Россияне в петле долгов и низких доходов: эксперты опасаются нового кризиса

Россияне в петле долгов и низких доходов: эксперты опасаются нового кризиса
© ИА «Версия-Саратов»

Квартальный индекс потребительского доверия россиян по версии компаний The Conference Board и Nielsen за январь–март 2019 года упал до исторического минимума — 62 пункта. Об этом сообщает «Коммерсантъ».

Только 25% покупателей верят в улучшение финансовых перспектив в этом году (-5 процентных пунктов), а тратить деньги готовы всего 14% (-7 процентных пунктов). Доля потребителей, у которых есть свободные деньги, сократилась с 77% до 72%, а число россиян, стремящихся экономить, увеличилось с 62% до 69%. Порядка 57% переключились на более доступные продукты.

Одновременно с падением доходов населения растёт спрос на потребительские кредиты, что может оказаться ловушкой и для граждан, и для банков, сообщают «Ведомости» со ссылкой на первого зампреда Центробанка Дмитрия Тулина.

За январь–март нынешнего года россияне взяли кредитов на 1,9 трлн рублей. Больше половины из них — 1,05 трлн, +25% год к году — нецелевые необеспеченные кредиты. Только за март портфель необеспеченных потребительских кредитов вырос на 2% к февралю. Аналитики ЦБ указывают, что рост происходит прежде всего за счет увеличения размера выдаваемых кредитов.

Реальная причина может быть более опасной: банкам выгодно выдавать большие кредиты на длительный срок, пояснил первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский. «Память о проблемах 2014 года оказалась короткой», — подчеркнул он. Многие заёмщики оформляют новые кредиты, чтобы погасить ранее взятые: вместо 4-5 небольших кредитов берут один большой, но на более длительный срок. Аналитик Fitch Александр Данилов также видит риск повторения кризиса розничного кредитования 2014 года, когда из самых дорогих кредитов не возвращалась четверть.

Напомним, по данным компаний The Conference Board и Nielsen, индекс потребительского доверия россиян — индикатор уровня оптимизма в отношении экономики — в конце 2018 года вплотную приблизился к историческому минимуму. Доля россиян, обеспокоенных ценами на еду, увеличилась за три месяца сразу на 12 процентных пунктов — до 35%, достигнув максимума с середины 2016 года. 55% граждан в конце 2018 года экономили на еде, выбирая более дешёвые продукты.

Согласно результатам исследований Росстата, Центробанка и РАНХиГС, экономические ожидания россиян в начале 2019 года слабо улучшились — но только благодаря надеждам. В целом же гражданам не хватает денег на медицину и образование, они продолжают экономить, тратить сбережения и жить в долг.

Источники: Коммерсантъ, Ведомости