Нетрадиционное обучение: почему жители Саратовской области осаждают школы, перешедшие на дистант (и как им удаётся туда пробиться)

Нетрадиционное обучение: почему жители Саратовской области осаждают школы, перешедшие на дистант (и как им удаётся туда пробиться)
Кадр с видео, на котором запечатлено, как родители пытаются провести в школу города Вольска своих детей на очные занятия в период дистанта / © «Родительский надзор»

Во всех крупных городах и посёлках Саратовской области с 27 сентября введено дистанционное обучение для школьников с 1 по 11 классы. Официально — из-за резкого роста случаев заражения новой коронавирусной инфекцией и ОРВИ, в том числе, среди детей. В региональном министерстве образования уверяют, что «речь не идет о замене традиционного очного обучения», дистант — вынужденная мера, и продлится лишь до 11 октября. Но, как оказалось, в это не верят не только многие родители, но и некоторые учителя.

 

Саратовское сопротивление

В Саратовской области этот учебный год уже третий, когда школьников отправляют на дистанционное обучение. Впервые онлайн-уроки были введены здесь весной 2020 года, на фоне первой волны пандемии коронавирусной инфекции.

В следующем учебном году — в ноябре–декабре 2020-го — история повторилась. Уже тогда в обществе нарастали протестные настроения, которые усиливались разного рода инцидентами, связанными с занятиями через интернет.

Так, например, скандал разразился из-за того, что в одной из саратовских школ ученикам во время уроков включали трансляцию порно с демонстрацией жёсткого секса. Как сообщало ИА «Версия-Саратов», тогда ситуацией заинтересовались чиновники и следственные органы.

В тот же период в мессенджере Viber было создано сообщество под названием «Саратов против дистанта!». До прошлой пятницы — 24 сентября 2021 года — там состояло около 600 человек. Однако после сообщения о том, что все школы вновь временно переходят на дистанционное обучение, за несколько дней число участников сообщества перевалило за 1,7 тысячи.

Родители и учителя, которые добиваются отмены дистанта, делятся там советами, опытом, рекомендациями о том, как вести себя в сложившейся ситуации. По всей видимости, работу сообщества курируют саратовское движение «Родительский надзор» и местные активисты РВС (Родительское Всероссийское Сопротивление).

Представители сообщества предлагают всем несогласным писать заявления на отказ от дистанционного обучения и подавать их в школу. Здесь же делятся шаблонами таких заявлений, после подачи которых необходимо требовать восстановление очного обучения для конкретного ребёнка.

«Я отказываюсь от участия моего ребенка в эксперименте под названием „Цифровая образовательная среда“ (региональный или федеральный проекты) и любых других экспериментах. Обращаю Ваше внимание, что в соответствии с российским законодательством, участие в экспериментальной деятельности является добровольным (Закон об образовании), никто  без добровольного согласия не может быть подвергнут медицинским, научным или иным опытам (п. 2 ст. 21 Конституции РФ)», — говорится среди прочего в документе.

В большинстве случаев директор той или иной школы принимает такое заявление. Однако людям сразу же сообщают, что срок его рассмотрения — 30 суток. Лишь у единиц пока получается «сломать систему». И то, после огласки в СМИ это заканчивается скандалом.

 

Боязнь «сексотов из минобраза»

Так, 30 сентября житель Саратова Владимир Баландин сумел отдать ребёнка в закрытую на дистант школу № 77 (Фрунзенский район). Об этом он рассказал федеральному изданию «Правмир». 

После огласки, на мужчину ополчились чиновники. Заместитель министра образования Саратовской области Ирина Чинаева публично обвинила Владимира в саботаже дистанционного обучения. По всей видимости, чиновница, делая громкие заявления для СМИ, пользовалась непроверенной информацией.

Её слова о том, что родитель якобы подбросил ребёнка в школу и сбежал, растиражировали не только региональные, но и федеральные издания. На самом же деле, как уверяет Баландин, всё было совсем не так, как представила замминистра. Подробнее об этом можно прочесть по ссылке

Более того, Чинаева стала публично угрожать отцу первоклассника проведением проверок с привлечением комиссии по делам несовершеннолетних, чем вызвала гнев со стороны родительского сообщества.

