Патриотизм по расписанию

Патриотизм по расписанию
© ИА «Версия-Саратов»

Президент Владимир Путин внёс законопроект об изменениях в федеральный закон «Об образовании», направленный на «формирование чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию». В общем, планируют сделать воспитание патриотизма частью образовательной программы. Уроки, наверное, такие появятся.

Моему сыну пятнадцать, он учится на пятёрки, он регулярно выступает с какими-то докладами по биологии и чему-то историческому в России и краеведческому в Саратове. Я спросил у него: «Слушай, такой вопрос: а ты патриот?»

Он тогда играл на телефоне в какую-то игру и даже не отвлёкся ни на секунду.

Я опять и чуть громче: «Гм… Это… вопрос у меня… Ты патриот? А?»

Вот тогда он посмотрел: «Ты придуриваешься, что ли?» Я говорю: «Нет, я правда хочу узнать!» Хотя получилось это придурошным голосом почему-то.

Он мне и говорит: «Помнишь, ты сказал: „Не спрашивайте и вам не солгут“? Вот это тот самый случай».

Ну конечно же, я добился от него ответа, но приводить его не буду. Зачем? Вы его или знаете, или у вас тоже есть дети-отроки и можете спросить их.

Как человек, который третий год проводит развлекательные уличные опросы граждан на разные социально-экономические темы, могу ответственно, хоть и любительски вам заявить громкими буквами: никакого патриотизма в том казенном виде, в котором его видит или хотела бы видеть власть, среди огромного количества молодёжи в настоящий момент не существует.

Никакой особой пламенной любви к современной России как к социально-экономическому образованию вы не обнаружите в молодых людях. И чем они умнее, тем меньше вы хоть какие-то крохи этой державной любви и уважения в них к стране найдёте. Чем он умней, разносторонней и целеустремленней, тем больше желания у молодого человека из России уехать: в Москву (она же — не Россия), Европу, юго-восточную Азию и Америку. И уедет, представься такая возможность. И будет чудесно любить Россию оттуда, как её любят все уехавшие.

И дело тут вовсе не в отсутствии уроков по патриотизму в школе.

Вот в Советском Союзе все дети и молодёжь были, я бы так сказал, парадоксальными патриотами. Отвечаю за восьмидесятые. Все тогда любили Родину. И важное примечание: «Советскую» Родину. В той стране всё было «советским»: люди, дома, города, реки, озёра, моря, леса, живность в лесах, птицы в небесах. Всё — от всходов пшеницы до орбитальных станций — было покрыто невидимым идеологическим кумачом. Всё «советское».

Как вы прекрасно понимаете, дети тоже были «советские». Назначались дети «советскими» при рождении, оформлялись как «советские» в первом классе, когда их  пришпиливали к главному «советскому» — к звездочке с рельефом или маленькой черно-белой фотографией маленького же Ленина. Не звёздочку на тебя цепляли, а тебя на звёздочку.

Закреплялись «советскими», когда повязывали галстук. От торжественности момента и в обморок можно было грохнуться. Особенно когда произносили слова: «…перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять Законы пионеров Советского Союза».

Вот в комсомольцы вступить не удалось в 1992 году, распустили к этому моменту комсомол. А то бы точно в обморок от счастья упал.

Могли ли «советские» дети и юноши не любить «советскую» Родину?! Нет, это было немыслимо. Пусть даже внешне, но патриотом был каждый. Вопрос о патриотизме в те времена был не то, что лишним, его просто не существовало. Был упразднён за полной ненадобностью.         

Мы сызмальства, взращённые на рассказах о Ленине, безумно любили нашу советскую родину и гордились ею, полагая лучшей страной в мире. А парадоксальными патриотами при этом были потому, что мечтали иметь всё «американское» или в широком смысле «западно-японское «. Такими были все — от детей-младшеклассников до взрослых мужчин-офицеров советской армии.

