Невезение: жители региона могут остаться без автобусного и маршрутного сообщения с Саратовом из-за странной позиции властей

5 декабря 2019, 17:27
Невезение: жители региона могут остаться без автобусного и маршрутного сообщения с Саратовом из-за странной позиции властей

Очень вероятно, что жители муниципальных районов Саратовской области скоро лишатся возможности добираться в областной центр автобусами и маршрутками. О такой угрозе сообщили компании-перевозчики, работающие под брендом «Властелин», в открытом письме, которое 2 декабря было распространено по саратовским СМИ. В своем обращении компании эмоционально сообщили о том, что правительство региона, объявив войну за так называемую «чистоту перевозок», решило не щадить никого. И в первую очередь людей, живущих в отдаленных населенных пунктах — в Дергачах, Озинках, Перелюбе, Алгае, Новоузенске, Красном Куте и т. п. По словам авторов письма, в случае ухода с рынка неугодных минтрансу перевозчиков возить людей из саратовских деревень и малых городов будет некому. Мы решили разобраться в причинах паники и понять — действительно ли все так плохо.

 

Что происходит?

Территориальный отдел Нижне-Волжского межрегионального управления Госавтодорнадзора (ТО СО МУГАДН) начал наказывать водителей межмуниципальных маршрутов, работающих под брендом «Властелин». Инспекторы караулят машины с ярким логотипом на борту прямо на трассах. Как стало известно ИА «Версия-Саратов», с 20 ноября проверки ведутся в ежедневном режиме и по всем направлениям.

А началось все еще в начале года, когда сотрудники УГАДН провели целую операцию, чтобы доказать, что «Властелин» только притворяется «заказным» перевозчиком, а на самом деле является регулярным*.

*Под заказными перевозками понимаются разовые поездки на заранее заказанном транспорте, будь то легковое такси или автобусы большой вместимости. Под регулярными — движение пассажирского автотранспорта по расписанию, с остановками в определенных маршрутом местах.

Как рассказывает сайт Росавтодорнадзора, инспекторы в рамках плановой проверки обнаружили, что в феврале и марте 2019 один и тот же водитель систематически курсировал на одной и той же машине по направлению от Саратова до Александрова Гая и обратно. Проверка документов показала, что поездки были оформлены как заказные рейсы. Однако, систематичность движения автобуса «строго по расписанию» была расценена инспекторами как достаточное основание считать эти рейсы регулярными. Отсутствие у водителя обязательной для регулярных перевозок карты маршрута лишь усугубило его вину в глазах сотрудников УГАДН. Водителя привлекли к административной ответственности в виде предупреждения. В случае повторно выявленного нарушения с его же участием, наказанием будет штраф. А так как водитель является индивидуальным предпринимателем, работающим по договору, то штраф как для юрлица составит порядка 300 тысяч рублей.

Арбитражный суд Саратовской области, где оспаривалось постановление УГАДН о привлечении предпринимателя-перевозчика к ответственности, поддержал позицию Росавтодорнадзора. Апелляционная инстанция, судя по решению от 19 ноября 2019 года, тоже решила, что регулярность рейсов доказана.

С этого момента начались повсеместные проверки. На сегодняшний день инспекторы УГАДН привлекли к ответственности еще двух предпринимателей, работающих под брендом «Властелин». По словам водителей автобусов, сотрудники Госавтонадзора останавливают их машины с пассажирами, проводят осмотр, который длится не меньше часа, составляют акт о том, что такой-то перевозчик в такое-то время был на этом маршруте, и на следующий день останавливают его же в то же самое время и на том же самом месте. При этом других нарушений Госавтонадзор не находит.

 

Что это значит?

То, что проверка Росавтодорнадзора была спланированной атакой на перевозчика, мы утверждать не беремся. Но обращаем внимание, что этот единственный случай «доказанного в суде» нарушения и последовавшие за этим проверки и досмотры подаются сейчас как найденная управа на «серых перевозчиков». И предполагаем, что ситуацию можно расценивать как предупреждение. При угрозе штрафов в 300 тысяч от поездок по заказным рейсам, скорее всего, откажутся все водители. Возможно, на это и делается ставка.

