Депутаты Саратовской областной думы отклонили протест Волжского межрайонного природоохранного прокурора Александра Илюшина. Поступивший на имя спикера облдумы Михаила Исаева протест был рассмотрен сегодня, 31 июля, на внеочередном заседании комитета по аграрным вопросам, земельным отношениям, экологии и природопользованию.
Природоохранный прокурор со ссылкой на Конституцию РФ и федеральные законы заявил, что органам государственной власти субъектов РФ предоставлены полномочия только в части создания особо охраняемых природных территорий (ООПТ) регионального значения, изменения режима их особой охраны.
«Реорганизация ООПТ, в том числе в связи с наступлением последствий неисполнения обязанностей по сохранению ООПТ, в целях создания рекреационной и иной инфраструктуры без учёта природоохранных требований, влекущей увеличение антропогенного воздействия, федеральным законодателем при принятии законов в сфере охраны окружающей среды и природопользования и внесении в них изменений до настоящего времени не предусмотрены. Изъятие земель природно-заповедного фонда федеральным законодательством прямо запрещено, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами», — считает Илюшин.
По мнению прокурора, тот факт, что в федеральном законе № 33-ФЗ нет прямого запрета на упразднение ООПТ, равно как и чёткой регламентации процедуры снятия правового статуса, это не означает, что соответствующие решения могут приниматься на основании норм регионального законодательства. По его мнению, регионы наделены только правом образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управления и контроля в области охраны и использования таких территорий.
«Вместе с этим закон Саратовской области от 27.12.2016 № 171-ЗСО не имеет объективных критериев применения и допускает возможность процедуры реорганизации особо охраняемых природных территорий и, как следствие, изменения их статуса, что является коррупциогенным фактором», — счел прокурор и потребовал исключить из закона эти самые коррупциогенные факторы.
В областной думе пояснили, что на документ были получены отрицательные заключения министерства природных ресурсов и экологии, правового управления правительства и юристов регионального парламента. В итоге протест был отклонен.