеет. Лекарства и медицинская помощь стоят очень дорого.

Отмечу, что после рождения малыша у меня не было мыслей сбагрить его на попечение кого-то, я осознанно пошла на этот шаг и хотела растить ребенка сама. У меня были сбережения. Планировала по возможности раньше выйти из декрета. Но я, честно, не ожидала, что выплата будет настолько маленькой. Конечно, можно сказать, что нужно было больше работать, больше бы и получала. Однако график работы — с 8 до 14 и с 12 до 19 плюс две рабочие субботы. А дежурства с трех до 8 утра следующего дня, либо сутки в субботу или воскресенье. И так два-три раза в неделю. В какие-то дни удавалось попасть на частный прием, это собственно и помогло составить отложенный капитал на малыша. Я бы работала и больше, если бы было 48 часов в сутках, а не 24.

Я не та мама, которая считает, что мне все должны теперь, раз я родила. Понимала, что будет тяжело, так как нет второго дохода от мужа. Но у меня много печальных примеров, где муж есть, а ситуация такая же сложилась. Например, моя знакомая шесть раз подавала документы на это «путинское» пособие. Причем последние три месяца сумма доходов в их семье на 100 рублей превышала порог, и им отказали в выплате. Какой-то цирк. Семья в страхе ждала, когда их ребенку исполнится 6 месяцев, потому что потеряли бы эти возможные 60 тысяч, хотели ими ипотеку перекрыть…

Выходит, что вместо того чтобы растить ребенка, мы собираем справки и боимся взросления своих малышей. Понятное дело, хорошо, что есть хоть какие-то выплаты, что их подтверждают, но ведь люди не от шикарной жизни бегут собирать справки, и эти деньги им ой как нужны. Многие, когда побегают, плюют на все и пытаются выкручиваться и выживать, как могут. Непонятно что такого в шесть месяцев меняется в жизни малыша? Почему так ограничен срок выплаты?

Очень удивляет, как один человек может зарабатывать слишком много для получения «путинского» пособия и при этом слишком мало для нормальной выплаты с работы.

Уже постфактум мне говорили, что надо было работать под чужой фамилией, тогда бы зарплату не было видно в платежках. Но тогда бы я больничные получила намного меньше. Наше государство не обмануть. Я жаловалась в Фонд социального страхования, писала в онлайн-приемную президента, уполномоченному при президенте РФ по правам ребёнка Анне Кузнецовой, но никакого эффекта это не дало. Мне присылают одни отписки, никакой реальной помощи я так и не получила. При таких отчислениях, которые мне выплачивают сейчас, пора уже выходить на работу, но это эгоизм по отношению к ребенку, ведь он столь долгожданный и желанный… Не знаю, может, я накручиваю себя, может нужно жить и радоваться, что хоть что-то платят. Но ведь речь не о сотнях тысяч. Хотя бы прожиточный минимум на двух человек должен складываться из этих доплат. На то он и минимум, наверное…»

 

Мы посчитали, как складывается «выплата на первенца» в полной и неполной семье.

Неполная семья:

Состоит из матери и ребенка. Порог вхождения в программу рассчитывается по формуле 1,5 (коэффициент)  Х  9521 (прожиточный минимум) Х 2 (члены семьи) = 28563 рубля.

Если мать-одиночка зарабатывала больше этой суммы, то «выплату на первенца» она не получит. Ежемесячно она будет получать от государства пособие по уходу за ребенком — 40% от официального заработка на постоянном месте работы. То есть, если мать-одиночка зарабатывала до декрета ровно 30000 рублей, то пособие составит 12000 рублей.

Если мать-одиночка зарабатывала меньше 28563 рублей, то после выхода в декрет, она получит пособие на ребенка плюс «выплату на первенца». К примеру, выплаты от государства матери-одиночки, зарабатывающей до декрета 20000 рублей, составят: 8000 рублей пособия по уходу за ребенком плюс 9022 рубля «выплаты на первенца». Итого: 17022 рубля.

Если мать-одиночка вообще не работала до выхода в декрет, то государство выплачивает ей ежемесячно 3277 рублей плюс 9022 рубля «выплаты на первенца». Итого: 12299 рублей.

 

Полная семья:

Состоит из отца, матери и ребенка. Порог вхождения в программу рассчитывается по формуле 1,5 (коэффициент)  Х  9521 (прожиточный минимум) Х 3 (члены семьи) = 42844 рубля.