В настоящее время в соцсетях минобраза, а также в профильных чатах и форумах под новостями об этой ситуации, можно обнаружить сотни призывов отправить Ирину Чинаеву в отставку (а вместе с ней — и министра образования Михаила Орлова).

Известно, что ещё несколько человек из сообщества «Саратов против дистанта!» якобы добились от директоров очного обучения для своих детей в период дистанта. Один из родителей, который не пожелал общаться с корреспондентом (по всей видимости, опасаясь повтора ситуации с Владимиром Баландиным), в общем чате рассказал, что обратился к директору из-за проблем с технической оснащённостью. Ему предложили на выбор — очное обучение в классе с учителем или предоставление компьютера на время дистанта.

«После обоюдных объяснений, пришли к решению, что мой ребёнок будет обучаться очно, во время прохождения (дистанционного, — прим. авт.) обучения с другими учениками… Попросили только написать заявление на очное обучение. Был второй вариант, что выдадут компьютер под расписку, но, учитывая прошлый дистант, я отказался», — отметил мужчина.

Указывать номер школы он отказался, сообщив, что опасается неадекватной реакции «сексотов из минобраза», которые также читают чат в сообществе. Родитель отметил лишь, что речь идёт о Волжском районе Саратова.

 

В чём проблема?

Саратовская группа «Родительский надзор» в соцсети «ВКонтакте» ежедневно публикует «сводки с полей». Родители из различных городов региона присылают активистам фото с одиночными пикетами против дистанта и видео, на которых запечатлено, как они с детьми пытаются пробиться в закрытые школы. Что их на это толкает?

Есть очевидные проблемы, связанные с дистанционным образованием. Их признают, кажется, все — и противники, и защитники дистанта. Например, отсутствие требуемой техники у отдельных семей, бытовые неудобства, сложности в онлайн-общении между учителем и десятками школьников. Но есть и другие факторы, заставляющие людей осаждать школы.

Во-первых, хотя чиновники и заявляют, что после прошлогодних «учений» система дистанционного обучения в регионе налажена, это далеко не так. Опрос родителей и учителей Энгельса и Саратова, проведённый корреспондентом ИА «Версия-Саратов», показал, что системы как таковой пока нет.

Например, занятия сейчас проводятся как с применением онлайн-уроков, так и без них. Всё зависит от конкретной школы. Где-то учителя даже не просят присылать выполненные детьми задания, рассчитывая очно проверить тетради уже в ближайшее время, после отмены дистанта.

Кто-то из учителей использует для обучения такие платформы, как «ЯКласс» или «Учи.ру». Там выкладываются видеоролики и тесты для детей. Другие же заявляют, что применение подобных сервисов не прописано в программе обучения.

Есть и конспирологическая теория (которая среди родителей и учителей также весьма популярна) о том, что власти готовятся реформировать систему образования, полностью отменив очное обучение. Подкрепляют эту теорию разговоры о том, что нынешний дистант в регионе может не закончиться 11 октября, а продлится, как минимум, до конца первого полугодия.

 

«Мы боремся ещё и за право учителей и директоров иметь рабочее место»

Наталья, мама третьеклассника, которая на этой неделе выходила на одиночные пикеты против дистанционного обучения в Энгельсе, считает, что чиновники не сумели обосновать необходимость введения дистанта в этом учебном году.

«Карантины, когда болеют 20 и более процентов школьников, внесены в планы учебного процесса. С их учётом, к концу года дети всё равно подходят к тому, что вся программа пройдена и закреплена. Это естественный процесс, он может быть. Но в данном случае что произошло? Мне не понятно. Раз — и всё. Только что были школы открыты, и вдруг резко закрыли. Причём не на карантин, а на дистанционку.

 

Наталья на пикете возле администрации Энгельсского района. Фото из сообщества Саратов против дистанта

Наталья на пикете возле администрации Энгельсского района. Фото из сообщества «Саратов против дистанта!»

 

У меня ребёнку 8 лет, он ходит в третий класс. Как это дистанционное обучение можно технически организовать? Мама с папой работают. Каким образом ребёнок должен подключаться к онлайн-урокам? Кто будет контролировать, что он делает в интернете? Работу у родителей никто не отменил.

