Более половины россиян в 2018 году сокращали расходы в целях экономии. Об этом сообщает РБК со ссылкой на презентацию Nielsen о динамике рынка товаров повседневного спроса.
Чаще всего жители России экономили на одежде и развлечениях — осенью и зимой прошлого года эти расходы сократили 64% респондентов. При этом в 2017 году на одежде экономили 59%, на развлечениях — 57%.
Россияне урезали расходы и по другим статьям. В частности, 55% стали выбирать более дешёвые марки, 40% начали экономить на еде вне дома, а 38% — на обновлении техники. Единственным исключением стали короткие отпуска: если в 2017 году на них экономили 49% россиян, в 2018-м — только 45%.
Кроме того, 84% россиян изменили свои пищевые привычки, однако это связано не с экономией, а с трендом на здоровый образ жизни. Больше половины опрошенных выбирают диету, чтобы предотвратить проблемы со здоровьем. 67% опрошенных покупают больше натуральных и свежих продуктов, уменьшив потребление жиров и сахара. Состав продуктов волнует 75% респондентов, а 73% готовы платить больше за полезную еду.
Напомним, по данным исследования компаний The Conference Board и Nielsen, индекс потребительского доверия россиян — индикатор уровня оптимизма в отношении экономики — в конце 2018 года вплотную приблизился к историческому минимуму. Доля россиян, обеспокоенных ценами на еду, увеличилась за три месяца сразу на 12 процентных пунктов — до 35%, достигнув максимума с середины 2016 года. Большинство жителей России (55%) в конце прошлого года выбирали более дешёвые продукты. По итогам первого квартала 2019 года специалисты прогнозировали новые антирекорды из-за повышения ставки НДС, которое повлекло за собой рост цен.