Не секрет, что областное министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, при активном участии депутатов Саратовской областной думы и еще более активном участии членов региональной Общественной палаты, вот уже несколько лет пытается «выдавить» с местного рынка довольно популярных в народе пассажирских перевозчиков. Примерно с 2015 года в отношении, например, того же «Властелина» регулярно проводятся всевозможные проверки. И еще ни одна не сумела доказать, что предприятия нарушают закон.

Прокуроры, в том числе и транспортные, и Росавтодорнадзор, убеждались как раз в обратном: деятельность заказных перевозчиков укладывалась в нормы действовавшего на тот момент законодательства. Еще в 2017 году Азамат Сиюхов, будучи начальником регионального управления Госавтонадзора (упразднено в 2017 году), на одном из совещаний в областной думе отмечал, что доказать факт осуществления регулярных перевозок под видом заказных практически невозможно. Максимум, что можно сделать — оштрафовать водителя. Региональные чиновники, депутаты и околоправительственные общественники в то же время требовали переписать законы, позволяющие этим компаниям безнаказанно работать.

 

Что не нравится саратовским властям?

У властей есть две основные претензии к компаниям, объединившимся под брендом «Властелин» (а это — ООО «ТК Властелин», ООО «ВПЛ-Столица», ООО «Билетный терминал» и еще около 40 индивидуальных предпринимателей и всего порядка 10 юридических лиц).

Первая в том, что работая как «заказные» перевозчики, эти компании имеют более легкие условия. Дескать, заказным не нужно было получать лицензию, в обязательном порядке заключать договоры страхования транспортных средств и пассажиров, соблюдать требования антитеррористической безопасности.

Претензия, к слову, надуманная, так как требования к перевозкам пассажиров одинаковы для всех транспортных компаний. Единственное исключение в вопросе лицензирования тоже устранено и с 2019 года лицензию должны получать все пассажироперевозчики. Причем, согласно данным Госавтонадзора, предприниматели «Властелина» оформляют лицензии с 2016 года, то есть задолго до появления этого требования в законе. Тем не менее, заказных перевозчиков все равно подозревали в намеренной экономии на предрейсовых техосмотрах транспорта и медосмотрах водителей. Перевозчики это отрицали. Им ставили в вину, что налоговый режим у них получался более щадящим, чем у регулярных перевозчиков, что очевидно многих раздражало. Как и тот факт, что «Властелин» делал  потребителю более привлекательное предложение, чем конкуренты.

 

1

Автостанция города Красный Кут

 

Отсюда вытекает вторая претензия: автобусы «Властелина» под видом «заказных» встали на регулярные маршруты и, пользуясь своими конкурентными преимуществами, заняли самые доходные из них. Якобы из-за этого большинство муниципальных автотранспортных предприятий (АТП) очень быстро пришли в упадок и разорились. А затем, дескать, развалилась и вся «отлаженная годами система автоперевозок в районах области». На самом деле нет.

У развала якобы «отлаженной системы автоперевозок» было много причин. В том числе управленческие ошибки руководителей АТП и нехватка бюджетного финансирования этих предприятий. По словам Олега Чернышова, директора «ВПЛ-Столица», заказные перевозчики, придя на саратовский рынок, просто подхватили уже брошенные к тому времени внутриобластные маршруты и тем самым взяли на себя социальную ответственность за транспортную доступность.

Вместе с тем, есть основания полагать, что объявленная «Властелину» война — это всего лишь борьба за рынок и навязывание своих правил игры. Одним из вероятных выгодополучателей организованного давления на перевозчиков может быть ОАО «СарАвтовокзал». К сотрудничеству с этим предприятием, находящимся в собственности областного правительства, «Властелин» активно склоняют все это время. 

 

А что «Властелин»?