Когда я с этими вопросами звонила на «горячую линию», мне предложили такое: давайте, мы вам вечером запись уроков будем скидывать, а вы, придя с работы, включите и будете учиться с ребёнком? Я ответила: а вы не думаете, что ребёнок после 8 часов вечера не должен заниматься уроками? У него работоспособности к ночи уже никакой. И родителю тоже в ночи этим заниматься — не самый лучший вариант. Но вот такой абсурд мне на «горячей линии» предложили.

У меня с прошлого года отказ от дистанционного обучения. Отказ от всех цифровых платформ. Но сегодня (29 сентября, — прим. авт.) нас со школы просто выгнали. Я привела ребёнка в учебное учреждение по расписанию. Меня директор встретил и говорит: а школа закрыта. Я говорю: на карантин? Отвечает: нет, школа закрыта не на карантин. Мол, у нас обучение с использованием дистанционных технологий. Я напомнила, что у меня отказ от дистанционного обучения, на что мне ответили: а вам что, некуда ребёнка определить? Вот наш диалог.

Идёт полное нарушение права детей, которое гарантировано Конституцией РФ, на бесплатное очное образование. У меня уже несколько дней ребёнок не учится. Его лишили этой возможности, лишили этого права. И где мне отстаивать эти права? Ребёнка выгоняют из школы. Получается, я должна сама заниматься с ним, и при этом успеть сходить на работу.

Логично, когда отдельные классы закрывают на карантин. У нас в классе была почти полная посещаемость. Но если вы всё равно считаете, что высокий уровень заболеваемости, то закрывайте на карантин, дайте людям выздороветь, как это всегда было.

Уверяю, тогда никто не будет биться головой о здание школы и требовать туда пустить детей. Все люди здравомыслящие, всё видят и понимают.

Руководство школ ссылается на приказ учредителя о введении дистанционного обучения. Дальше беседы никуда не заводят. Все только об этом говорят. Я связываю происходящее с тем, что существует форсайт-проект «Образование 2030». Если его прочитать, посмотреть на то, какое резкое внедрение пошло цифровой образовательной среды, то можно прийти к выводу, что уничтожается классическое очное образование.

В планах уже говорится о том, что учителей должны заменить тьютеры, успеваемость ребёнка должен оценивать искусственный интеллект. Такая важная и уважаемая профессия, как учитель, просто может перестать существовать. Видимо, в России слишком много образованных людей и они больше не нужны.

Может быть, у директоров школ просто не хватает моральных сил бороться с тем давлением, которое на них оказывается сверху? Они разве не понимают, что если не будет детей в школах, не будет необходимости и в учителях. И в директоре, в том числе.

Удивительно. Мы боремся не только за себя — за своих детей. Мы боремся ещё и за право учителей и директоров иметь рабочее место. Мы боремся, получается, за всех. Но лично я со стороны школы почему-то встретила полное непонимание в этой борьбе», — рассказала Наталья.

 

Учитель: «Я помогаю родительскому сообществу в борьбе против дистанционного обучения»

Как оказалось, саратовские учителя тоже не в восторге от рухнувшего на голову дистанта. Особенно те, у кого есть свои дети школьного возраста. Ольга (имя изменено по просьбе собеседницы), учит младшеклассников. Она ведёт уроки в первом и четвёртом классах.

«У меня по 30 человек в каждом классе. Из них 10 человек — те, которые быстро всё усваивают, а с остальными надо работать. Естественно, это неудобно. И я категорически против дистанционного обучения.

В первый день мы проводили опрос среди родителей: у кого есть технические средства дома? У большинства, конечно, хотя бы по минимуму — смартфон — есть. Но дело в том, что родители уходят на работу, а ребёнок в учебное время остаётся у бабушки. А бабушка не знает, как включить компьютер, как наладить систему в Zoom.

Как долго всё это продлится — пока неизвестно. Официально на дистанционное обучение детей отправили на две недели. Но сейчас в школе ходят разговоры о том, что это могут растянуть вплоть до конца 2021 года.

Когда я услышала такие прогнозы, то была в шоке.

Если действительно до нового года продлится дистанционка, то считай, что первый класс потерян.

За оставшиеся полгода будет просто нереально пройти всю программу обучения.

