Оторванные пальцы и битва с комарами: как водители штурмуют саратовское бездорожье ради спортивных побед

Оторванные пальцы и битва с комарами: как водители штурмуют саратовское бездорожье ради спортивных побед
© ИА «Версия-Саратов»

В Саратове есть водители, которые любят бездорожье, грязь и все то, на что жалуются не только жители глубинки, но и областного центра. В эти выходные, 3 ноября, мы побывали на скоростной гонке внедорожников «Регион 64» и решили выяснить, зачем взрослые мужчины намеренно заезжают в грязь на дорогих автомобилях. А также почему off-road (заезды по бездорожью) — это интересно и зрелищно.

 

О необычном спорте, внештатных ситуациях и сломанных пальцах рассказывает руководитель Саратовского Клуба Внедорожников Владимир Чернышев: 

— У нас есть четкая дата, с которой всё началось — 4 декабря 2004 года. Именно тогда наш товарищ Дмитрий Деркач создал Саратовский Клуб Внедорожников (СКВ). У людей и до этого момента было увлечение гонками по бездорожью, однако Деркач сделал это централизованным и вывел на новый уровень. Он сам спортсмен, участвовал в заездах. Однажды по делам ездил в один из российских городов, там увидел соревнования «Off-road», загорелся идеей устроить в Саратове что-то подобное. Чтобы провести соревнование, необходимо зарегистрировать юридическое лицо. Так и появился СКВ.

 

Владимир Чернышев

Владимир Чернышев

 

Я считаю, что у мужчин генетически заложено, что они должны за кем-то бегать, с кем-то  соревноваться. Раньше за мамонтами гонялись. У нормальных людей это осталось на генетическим уровне. Это лучше, чем лежать на диване и пить пиво. У нас в клубе все худые, подтянутые. Молодых много, но «пенсионеров» больше. Самому молодому участнику гонок сейчас 19 лет.

В настоящее время на соревнованиях отечественные автомобили превалируют. Можно купить машину, но этого не достаточно. Её нужно модернизировать, её нужно обслуживать, после гонок она часто приходит в негодность. Регулярно покупать запчасти на Toyota, например, намного затратнее, чем на УАЗ. Поэтому в нашем регионе однозначно больше отечественных авто. В Москве и в Питере, конечно, другая ситуация. Там и денег у людей побольше.

Как-то первый раз приехали на всероссийские соревнования — смотрим, стоят два самолета, вертолет. Это московская команда прибыла. У них машины стоимостью по 7, по 8, по 12 миллионов. И мы на УАЗах. Тем не менее, тогда мы были четвертыми из 70.

Говоря про популярность «Нивы» и УАЗа, можно отметить, что УАЗов все-таки больше на гонках. «Ниву» используют, но УАЗ явно популярнее. Современный «УАЗ Патриот» не особо подходит для гонок. У меня есть «Патриот», но я езжу на нем по городу. Для наших гонок он тяжелый и бестолковый. УАЗ-469 делали военные, он заточен под грязь и бездорожье. Если поискать, его можно купить за 35-50 тысяч рублей. А «Патриот» не для гонок, со спортивной машиной он никак не ровняется. Тем более самый дешевый «Патриот» можно найти в лучшем случае за 250 тысяч, и еще будет нужно очень много в него вложить. На нем можно проехать, даже лучше «Нивы» будет, но это не для наших трасс.

 

1

 

На гонках многое зависит от водителя. Можно поставить отличные колеса, но не проехать по бездорожью даже на рыбалку. Важно уметь ездить. У меня есть знакомые «одиночки», которые самостоятельно добираются на рыбалку по очень сложным дорогам, — проезжают где угодно без посторонней помощи.

Что касается участия в гонках, то тут машину можно модернизировать долго и вкладывать в неё очень много, это же «бездонная бочка». Есть разные категории, например ТРС — здесь стандартные машины, разрешается только заменить колеса. Для участия в такой категории не требуется больших вложений. Это очень бюджетный вариант. Есть спортивные категории ТР-1, ТР-2, ТР-3, они более сложные и более «дорогие». В частности, класс ТР-3 можно охарактеризовать как «под определенные правила подогнана фантазия творца». Человек сам собирает авто под установленные требования. Можно совместить УАЗ и Toyota.