Перевозчик, как выясняется, совсем не против перейти на регулярные рейсы. У него все для этого есть: разветвленная маршрутная сеть, собственный пополняемый и обновляемый автопарк, 36 кассовых пунктов с залами ожидания практически во всех районных центрах области. Тогда как государственные автостанции в большинстве муниципалитетов давно закрылись: объекты или брошены и находятся в запустении, или используются не по прямому назначению. Как, например, в Дергачах, Красноармейске, Мокроусе, Новоузенске.

Более того, ООО «ВПЛ Столица» и ООО «Билетный терминал» выиграли 13 регулярных междугородных маршрутов: на Озинки, Алгай, Дергачи, Новоузенск, Красноармейск, Маркс, Мокроус и др. А также предложили областному минтрансу перевести еще 12 направлений, по которым компании сейчас осуществляют заказные рейсы, в режим регулярных перевозок. Еще одно предложение частных перевозчиков властям — включить кассовые пункты бренда «Властелин» в перечень объектов транспортной инфраструктуры и в маршрутные карты.

 

Так цель достигнута и конфликт исчерпан?

Вовсе нет. Во-первых, по выигранным маршрутам минтранс выдал ООО «ВПЛ Столица» свидетельства на минимальное количество ежедневных рейсов. Если, например, в поселок Озинки компания осуществляла 4 заказных рейса в день (туда-обратно), то теперь, по итогам конкурса, имеет право пустить только один регулярный рейс: в 15.00 из Озинок, в 6 утра — из Саратова. По направлению на Красноармейск «Властелин» получил возможность осуществлять два ежедневных регулярных рейса, тогда как, по словам представителей компании, есть возможность и потребность возить людей каждые полчаса.

 

2

Автостанция поселка Степное 

 

Во-вторых, министерство игнорирует просьбы компании об увеличении количества ежедневных рейсов, о переводе имеющихся заказных маршрутов в регулярные, о включении кассовых пунктов в маршрутные карты.

И, в-третьих, обязательное условие для регулярного перевозчика — начинать и заканчивать маршрут на муниципальных автостанциях и саратовском автовокзале. Несоблюдение этого требования грозит отзывом свидетельства на маршруты.

«Проблема в том, что во многих райцентрах, как например, в Красноармейске или в Красном Куте, работающих автостанций нет, — говорит Олег Чернышов, руководитель „ВПЛ-Столица“. — Куда в таком случае должны привозить пассажиров? В кассовых пунктах „Властелина“ есть залы ожидания, где можно в комфортных условиях подождать отправления. Мы заботимся о своих клиентах и не хотим, чтобы они обслуживались в тех хлевах, которыми сейчас является большинство районных автостанций».

Кроме того, отношения с саратовским автовокзалом у «Властелина» по-прежнему не складываются. Чтобы заехать на территорию и выехать оттуда, компания-перевозчик должна подписать с ними договор об оказании услуг. Условия АО «СарАвтовокзал», где в качестве платы «за комплекс услуг» запрашивается по 20% с каждого проданного билета на рейс, ООО «ВПЛ-Столица» сочло неприемлемыми.

«Во-первых, мы не хотим продавать билеты через кассы автовокзала. Имеем право продавать их где угодно и как угодно. Во-вторых, что такое 20% от стоимости каждого проданного билета? Из чего сложилась эта величина? Что входит в „комплекс услуг“? Сколько стоит каждая услуга? Ответить на эти вопросы в АО „СарАвтовокзал“ нам не смогли, — рассказывает Олег Чернышов. — Почему не сделать расчеты внятными? Работая с автовокзалом в Москве, например, мы понимаем, сколько и за что мы платим. Там условно тариф 13 рублей за каждого пассажира, севшего на наш рейс. Это плата за пользование инфраструктурой автовокзала, включая туалеты и залы ожидания. В Саратове мы за один и тот же набор услуг должны платить разные суммы: 20% с билета до Москвы, который стоит 1800 рублей и 20% с билета до Красноармейска, цена которого максимум 150 рублей. Как это объяснить?».

Альтернативный вариант оплаты, предложенный АО «СарАвтовокзал» перевозчику оказался еще более драконовским: по 1080 рублей с каждой машины за въезд и выезд. Это недорого, если у перевозчика всего 2 рейса в день — ежемесячная плата составит около 60 тысяч рублей. При 20 рейсах автовокзал зарабатывал бы на «Властелине» около 700 тысяч рублей в месяц.