С четвёртым классом тоже тогда возникнет большая проблема. Он — «выпускной». В конце года мы будем писать всероссийскую проверочную работу (ВПР). Как они, интересно, её напишут после длительного дистанционного обучения?

Сейчас дети присылают выполненные задания, всех проверить во время короткого онлайн-урока просто нет возможности — в основном всё время уходит на объяснение темы. Если я задаю им пройти тест (на «ЯКласс» или «Учи.ру»), то, скорее всего, они это делают при помощи интернета или мамы-папы, бабушки-дедушки, сидящих рядом.

Соответственно, по итогам этого обучения у всех детей будут одни «пятёрки». В худшем случае — «четвёрки». В конце триместра просто получится, что все дети у меня вдруг стали отличниками. А потом они будут сдавать ВПР, чтобы подтвердить свои годовые оценки. Как думаете, удастся им подтвердить эти онлан-пятёрки? Конечно, нет. Это просто нереально.

У нас никто из учителей начальных классов не поддерживает дистанционный режим обучения. После предыдущего такого опыта дети возвращались в школу с уровнем знаний — на нуле.

С точки зрения защиты от ковида и ОРВИ — это хорошая мера, я согласна. Действительно, много детей заболело. У меня половина класса слегла. Но именно по коронавирусу случаев было мало. В основном — ОРВИ. Мы и на дистанционное обучение, по приказу, ушли из-за ОРВИ.

Думаю, было бы лучше закрыть школу на карантин. Тогда нам не нужно было бы проводить онлайн-уроки, нельзя бы было задавать детям задания. Все бы спокойно проболели эти две недели, и вернулись бы к занятиям. Мы бы подкорректировали программу. А сейчас всё сильно усложнилось. И для учителей, и для детей, и для их родителей», — рассказала Ольга.

В свою очередь Виктория, учитель средних и старших классов в одной из школ региона, активно участвует в жизни сообщества «Саратов против дистанта!» в мессенджере Viber.

«Я в своей школе ещё не слышала от коллег, чтобы они были против дистанционного обучения. Такое ощущение, что я такая одна.

Мне кажется, что не нужно было вводить не только онлайн-обучение, но даже карантин. Потому что в нашей школе на занятиях присутствовало процентов 90 детей. Можно было переводить на удалёнку или карантин точечно — какой-то класс. Но не всю школу.

При этом официального приказа директора до сих пор нет (общение проходило вечером 28 сентября, когда саратовские школы уже второй день находились на дистанционном обучении, — прим. авт.). По идее такой приказ должен быть выложен на сайте школы, с ним должны ознакомить учителей и родителей. Но ни о карантине, ни о переходе на дистанционное обучение официальных документов нет. Есть только ссылка на рекомендации из комитета по образованию города Саратова. Поэтому возникают некоторые юридические вопросы.

 

переписка с учителем

Переписка учителя одной из школ с родителем / © сообщество «Саратов против дистанта!»

 

Если говорить про само дистанционное обучение, то, на мой взгляд, оно даже минимально не восполняет очное образование. Уроки у средних и старших классов сокращены до 30 минут. Также сокращено их количество: вместо семи — четыре. Списывание идёт постоянно, с этим ничего не сделаешь. Нет личного контакта, нет контроля и воспитательной функции.

То есть, ни качественно, ни количественно дистанционное обучение не может восполнить нормальную работу школы. Всё равно будет отставание в программе, наверстать которое не получится. Детей, фактически, отправили на самостоятельное обучение. А к этому готовы далеко не все. Большинство с этим не справляется.

Поэтому я помогаю родительскому сообществу в борьбе против дистанционного обучения. Люди пишут заявления директорам школ с отказом от дистанционки. Требуют от них предоставить приказ, на основании которого учебные учреждения переведены в такой режим. Те, соответственно, не могут показать такой приказ. И, по идее, должны организовать для заявителей очное обучение. Но, к сожалению, далеко не все это делают.

Хотя, уже сейчас поступают сообщения, что единицам удаётся добиться того, чтобы ребёнка впустили в школу на очный урок. Один родитель написал, что даже завтраком ребёнка там накормили», — рассказала Виктория корреспонденту ИА «Версия-Саратов».