Сегодня, 14 февраля, депутаты Саратовской областной думы собрались на заседание комитета по ЖКХ, чтобы обсудить поправки в региональные нормативы градостроительного планирования. Предыдущее обсуждение состоялось на площадке думы в ноябре 2022 года. Тогда застройщики предлагали пересмотреть нормативы по машиноместам.
В Саратовской области собираются уточнить градостроительные нормативы в плане доступности машиномест и социальных объектов от жилых домов. Соответствующий проект постановления уже подготовлен, теперь нормы решили обсудить с депутатами. Министр строительства и ЖКХ Сергей Соколов рассказал, что машиноместа для временного хранения автомобилей должны быть размещены не далее 150 метров от подъезда жилого дома, для постоянного хранения (стоянки) — 500 метров. Для жилья бизнес-класса норматив машиномест будет установлен 1,4 на одну квартиру, при строительстве стандартного жилья — 1 машиноместо. Если будет строиться муниципальное жилье, то будет достаточно 0,7 машиноместа, а при специализированной застройке — 0,5 машиноместа на квартиру.
Соколов также добавил, что при проектировании жилой застройки не допускаются места размещения транспортных средств в профиле улично-дорожной сети.
Представитель прокуратуры Иван Гусев напомнил, что федеральным минстроем установлены другие нормативы. Для жилья бизнес-класса рекомендуется 2 машиноместа, для стандартного жилья — 1,2 машиноместа на квартиру, для муниципального жилья — 1 машиноместо. В саратовских правилах все эти нормы занижены.
«Мы наблюдаем занижение этих параметров. В границах земельных участков жилых домов не менее одного машиноместа на одну квартиру. Данные правила носят рекомендательный характер. Но любое отступление от федеральных правил должно быть обосновано. Такого обоснования в прокуратуру не поступало», — заявил Гусев. Никто из чиновников и депутатов ему не ответил.
Что касается удаленности образовательных учреждений, то при застройке новых территорий будут действовать нормативы удаленности для детских садов — 300 метров, для школ — 500 метров. При этом в условиях стесненной застройки допускается удаление до 800 метров. Это возмутило депутата Александра Анидалова (КПРФ), который заявил, что жители центральной части города в условиях плотной застройки не должны страдать.
«Предполагается ли приведение старой застройки в соответствие с новыми нормативами?» — спросил Анидалов. Коммунист отметил, что необходимо предусмотреть такую норму в нормативах. Министр Соколов ответил, что нормативы такой обязанности не предусматривают, но муниципалитет может при необходимости изменить вид разрешенного использования земли после сноса аварийного дома и построить там муниципальную парковку.
Глава Энгельсского района Дмитрий Плеханов заявил, что конечная цель законопроекта — вынудить застройщиков строить подземные двух-трехэтажные паркинги и надземные многоуровневые парковки. Поэтому и прописывается, что парковочные места находятся в четко очерченном радиусе.
В ходе дальнейшего обсуждения представитель профсоюзов Михаил Похазников признал, что «сейчас застройщики находятся в неведении». То есть их мнения не спрашивали. Депутат Станислав Денисенко (ЛДПР) спросил, учитывается ли пятно застройки при строительстве высоток. Потому что при возведении 26-этажного дома нужно несколько гектаров земли для парковок.
Председатель комитета по ЖКХ областной думы Александр Бурмак («Единая Россия») заявил, что сейчас нельзя принимать нормативы. Он отметили, что с учетом позиции прокуратуры и множества замечаний депутатов нужно создать рабочую группу. Он предложил в течение нескольких недель проработать документ и потом вновь вынести его на обсуждение комитета.