Жизнь здесь когда-то строилась вокруг военной части. Говорят, что в те далекие советские годы жили в Соколовом очень хорошо. Преступность была на нуле, потому что город круглосуточно патрулировали военные. В конце 90-х началась разруха. Часть долгое время стояла разоренная. Квартиры продавались за бесценок, люди бежали в Саратов. В последние годы в оборонку снова начали вкладывать бюджетные средства, причем немалые. Но это ничего не изменило.
Про поселок Соколовый Саратовского района мы уже писали не раз. И дважды там побывали – в октябре 2016 года и в феврале 2017. Год спустя мы снова здесь. Местные говорят, что за это время стало только хуже. Вот несколько историй аборигенов поселка. Наши собеседники попросили не называть их настоящих имен. Боятся, что "станет еще хуже". И это странно, потому что хуже вроде бы уже быть не может.
Эльмира
Эльмира некоторое время имела прямое отношение к расположенной в Соколовом военной части. Ей довелось и пожить в общежитии при части, и поработать с военными. Она много знает про работу так называемого гражданского персонала и про то, как люди выживают в тяжелых условиях общаги. Мы беседуем с ней как раз в стенах той самой "гостиницы для офицеров". Сейчас сюда довольно просто попасть – нет ни охраны, ни вахтера.
- Общагу называли "гостиницей для офицеров". Теперь это общежитие специализированного жилого фонда. В прошлом веке здесь все было прекрасно. Можно было жить по-человечески. А теперь нельзя. Знаете, у животных в зоопарках условия и то лучше.
Помните "Славянку", наверное? Она управляла специализированным жилищным фондом Министерства обороны. Вот и нашим общежитием она тоже управляла. Доуправляла до сгнившего пола и полного развала. Но при "Славянке" хотя бы вахтер сидел. А когда общагу передавали ООО "Главное управление жилищным фондом", и тот пропал. Видимо, все до копейки забрать хотели. Чтоб вы понимали, тут нет ни слесарей, ни электриков, ни дежурных. Вообще никого.
Осенью прошлого года общежитие опять вернулось под управление Минобороны. Это теперь называется ФГБУ "Центральное жилищное коммунальное управление министерства обороны".
После всех этих "славянок" общага превратилась в барак. Но люди в бараке по-прежнему живут, у некоторых просто нет других вариантов. В четырех комнатах живет гражданский персонал военной части. Это охрана. В других – прикомандированные из Пугачева. Всего человек 30, наверное. И дети в том числе.
Комнатушки маленькие, метров по 15. У меня по крайней мере такая была. Длинный, вытянутый пенал. На первом этаже есть душ, но туда никто не ходит. Там температура выше 15 градусов не поднимается. Плюс вода холодная. Ну и общий вид жуткий, конечно. Сказать, что там все обшарпанное, это ничего не сказать. Ребенка там точно не искупаешь, потому что горячая вода в Соколе в принципе не предусмотрена. Ее нет, не было и не будет. Об этом даже на сходе жителей говорили не раз. Но знаете, что самое поразительное? Родное Министерство обороны об этом не ведает и в платежке выставляет жильцам счет за горячую воду. Мне знакомые показывали этот документ. Там есть строка "ГВС нагрев", а в ней почти 300 рублей. Нормально, да? И всем плевать, хоть ты обпишись и обзвонись в это ФГБУ. А не будешь платить, начнут тебе долги рисовать. За отопление берут больше 700 рублей. Но вы сами можете потрогать батареи. Вот сейчас на улице -15. Батареи даже не теплые, они холодные. Люди покупают обогреватели. А это, кстати, запрещено. Тут каждую зиму объявление вешают: "Запрещается использовать электронагревательные приборы".
Знаете, я каждое утро просыпалась тут с таким чувством, с которым обычно идут вешаться. Это не жизнь. И люди такого не заслужили. Здесь все работают, алкашей запойных или каких-то опустившихся личностей тут нет. Обычные люди. Просто иногда даже хороший человек может оказаться в такой ситуации, из которой не выкарабкаться самому. Я смотрела на эти облезлые стены, шла в совершенно жуткий туалет, хуже, чем где-нибудь на вокзале, ей-богу. Потом возвращалась в свои 15 метров и готовила завтрак рядом с кроватью, на табуретке. И радовалась только тому, что живу в комнате одна, а не с ребенком, как некоторые соседи. Потому что ребенка надо помыть как-то, накормить не дошираком, а чем-то приличным. И еще место организовать, где ребенок будет спать и уроки делать. Как это на 15 метрах устроить, мне непонятно.