ООО «ВПЛ Столица» и ООО «Билетный терминал» расценили требования АО «СарАвтовокзал» как навязывание условий договора. Что с точки зрения антимонопольного законодательства считается незаконным. Соответствующую жалобу компании направили в УФАС по Саратовской области и в региональный минтранс.

Так что конфликт пока в самом разгаре.

 

Как реагирует руководство районов?

Первый замглавы Александрово-Гайского района Василий Неверов в комментарии ИА «Версия-Саратов» не выразил особого беспокойства в связи с угрозой прекращения пассажирских перевозок до Саратова. Но признал, что с «Властелином» жителям Алгая добираться до областного центра удобно: «все четко и много рейсов». Поэтому, по его словам, если автобусы убрать, это будет проблемой.

 

3

Автостанция поселка Мокроус

 

«Будут эти трудности временными или постоянными, я судить не могу. Мы же не знаем какова ситуация на внутриобластных перевозках — это зона ответственности минтранса, а не районной администрации. Вдруг на наше направление стоит очередь из перевозчиков? Тогда, может быть, перемен мы и не заметим. Уйдет один перевозчик, придет другой — свято место пусто не бывает. „Властелин“ в Алгай пришел сравнительно недавно, до него были другие перевозчики и так же возили людей. Безвыходных ситуаций не бывает. В случае чего и мы начнем суетиться, и минтранс наверное будет кого-то нового искать, — считает Неверов. — Наша задача — чтобы людям было удобно. Сейчас удобно, сейчас до Саратова от нас 4 рейса ходит. Если их будет меньше, будет уже не так удобно. Но тут тоже надо знать все детали. Какова сейчас загруженность автобусов мне неизвестно. Может быть, они выезжают с 3 пассажирами и наполняют машины, собирая людей по дороге. В таком случае жители Алгайского района ничего не потеряют. Разве что времени на то, чтобы добраться до Саратова и потом вернуться обратно уходить будет больше».

Примерно такой же позиции придерживаются в Красноармейске. Представители администрации сообщили ИА «Версия-Саратов», что всех деталей вопроса они пока не знают, но сделают все возможное, чтобы на жителях района проблемы перевозчиков никак не отразились.

«Если „Властелин“ уйдет с маршрута, мы уверены, что найдется альтернатива. Придет другой перевозчик и будет возить людей. Если „Властелину“ сократят количество рейсов и появятся пробелы, то есть возможность их восполнить. Наверняка минтранс добавит еще рейсов и на них встанет другой перевозчик», — предполагают красноармейские чиновники.

Первый заместитель главы администрации Краснокутского района Игорь Калагарцев не владеет ситуацией. Он отметил, что знает об отмене перевозок «на уровне слухов». При этом чиновник подтвердил, что компания «Властелин» — основной перевозчик на маршруте «Красный Кут — Саратов — Красный Кут». Здесь останется один пассажирский рейс автобусом вместимостью 18-20 человек при пассажиропотоке около 200 человек в день.

В Марксе комментировать ситуацию отказались из-за «отсутствия официальной информации». Тем не менее, начальник управления по ЖКХ и жилищной политике районной администрации Геннадий Галушко сообщил, что знает о прекращении легальных перевозок в Марксе с 15 декабря. Рассказал о «подрядной организации минтранса Саратовской области „Автотранс“», которая осуществляет перевозки по маршруту: Балаково — Маркс — Саратов.  И признался, что не знает, будет ли жителям города достаточно рейсов в случае, если компания «Властелин» уйдет с рынка. Галушко отметил также, что обычно в подобных ситуациях чиновники администрации Маркса пишут письмо в минтранс региона. На данный момент никаких писем отправлено не было.

А вот глава Дергачевского района Сергей Мурзаков всерьез обеспокоен ситуацией: «Конечно это большая проблема, — говорит он. — Если „Властелин“ или любой другой перевозчик уйдут, то это в первую очередь ударит по жителям. Потому что именно на них рассчитана эта транспортная услуга и это они постоянно ездят в Саратов по делам. Любое изменение в худшую сторону, в том числе сокращение рейсов, будет болезненно для населения. У нас у всех дети учатся в Саратове, как они будут приезжать домой, к родителям? Когда рейсов много, они могут уезжать сразу после занятий. Если будет один рейс утром, а один вечером — им придется ждать, не всем достанутся билеты. Да что говорить, конечно, это будет неудобно. Тут цепочка проблем конечно потянется. Однозначно».

Встревожены и в руководстве Новоузенского района. По словам Александра Шкрябина, первого замглавы районной администрации по социальным вопросам, компания «Властелин» является основным рейсовым перевозчиком на маршруте Новоузенск — Саратов — Новоузенск. После 15 декабря на этом маршруте останется два рейса в день на автобусах малого класса.

«Они перевозят значительное количество пассажиров. Для нас их уход — ощутимая потеря», — рассказал Шкрябин.

Глава Озинского муниципального района Антонина Галяшкина сообщила, что она очень озабочена сложившейся ситуацией: «Неприятная информация. Компания „Властелин“ оставит один малый автобус на 20 человек, а этого недостаточно, потому что на нашем направлении нет других перевозчиков. Ежедневный пассажиропоток — сто человек. Нам нужно минимум 5 рейсов».

 

Есть ли альтернатива?

В Саратовской области не так много транспортных компаний, желающих работать на межмуниципальных маршрутах. На конкурсы, которые в этом году проводило региональное министерство транспорта и дорожного хозяйства, где разыгрывались внутрирегиональные перевозки, практически никто не заявлялся. Так, например, в августе перевозчиков искали на 47 регулярных маршрутов. И никого не нашли. Совсем. Повторный конкурс результата не дал. К октябрю кое-как удалось пристроить только 9 маршрутов из 47, а 15 и вовсе решили ликвидировать, так как они «никому не нужны». Как объясняют специалисты, этого требует закон: если в результате конкурсных процедур не появляется ни одного перевозчика, желающего встать на маршрут, то маршрут надо закрывать.

Еще свыше 20 направлений продолжают пустовать. По крайней мере, так было в сентябре. Мы пытались узнать в минтрансе их судьбу на сегодняшний день, но оперативно ответить нам затруднились. ИА «Версия-Саратов» отправило в ведомство письменный запрос: про маршруты и в целом про ситуацию с внутриобластными пассажирскими перевозками. К тому же за прошедшую неделю в соцсетях и СМИ было сразу несколько жалоб от жителей районов о перебоях в транспортном сообщении с Саратовом.

Отметим также, что министерство транспорта Саратовской области долгое время вообще не проводило никаких конкурсов среди перевозчиков на ряд направлений. Поэтому рынок местами развивался стихийно. Так, прокуратура Саратовской области еще в мае 2019 года сообщала, что перевозки как минимум по 12 межмуниципальным маршрутам осуществлялись без проведения аукционов. Выяснилось, что минтранс просто назначал перевозчиков своими распоряжениями. Это незаконно, на что ведомству и указала прокуратура, потребовав устранить нарушения. Но без жертв и парадоксов тут не обошлось.

Например, многим перевозчикам минтранс направлял письма с просьбой не бросать маршрут и работать дальше. Без конкурса и, соответственно, договора. Но теперь, тот же минтранс доказывает в суде, что перевозчики нарушили закон (письма из минтранса — не основание), работали на маршруте без обязательной маршрутной карты и, конечно, не имеют права претендовать на возмещение затрат из областного бюджета на перевозку льготников. Сумма выпадающих доходов, которые перевозчикам никто не собирается компенсировать, разорительна для этих предприятий. Поэтому возможна еще целая череда банкротств… и как следствие отсутствие транспорта для жителей районов и перевозок льготников.

Поддержите наш проект, чтобы мы и дальше делали то, что вам нравится

Эта заметка помогла решить вашу проблему?

Мы затронули важную для вас тему?

Хотите поблагодарить журналистов за проделанную работу?