С 20 апреля в Саратовской области из-за пандемии коронавирусной инфекции действует пропускной режим. Власти делают все возможное, чтобы убедить людей не выходить из дома. Но он есть далеко не у всех. Мы попросили рассказать организатора благотворительной программы «Пища жизни» Андрея Дмитрашко, как в нынешней ситуации живется бездомным, и почему сейчас в помощи нуждаются не только они.
«Когда власти объявили о введении режима самоизоляции в Саратовской области, наша организация решила приостановить выдачу бесплатных обедов нуждающимся. После этого один бездомный подошел к нам, и в растерянности спросил: «А как я буду жить? Что я буду есть?» Мы поняли, что многим без нас не выжить, и спустя полторы недели возобновили свою деятельность.
Мы продолжаем кормить бездомных дважды в неделю: по вторникам и субботам. Точки раздачи еды организованы на Привокзальной площади и на пересечении улиц Пугачевской и Большой Горной. Для бездомных мы готовим универсальное блюдо — кичри (пряное вегетарианское блюдо, представляющее собой смесь тушёного риса с машем и обжаренными в масле специями, иногда с добавлением овощей — прим.ред). Оно подходит всем, особенно тем, кто восстанавливается после болезни, истощения.
Все волонтеры у нас в масках и перчатках. У них есть пропуска. Еду мы подаем в контейнерах. Мы стараемся, чтобы нуждающиеся подходили по одному, не выстраивались в очереди, следим за этим.
Кроме того, мы стали ездить по улицам. Видим бедный человек у мусорки — предлагаем помощь. Раньше бомжи жили у труб, где тепло, а сейчас порой проезжаем, а их там нет. Прячутся где-то, наверно, боятся полиции.
В нынешних условиях, по моим данным, государственные органы не оказывают бездомным никакой поддержки. Бомжи вообще сейчас никому не нужны. Ходят, слоняются по улицам. Да и как их найти, они непонятно где и как живут, чтобы оказать им помощь. Масками и перчатками никто их не обеспечивает.
Я знаю, что сейчас два учреждения помогают бездомным с жильем. В Саратове — это центр социально-трудовой реабилитации для лиц без определенного места жительства и занятий (Полярная, 27). Там могут принять до 35 человек. В Энгельсе бомжи могут рассчитывать на поддержку в организации «Шаг к жизни»(Тельмана, 1). Там помогают тем, кто остался без жилья или хочет бросить пить. Бомжей там кормят и даже трудоустраивают.
Никто из бездомных, с кем я общался, не боится заразиться коронавирусом. Они уже до такой жизни дошли, что им уже все равно — заболеют они или нет. Наоборот говорят, к ним ничего не прилипнет. Никто не ходит в страхе. Я не заметил даже болеющих бездомных с признаками ОРВИ. Никого из них не госпитализировали с подозрением на коронавирус. Но стоит понимать, что даже если бомж заразится где-то, об этом никто не узнает, если он сам не расскажет. Бездомных сейчас никто не контролирует.
Инициатива размещать бездомных в пустующих хостелах (с ней в конце марта выступила директор благотворительного фонда «Доктор Лиза» Наталья Авилова — прим. ред) может и правильная, но я знаю, что это не всем бомжам надо. Они привыкли к вольности, не хотят признавать никаких законов. Им свобода важнее.
Большинство бездомных выпивают. Бывает, еду по городу на машине и вижу, у всех карантин, а бездомные сидят и выпивают. Где они находят алкоголь, я не знаю. Еды у них нет, а выпивка есть. Они, видимо, таким образом свое горе запивают. Им все равно, оштрафуют их за нарушение самоизоляции или нет. Денег у них все равно нет. Мне кажется, если их в СИЗО посадят, они даже обрадуются, там хоть кормят.
Помимо помощи бездомным, мы оказываем адресную помощь тем, кто оказался в трудной ситуации. Это, в основном, пенсионеры, малоимущие. Есть среди них и те, кто из-за коронавируса потерял работу. Волонтеры, Пенсионный фонд, МЧС присылают нам адреса тех, кто особенно нуждается в поддержке. Мы привозим им продукты: крупы, сахар, подсолнечное масло, картошку, морковь. С начала апреля мы развезли почти тонну продовольственных наборов. При этом количество желающих их получить растет с каждым днем. Я не успеваю записывать адреса. Порой, приезжаешь и ужасаешься тому, в каких условиях людям приходится жить. Я даже не представлял».
Волонтеры оказывают помощь как жителям Саратова, так и Энгельса. Подать заявку на получение продуктового набора или помочь волонтерам можно, связавшись с организатором проекта Андреем Дмитрашко по номеру: +7 927-168-78-92. Также помочь волонтерам можно и материально. Денежные переводы принимаются на карту «Сбербанка» — 4817 7601 0945 6487 (Получатель Андрей Николаевич К.) или на «ЯндексДеньги» — 410018057701531.
Чтобы узнать, могут ли лица без определенного места жительства в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции рассчитывать на какие-либо меры поддержки от государства, мы обратились в министерство социального развития Саратовской области.
«Оказание финансовой помощи лицам без определенного места жительства законодательством не предусмотрено. Все социозащитные учреждения, предоставляющие услуги лицам без определенного места жительства продолжают свою работу. На период действия ограничительных мероприятий там были увеличены нормы питания и установлено трехразовое питание вместо одноразового питания в день (сутки). Все поверхности обрабатываются антисептиками, моющими и дезинфицирующими средствами, проводится обеззараживание воздуха. Обеспечена организация медицинского наблюдения за получателями социальных услуг. Защитные маски, дезинфицирующие и антисептические средства имеются в учреждениях в достаточном количестве», — прокомментировали в ведомстве.
- «Очень жесткие условия»: на Первом канале рассказали о заведующем реанимационным отделением саратовской горбольницы № 10, который ночует на работе
- Вячеслав Володин обратился в прокуратуру с просьбой проверить обоснованность закупки дорогих масок для медиков
- В министерстве здравоохранения региона рассказали, почему одноразовые маски для медиков закупают по цене 425 рублей за штуку
- Чиновница сообщила, когда завершится учебный год для школьников из Саратовской области
- В Саратовской области запретили ходить без масок, но разрешили работу мастерских по ремонту компьютеров и бытовой техники
- Стало известно, как будет выглядеть новый инфекционный центр в Елшанке