Единственное, что мы признавали советским и лучшим — это танки, самолёты и автомат Калашникова. Но кому он нужен этот танк-то в квартире или на даче?! Люди тогда выстраивались в колонны на первомайские демонстрации, а в другие дни выстраивались в очереди за внезапными сардельками в гастрономе. Но если кто-то тогда хоть заикнулся, что хотел бы уехать из Советского Союза, потому что ему тут не нравится, он тут же стал бы изменником Родины.   

Сейчас нет никаких проблем с «американскими» и «западно-японскими» товарами, которые стали «западно-китайскими», правда. С нами торгует мир, деньги есть — бери хоть в магазинах, хоть в онлайне у китайцев заказывай. Но идеологическую любовь к Родине воспитать в стране, как раньше, мне кажется, провальной затеей.                 

Люди могут любить только то, к чему они причастны, и что вызывает у них положительные эмоции. Или просто вызывает положительные эмоции.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что люди в России любят Россию, причём, она своя у каждого: от сосново-берёзовой рощицы за бабушкиным домом в деревне Ивановский до студенческого городка, где прошла юность; до прудов в горпарке, где целовался с девчонкой; до Кумысной поляны, по которой шатался с дружком, воображая её бразильской сельвой. Подобное не могут преподавать в школе, потому что учительница могла не бывать в деревне Ивановский и не шарахаться по Кумысной поляне.

Люди любят свои дворы, свои дачи, где бабушка сажала груши, а дедушка построил баню. Люди любят каштановые аллеи, любят Набережную Космонавтов, любят родник в Октябрьском ущелье и вид на Саратов с Соколовой горы. Но какой смысл всему этому учить в школе? Никакого. И без уроков по патриотизму всё близкое и родное заслуживает душевной теплоты и трогательных воспоминаний.

Может, тогда рассказывать о героях и выдающихся личностях страны в разные эпохи? Рассказывают. На уроках истории всё рассказывают, начиная с князя Владимира и заканчивая основателями Саратова. Умные выучат и запомнят, дураки — нет.

Никакой школой, никакими учителями, пусть самыми задушевными и убедительными, в голову юных граждан казенный патриотизм больше протолкнуть не выйдет. Какое им обещание давать? По пионерской традиции: «…торжественно обещаю горячо любить и беречь свою Родину, жить, как учит Государственная дума, Совет Федерации и «Единая Россия»? Так, что ли? Нет, это пожалуйте к артистам-певунам-спортсменам и пропагандистам государственных телеканалом. Вот, кто любит патриотничать звонко, по три раза на дню и если разойдутся, то входят чуть ли не в религиозный транс, что выглядят даже бесновато. До слёз и сердечных клокотаний любят Россию из элитных, закрытых посёлков или из апартаментов в Европе. Но сейчас со вторым проблемы по причине пандемии. И конечно, в первых рядах патриотов-ударников депутаты и сенаторы. Эти особо на военную пору напирать любят, говорят о мужественно перенесенных невзгодах народа-победителя так пронзительно, будто и сами сейчас в землянках проживают, байковыми на ночь одеялами укрываются. И бесконечно трендят о том, как с каждым годом Россия становится всё сильней.

Но молодых на кипучую телевизионную дрянь не возьмёшь. Молодые умней, чем это может казаться. И критическое мышление у них гораздо энергичней и злее, чем у зрелых, которые тоже всё понимают, но живут уже оседлым мировоззрением: мол, много чего пережили и это переживём! Конечно, зрелым легко так говорить: им в школе уже не учиться.

Скорее всего, уроки патриотизма в какой-либо форме введут. Пусть так. Одним уроком больше, одним меньше — нагрузки в современной школе такие большие, что никто особо не заметит разницы.

Есть один маленький совет властным распорядителям жизни. Думаю, совет бесполезный, но всё-таки: научитесь вначале любить Россию сами. Реальную Россию, а не мифическую в элитарных посёлочках. А потом учите других. Впрочем, в этом случае даже учить не понадобится. А то нагрузки в школах действительно большие.