Допустим, семья зарабатывает больше этой суммы. Например, отец получает 30000 рублей, мать — 20000 рублей. «Выплат на первенца» им не светит. Отец продолжит зарабатывать 30000 рублей, женщина начнет получать пособие по уходу за ребенком  (40% от официального заработка). Итого: 38000 рублей.

Семья зарабатывает меньше порога вхождения в программу. Например, отец получает 25000 рублей, мать — 15000 рублей. В итоге после пополнения в семье ежемесячно их доход складывается из дохода отца 25000 рублей плюс выплата на первенца 9022 рубля плюс пособие по уходу за ребенком (40% от зарплаты матери) 6000 рублей. Итого: 40022 рубля.

Выводы из всех этих расчетов печальные.

Во-первых, при создании формулы расчетов «выплаты на первенца» совершенно не учли интересы и без того финансово незащищенных матерей-одиночек. Им эта формула вообще не подходит.

Не совсем понятно, как можно взять за основу доход, который после рождения ребенка будет потерян. Сколько бы ни зарабатывала мать до родов, сразу после она перестает зарабатывать вообще. И Екатерина в этом отношении весьма показательный пример. Роды фактически отбросили вполне успешного врача за черту бедности.

В случае с полной семьей господдержка на первенца существенно помогает. Центральное тут то, что отец продолжает работать и приносить в дом деньги, в то время как мать воспитывает ребенка и теряет в доходах из-за выхода в декретный отпуск. А государство их поддерживает «выплатой на первенца».

В случае с матерью-одиночкой, женщина после родов остается вообще без зарплаты и вынуждена жить только на выплаты от государства. Первые полгода жизни ребенка работать она не сможет, даже если захочет. Младенец в таком возрасте требует постоянного внимания. Чтобы более или менее достойно воспитывать ребенка на пособие по уходу (40% от официальной зарплаты), мать-одиночка должна на основной работе получать около 80000 рублей. Только в таком случае пособие составит 32000 рублей в месяц.

Как мы видим из расчетов, ни в одном из трех случаев (работает, зарабатывает больше порога вхождения; работает, зарабатывает мало и получает «выплату на первенца»; вообще не работает и получает выплату) государство не гарантирует достойную жизнь матери-одиночки после родов. Максимум что получилось — 17000 рублей. Как можно вдвоем с младенцем выжить на такие деньги?

При этом Екатерина все время пока работала до декретного отпуска вносила весомый вклад в бюджет государства. Зарабатывая 50000 рублей официальной зарплаты на двух работах, она ежемесячно выплачивала 13% подоходный налог. Это 6500 рублей в месяц. То есть за три рабочих года только через подоходный налог Екатерина передала бы в госбюджет больше денег, чем ей выплатило государство за полтора года декретного отпуска.

Во-вторых, сама система подсчетов несправедлива. Государство с одной стороны борется, чтобы люди «выходили из тени», переходили на «белую зарплату», платили налоги. «Выплата на первенца» наоборот стимулирует обратные действия населения. Чем меньше покажешь доход, тем проще будет оформить эту льготу.

Как бы парадоксально ни звучало, эта система подсчетов стимулирует семьи зарабатывать меньше, чтобы иметь в итоге больше. У этой системы выплат нет гибкости. Такой, при которой сколько бы не зарабатывала семья, в итоге государство гарантирует хотя бы минимальную равную сумму при рождении первого ребенка. То есть особо нуждающимся доплачивают 9000, другим — 6000, третьим 3000. Чтобы в итоге не получалось так, что условно «бедная» семья после появления первенца получает из бюджета больше, чем условно «богатая». Хотя до родов разница в доходах у этих семей была пара тысяч рублей. Просто кто-то «уложился» в нужную сумму, а кто-то немного проскочил и остался без весомой выплаты в 9000 рублей.

Мы обратились за комментарием к представителям министерства социального развития Саратовской области. Чиновники не затруднили себя объяснениями и ограничились перечислением законов.

«Любое логичное объяснение сводится к тому, что не может так быть, и это — надувательство. Получается, что в нашей стране есть два варианта для женщин. Либо она работает и получает огромную зарплату. Тогда у нее после рождения первенца будут хорошие выплаты с работы, и ей не придется искать средства для жизни. Либо она работает и получает мало. Тогда она будет получать „путинскую“ выплату. Кроме того, это же пособие положено и людям безработным, а также тем, кто получает серую зарплату и не платит налоги, либо асоциальным товарищам, которых подобными выплатами стимулируют к многодетности. Третьего ну никак не может быть по логике вещей», — считает Екатерина.

