Павел снова коронован

В музее Радищева вновь открыта для экспозиции картина Квадаля "Коронация Павла Первого и Марии Фёдоровны" - самого большого в истории российской живописи полотна, посвященного знаменательному историческому событию.
Мартин-Фердинанд Квадаль выбрал "царский" размер, соответствующий дворцовой живописи: 336 на 310 сантиметров. За 210 лет авторский холст истончился и стал похож на паутинку. Полотно то провисало, то сжималось, на оборотной стороне было 32 пластыря, с помощью которых холст укрепляли в местах прорывов.
Десять лет назад были проведены специальные работы, предотвратившие процессы разрушения. К сожалению,  предыдущие реставрации носили косметический характер: с картины пришлось удалить три слоя темного лака, которые перекрывали все цвета. Художники-реставратормы Русского музея работали два месяца по 12 часов в день, чтобы вернуть картине первоначальный вид.
Полотно было сначала наклеено на толстый дублировочный холст и только потом реставраторы стали дописывать утраченные элементы. Красочный слой и сегодня укрепляют старым способом: осетровый клей смешивают с медом в пропорции один к одному, наносят на холст, сверху приклеивают папиросную бумагу и... гладят теплым утюгом!
После реставрации портреты исторических личностей стали более узнаваемы - сейчас опознано двадцать человек из ста. Достоверно не установлено, присутствовал ли Квадаль на коронации, но он изобразил себя с  рейсфедером и планшетом среди ее участников и гостей.
Мистикой кажется то, как художник предугадал будущих цареубийц - на переднем плане братья  Платон и Валериан Зубовы. Валериан, задушивший царя подушкой, единственный их всех, кто смотрит прямо в глаза зрителю. 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции