Пленники железнодорожного вокзала: как живут 27 семей в доме, который власти обещали расселить в течение 2020 года (спойлер — хреново)

Пленники железнодорожного вокзала: как живут 27 семей в доме, который власти обещали расселить в течение 2020 года (спойлер — хреново)
Обитатели общежития на Привокзальной, 12 / © ИА «Версия-Саратов»

Внешний вид железнодорожного вокзала Саратова и прилегающей к нему территории всё ещё далёк от идеала, хотя в 2019 году руководство ПривЖД обещало завершить масштабную реконструкцию здесь до конца 2022 года. Одна из основных проблем — отсутствие необходимого количества парковочных мест. Как оказалось, этот вопрос напрямую связан с домом по адресу Привокзальная площадь, 12, расположенным слева от центрального входа в здание вокзала.

Еще два года назад этот дом находился на балансе РЖД, хотя и числился непрофильным активом. Затем здание, где до сих пор проживает 27 семей, передали городу. Чиновники обещали расселить граждан. Дом и раньше пребывал не в лучшем состоянии, однако спустя два года условия проживания и отношение чиновников вынудили горожан обратиться к журналистам.

 

«Там люди погибают»

«Всё, что делают — поливают водой и подметают. Уборка не предусмотрена. Мы платим за содержание жилья 16,80 рубля. Это максимальный тариф по Саратову. С тех пор, как нас передали городу, нас обслуживает ООО „РКЦ Кировский“. Нам сказали, что сменить УК сможем только после того, как приватизируем квартиры», — рассказала одна из жительниц корреспонденту ИА «Версия-Саратов».

Судя по интерьеру, плохая уборка — не единственная проблема жителей Привокзальной 12.

«Включить свет не можем, не работает. Смывной бачок не работает. Веревочкой завязали, чтобы вода не текла», — отмечают местные.

коридор

Участок земли возле вокзала вместе с объектами недвижимости (кадастровый номер 64:48:030346:1046) город получил от РЖД в сентябре 2020 года. Вместе со зданием и землей городу перешли площади комбината питания — он сгорел много лет назад и расположен прямо за общежитием. По словам граждан, железная дорога держала комбинат под охраной и в законсервированном виде. Город же не счел такие меры необходимыми.

«Когда городу передали нас и комбинат, то охрану сняли. Месяц назад там погиб человек — он металл срезал, на него упала плита. Две недели назад оттуда двое суток лаяли собаки. Без перерыва. Пошли проверять — два песика провалились в открытый колодец. Вытащили их. Пришлось досками закрыть все колодцы, которые там есть. Люков-то там уже давно нет. А еще все травой заросло — вечером будет кто лазить — провалится, ногу сломает. Это просто опасно для жизни. Территория ничейная. Там люди погибают. За нее никто не отвечает», — описывают ситуацию граждане.

 

Обещания Исаева vs Реальность

Нынешнее состояние зданий возле стратегического объекта — железнодорожного вокзала — имеет длинную предысторию.

Еще в 2016 году гражданам пришлось через суд доказывать РЖД, что они имеют право жить на Привокзальной, 12: уже тогда госкорпорация понимала, что и это здание, и комбинат — убыточные активы. После этого железнодорожники вместе с саратовскими чиновниками заговорили о необходимости парковки, которую неплохо было бы сделать за счет города на месте общежития.

В марте 2018 года на тот момент губернатор Валерий Радаев направил генеральному директору — председателю правления ОАО «РЖД» Олегу Белозёрову письмо с подтверждением готовности принять строения у госкорпорации.

Спустя семь месяцев глава «Приволжской железной дороги» Сергей Альмеев подтвердил готовность передать здания. А еще через три месяца — 4 февраля — на заседании регионального парламента он сообщил, что ждет сигнала от мэрии.

Впрочем, был и альтернативный вариант: «Мы могли бы расселить сами и отремонтировать его. Нам не нужен инвестор», — говорил Альмеев. Однако местные чиновники тогда настояли на том, что готовы сделать все сами.

Спустя еще месяц Роман Бусаргин, будучи зампредом регионального правительства, представил три варианта для обустройства парковок на Привокзальной площади: два из них подразумевали снос и общежития, и комбината. Впрочем, главный городской архитектор Виталий Желанов уверял, что такие решения нецелесообразны, так как слишком дорого обойдутся городу.

разруха

В сентябре 2019 года саратовские чиновники снова встретились с Альмеевым на Привокзальной площади, а 29 ноября на тот момент мэр Саратова Михаил Исаев посетовал, что именно железная дорога никак не передает строения городу.  