Согласно официальным данным на 6 ноября, финансовую помощь от государства в виде «выплаты на первенца» получают 9233 саратовских семьи, из них у 311 семей первенцы родились в этом году.

Для того чтобы оформить льготу, нужно обратиться в учреждения социальной защиты населения и МФЦ по месту постоянной прописки либо по месту временного проживания или временной регистрации.

Также представители министерства сообщили нам, что действующее законодательство официального определения понятий «одинокая мать» или «одинокий отец» не содержит. Однако один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) в семье со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в области, имеет право на получение ежемесячного пособия на ребенка до окончания его обучения в образовательном учреждении (до 16-18 лет). Таким образом, для того чтобы получить эту доплату, максимальный доход семьи не должен превышать 28 500 рублей.

«С 1 октября 2019 года с учетом индексации размер пособия составляет 477,32 рублей, на ребенка одинокой матери 894,64 рублей. Для назначения пособия в повышенном размере на ребенка одинокой матери наряду с другими документами предоставляется справка органов ЗАГСа об основании внесения в свидетельство о рождении сведений об отце ребенка — если в свидетельстве о рождении ребенка запись об отце произведена в установленном порядке по указанию матери», — написано в официальном письме.

Просим депутатов Государственной думы от Саратовской области попытаться восстановить социальную справедливость — выйти с инициативой об изменении формулы расчета «выплаты на первенца» для матерей-одиночек — женщин, которые воспитывают ребенка без второго кормильца (раз уж официально понятия «одинокая мать» не существует). При этом не забыть про одиноких отцов. По мнению редакции, такие семьи должны гарантированно получать «выплаты на первенца» без всяких расчетов и формул независимо от дохода.

 

Итого:

— Работающая женщина, которая родила первенца в семье, доход которой на одного члена семьи за последние 12 месяцев превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума (14031 рубль) может рассчитывать только на  пособие по беременности и родам, единовременное пособие, а также на пособие по уходу за ребенком. Их выплатит работодатель (с 1 января 2020 года на территории области этим будут заниматься филиалы регионального отделения Фонда социального страхования. Выплачивать льготу будут на банковский счет или через организацию федеральной почтовой связи. При этом выплата пособий по материнству законодательством предусмотрена исключительно на карту платежной системы «Мир»).

— Трудоустроенная женщина при рождении первого ребенка в семье, доход которой на одного члена семьи за последний год не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума может рассчитывать на пособие по беременности и родам, единовременное пособие, пособие по уходу за ребенком, «путинскую» выплату (9022 рубля в месяц), а также на получение ежемесячного пособия (477,32 рубля, на ребенка одинокой матери 894,64 рубля).

— Что касается безработной матери, родившей первенца, то она может получать следующие меры господдержки: единовременное пособие по беременности и родам в размере около 16 тысяч рублей (его выдают, если заявление оформлено до того, как ребенку исполнится 6 месяцев), пособие по безработице — 3277,45 рубля, ежемесячное пособие (477,32 рубля, на ребенка одинокой матери 894,64 рубля) и финансовую помощь от главы государства в размере 9 022 рубля в месяц. Размер выплат будет рассчитываться индивидуально.

Справедливости ради стоит отметить, что с 1 января 2020 года размер ежемесячного пособия для семей, оформивших льготу от президента, возрастет. По распоряжению Владимира Путина, его сравнят с двумя прожиточными минимумами для трудоспособного населения вместо полутора. Кроме того, увеличится и срок выдачи ежемесячного пособия — родители смогут его получать до достижения ребенком возраста трех лет. Продление льготы будет происходить ежегодно по заявлению родителей.

«Таким образом, при обращении жителей региона за назначением ежемесячной выплаты в 2020 году, она будет назначаться при условии, что доход на одного члена семьи за последние 12 календарных месяцев не превысит 20552 рубля в месяц. Соответственно размер выплаты для таких граждан составит 9708 рублей в месяц», — сообщили чиновники.

Конечно, при таком раскладе Екатерина уже сможет рассчитывать на получение «путинского» пособия. И то, только потому, что по основному месту работы ее зарплата — 30000 рублей.

Более справедливой система выплаты после повышения планки дохода на одного члена семьи не стала. Люди по-прежнему будут пытаться «уложиться» в нужную сумму. И «чуть бедные счастливчики» получат серьезную поддержку от государства, в отличие от «чуть богатых неудачников».

Поддержите наш проект, чтобы мы и дальше делали то, что вам нравится

Эта заметка помогла решить вашу проблему?

Мы затронули важную для вас тему?

Хотите поблагодарить журналистов за проделанную работу?