Сейчас самый дорогой автомобиль собирается в Питере. Там симбиоз Toyota и Volvo. Самая дешевая машина в клубе — обычный УАЗ. На нем участвуют в гонках и выигрывают. Необязательно иметь дорогое авто, чтобы побеждать. У кого лучше подготовка, тот и займет призовое место.

 

клуб

 

К сожалению, у нас не получается зарабатывать на гонках. Это хобби не приносит доход. Я уже почти четверть века в этом спорте, всё время хочу выйти на коммерческую основу, но никак не получается. На рекламе тоже никак не зарабатываем. Город у нас такой, в Москве ситуация другая.

О жутких ситуациях с соревнований не хочется вспоминать. Могу рассказать, что домкратом часто пальцы отрывали. Один участник гонок сломал во время заезда пальцы. Доехал до конца, потом говорил, что чуть сознание не потерял. На соревнованиях «скорая помощь» всегда дежурит. Это все-таки опасный спорт.

А вот забавных ситуаций очень много. Всегда всё проходит в позитиве. Например, одного парня выбило из моей машины веткой дерева, а я даже не заметил. Проезжаю полкруга, а он мне навстречу бежит. Не пострадал, всё хорошо.

Кстати, это не чисто мужской спорт. Женщины тоже занимаются гонками. В СКВ их четверо. В волгоградской команде тоже есть, там молодая девушка участвует в заездах. У нас, например, муж и жена гоняют вместе — Игорь и Виктория Скляровы. В том году на одной из гонок они заняли первое место. Не всякий мужик выдержит такие нагрузки, а Вика справляется.

Вообще гонки по бездорожью — это очень зрелищный спорт. Раньше до 15 тысяч собирали аудиторию. Сейчас в среднем 2-3 тысячи зрителей набираем. Последнее время недостаточно информационного освещения. К тому же, многое зависит от погоды. Весной, когда тепло, людей приходит больше — 5-6 тысяч человек.

Гонки в рамках всероссийских соревнований  зарегистрированы министерством спорта РФ. При этом государство нас не финансирует. Хотя на соревнованиях мы часто занимаем призовые места. Участвуем в международных гонках, например, «Ладога» в Питере или заезд на Чемпионате Европы в Хорватии. Результаты у нас нормальные. Чтобы подготовить спортсмена на международные соревнования, нужно много вложений. Нужно покупать определенную трассу. Раньше стартовый взнос на одной трассе был 25 тысяч рублей. Чтобы набраться опыта, необходимо пройти определенные соревнования.

 

Штурман экипажа Данила Ленинский рассказал, что делать, если гоночная машина сломалась ночью в лесу, и сколько стоит подготовить автомобиль к скоростным заездам по бездорожью:

— Однажды в 13 лет я съездил с родителями на соревнования, посмотрел. Понял, что хочу этим заниматься. Планомерно шел к тому, чтобы самому участвовать в гонках. Сначала родители подумали, что это несерьезно, и желание гонять по бездорожью пройдет. Спустя пару лет поняли, что я действительно увлекся, и начали помогать. Надо отдать должное, они всегда меня в этом поддерживали. Сейчас мне 25 лет, до сих пор интерес к этому спорту не угас.

 

Данила Ленинский

Данила Ленинский

 

Впервые поучаствовал в гонке в 17 лет в виде штурмана (второй водитель) на машине Jeep Cherokee, которая принадлежит водителю. Штурман следит за навигацией, также, например, работает с домкратом. Пальцы от домкрата не ломал, за 8 лет травм не было.

Хоть я штурман, и машина не моя, но мы совместными усилиями ремонтируем и модернизируем её. Средства вкладываем пополам. Затраты на ремонт зависят от того, как мы покатались на гонке. Стараемся ломаться по минимуму. На соревнования нужно 5-10 тысяч рублей. Детали покупаем в обычных магазинах, ничего сверхъестественного.

Можно купить УАЗик тысяч за 50, вложить в него еще около 100 и отправляться на гонку. Если люди не готовы делать машину самостоятельно, то отдают её на станцию. Тогда затраты значительно возрастают.

 

база

База саратовского клуба

 

На заездах постоянно происходят забавные ситуации. Например, в 2015 году я взял автомобиль у пилота (он тогда не смог поучаствовать) и поехал на соревнования под Балашовом. Не доезжая до старта, в этом УАЗике развалился задний мост. Какие-то запчасти у нас были. Возвращаемся в палаточный лагерь, и я понимаю, что деталей все-таки  не хватает. Решил поехать в город, но и там не оказалось нужных запчастей. Дошло до того, что мы объезжали все металлоприемные пункты. Нигде ничего не было. Смотрю, стоит УАЗ, около него компания отдыхает. Подъезжаю к ним, прошу водителя продать нам необходимую деталь, он отказывается. Предложил денег много, целый час уговаривал его. В итоге друзья владельца УАЗа сами попросили поделиться запчастью, лишь бы я отстал. Забрал нужную мне вещь, водитель того УАЗа денег не взял — попросил расплатиться бутылкой водки и бутылкой самогона.

Первый день гонки мы, конечно, пропустили — ремонтировали машину. На второй день заняли первое место. По итогу примерно 10 место заняли.

В повседневной жизни у меня есть две машины. Одна для передвижения по городу — Toyota, другая — Jeep Grand Cherokee, использую, чтобы доехать до соревнований, перевезти снаряжение. Все же для города больше подходят малолитражки, это менее затратно. Топливо сейчас дорогое.

 

2

 

Что касается отечественных внедорожников, могу сказать — мне не нравятся ни УАЗ, ни «Нива». Эксплуатировал и ту, и другую. Для спорта надо брать Toyota, это моё личное мнение. Финансовые возможности не позволяют нам приобрести такой внедорожник, поэтому на соревнованиях мы выступаем на УАЗе. Если на УАЗ можно найти запчасти в соседней деревне, то на Toyota надо везти с собой все возможные детали.

Мне кажется, самая тяжелая гонка — это «Регион 64». Приезжают сильные соперники из других регионов. Кроме того, эта трасса губительна для машины — глина забивается во все подшипники.

Есть у нас летняя гонка «Бурлак». На ней в этом году была сильная поломка. За час проехали по болоту буквально километр, и тут сломался передний мост. Поняли, что надо ехать обратно. Назад мы этот же участок проехали за 8 часов.

В этом году было ужасное количество комаров. Организаторы сразу нас об этом предупредили, однако я отнесся к этому несерьезно. Поехали в лес, сломались. Такого количества насекомых я не видел еще никогда в жизни. Мало того, что машину приходилось чинить, еще и комары облепляли настолько, что руки были будто черные — кожу не видно.

На этом же заезде участники из соседнего региона не доехали до финиша, сломались. Уже вечер был, темнело на улице. У них не было телефонов организаторов. Позвонили женам, попросили о помощи. Одна из жен связалась с организаторами. На место выехал человек. Приезжает, а экипаж там около машины костер развел — отгоняли комаров. В итоге эвакуировали их, всё закончилось хорошо. 

Бывали ситуации, когда выезжали куда-то с друзьями, застревали. Думаешь, что опыт-то есть, проедешь где угодно. А в итоге не проезжаешь. Хорошо, что с собой есть оборудование, которое помогает вытащить машину. Времени на это уходит разное количество — иногда и 10 минут достаточно, а порой и несколько часов простоять можно.

Для меня гонки — это хобби. К заездам начинаю готовиться за 1-2 месяца. Иногда бывает за 2 недели, но тогда приходится проводить бессонные ночи в гараже.

 

3

 

Конечно, хотелось бы, чтобы этот спорт выходил на новый уровень, чтобы было больше зрителей. Думаю, имеет смысл выезжать на какие-либо городские мероприятия. Возможно, какой-то мальчик, так же как и я в свое время, посмотрит на машину и подумает: «Я тоже хочу».