Менее чем через месяц состоялось заседание правительства, где Исаев озвучил планы, которым не суждено было сбыться: «Мы получили согласие по передаче комбината питания, который находится с левой стороны от вокзала. Там 7 объектов. Мы планируем в 2020 году снести их и построить парковку на 100-130 машино-мест».

Договор дарения между РЖД и городом был подписан только в начале сентября 2020 года. Чтобы сдержать слово руководителя у чиновников мэрии оставалось 4 месяца…

 

Жилые в нежилом

«Когда нас дарили, нам на словах обещали, что нас расселят. Об этом писала газета «Гудок» (официальное издание РЖД, — прим. авт.). Тогда Альмеев договорился с губернатором Радаевым и Бусаргиным. Приходила и администрация города, и люди из правительства. Они в один голос сказали, что расселят нас. Но сроков называть не стали. Но все это было чисто на словах. В договорах это никак не прописано.

К нам потом Альмеев приезжал и удивлялся. Говорит, в Якутии принято, что если дал слово — то сделал, а тут сказали, что все сделают, но ничего до сих пор не произошло. Очень доверчивый. Он так же с детской железной дорогой попал», — отметила одна из собеседниц.

Осенью 2020 года газета «Гудок» написала со ссылкой на председателя городского комитета по управлению имуществом Светлану Чеконову: «Администрация Саратова взяла на себя обязательство переселить их в новое жильё за свой счёт». «Гудку» мэрия, судя по всему, тоже не назвала конкретных сроков.

К слову, тогда же в саратовской приемной спикера Государственной думы Вячеслава Володина сообщили журналистам, что есть предварительная договоренность о привлечении федеральных средств на реализацию проекта.

«Мы были уверены, что нас будут расселять. Поэтому мы не переживали, что нас передают без лампочек, без ремонта, что туалет не работает. Что горячей воды все лето нет. После передачи еще некоторое время железная дорога заботилась о нас — тараканов травили, мышей. Это была уже не их ответственность, но сейчас управляющая компания и не думает этим заниматься», — отмечают жители.

собаки

Как только железнодорожники отчитались об успешной передаче «непрофильного» актива, на Привокзальную, 12 пришли представители городской администрации и выдали задание. Вот как об этом рассказывает одна из жительниц:

«Как только нас передали городу, пришел представитель Кировской администрации и сказал, что до конца октября общежитие переведут в статус многоквартирного дома, после чего можно заключить договоры соцнайма. А дальше, мол, уже как хотите: приватизируйте или просто живите. Ни о каком сносе речи уже не было.

Мы за свой счет в БТИ делали технические паспорта на конкретные комнаты. Но комнаты наши — не автономные! У нас нет ни газа, ни воды, ни канализации. А это означает, что мы можем зарегистрировать жильё только как коммунальные квартиры. Но и этого нам не делают — только технические паспорта на комнаты. Поэтому с нас сейчас берут только за газ, за содержание жилья и за соцнайм. Они хотели, чтобы мы лично с поставщиками договоры заключали. Но как мы можем лично договоры заключать, если кухня общая, душ общий, туалет общий?

Дело в том, что с 2007 года городу нельзя владеть общежитиями. А наши права собственности — ордера от железной дороги от 1987 года. На нас распространяется жилищный кодекс 2005 года.

В итоге здание получило статус нежилого, а внутри него отдельные объекты — наши комнаты — жилые. А потом, когда мы оформили соцнайм, нам сказали, что мы не имеем права на приватизацию, поскольку наши комнаты в нежилом здании».

 

Что там на «завтрак»?

По всей видимости, расселить настолько проблемный в правовом смысле объект оказалось не под силу городским чиновникам. К их чести, они даже не стали «кормить завтраками» граждан, а просто перестали упоминать и общежитие, и комбинат в своих выступлениях.

Следующее официальное упоминание о парковке возле вокзала датировано 19 июля 2021 года. Тогда в телеграм-канале «Центра управления регионом» появилось сообщение со ссылкой на мэрию. Текст гласил: «В перспективе планируется снести семь зданий ж/д комбината питания и организовать для города парковочное пространство на территории Привокзальной площади».

Снова о парковке на Привокзальной площади обмолвились 27 июня 2022 года. Тогда в городском комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта ответили на жалобы граждан в социальных сетях. Из ответа следовало, что обустройство парковок будет произведено в рамках реконструкции вокзала, которую проводит РЖД.

«После завершения данных мероприятий освободится земельный участок под строительство парковки», — сообщили чиновники, не уточнив, как именно и какой участок «освободится».

Судьба граждан с Привокзальной, 12 так и остается неопределенной. По всей видимости, они последние, кого мэрия планирует оповестить о судьбе их дома. Остается лишь гадать, чем вызвано такое поведение чиновников: секретностью, безразличием или стыдом за проваленные обещания.