Можно, конечно, купить веселенькие обои в цветочек. Покрасить потолок, ковролин постелить. И будет повеселей немножко. Но это большие траты. Чтоб вы понимали, тут люди радуются зарплате в 10 тысяч рублей. Это реально хорошие деньги, по крайней мере, для гражданского персонала в военной части. Для примера расскажу вам про зарплату охраны в военной части. Просто буквально неделю назад общалась с ребятами оттуда, расспросила их про нынешние оклады. Охранники – это гражданский персонал. То есть их содержание обходится государству очень дешево, гораздо дешевле, чем содержание военных. Я знаю, что сейчас в охране оклад чуть больше 6300 рублей. И это несмотря на то, что минималка 9500. Если ты 15 лет прослужил в вооруженных силах РФ, то тебе положена надбавка в 40%. Так что если ты бывший военный, получишь еще 2500. Плюс еще могут дать 15% за оружие. Добавляем еще 950 рублей. Также могут начислить 25% премии. Всего набегает около 11-12 тысяч. Если ты 15 лет не отслужил, то и 10 тысяч не набирается. К слову, зимой за комнату в общаге приходится платить не меньше 2000 рублей. А на остальное можно себе ни в чем не отказывать. И надо иметь в виду, что всех премий и надбавок, кроме той, что 40%, могут лишить. Помните анекдот: "Прапорщик достает солдата:
- Почему в шапке? Почему без шапки?
Майор подзывает прапорщика:
- Ну что такое? В шапке, без шапки… Ты лучше попроси водички, а когда солдат принесет тебе стаканчик воды ты спросишь: "Почему не газированная?"
На следующий день прапорщик попросил солдата принести воды. А тот спрашивает:
- Товарищ прапорщик, а вам какой воды: простой или газированной?
Прапорщик подумал, подумал и говорит:
- Почему в шапке?"
Вот и тут также. Что-то не понравится, останешься без своих 25%. Раньше еще была премия 10 тысяч раз в квартал. Мне рассказывали, что теперь платят всего по 4 тысячи. А работа тяжелая. Представляете, мужики зимой на вышку ползут по снегу. Без шуток, на пузе ползут и еще ружье за собой тащат. И в любую погоду стоят там, часть охраняют.
Вот так и живут. И не жалуются. Считают, что это нормальная обычная жизнь.
Евгений
Евгений – старший по ДОС в поселке Соколовый. ДОС расшифровывается как дом офицерского состава. Здесь, кстати, в каждом доме есть свой "старший". Людям приходится разбираться в коммунальных хитросплетениях, потому что, по словам Евгения, только ленивый не пытается обмануть жителей и не слупить с них побольше денег за отопление, свет и воду.
- Моя задача, как старшего по дому, контактировать с управляющей компанией, договариваться о каких-то работах, доводить до сведения жильцов всю нужную информацию, ну и деньги собирать, если надо. Например, надо нам поменять трубы в подвале. Я с жильцами об этом говорю, потом связываюсь с УК, нанимаю бригаду и так далее. Так что про все наши коммунальные проблемы я много чего могу рассказать. Просто потому что в этом приходится вариться чуть ли не ежедневно.
Например, мне уже неделю нет покоя. Каждый день звонит кто-то из наших жильцов или из соседних домов, там почему-то считают, что я больше в теме. И все спрашивают, что у нас с отоплением и когда уже его дадут. У нас просто уже неделю нет отопления (мы ездили в Соколовый 15 февраля, – прим. авт.). Утром вырубают, а появляется только ближе к ночи. И весь день сидим мерзнем. Дома люди мерзнут, на работе тоже мерзнут. Ну, если в Соколе работают, конечно. Спим в свитерах, потому что батареи за ночь не успевают прогреть квартиру, как было 10-15 градусов, так и остается. Практически у всех моих соседей есть обогреватели. По обогревателю в каждой комнате – и можно жить. У меня был один, но он как по закону подлости сломался несколько дней назад. Надо покупать новый, этот уже не починишь. Но на новый надо пару тысяч рублей, а тут опять же проблема в том, что только недавно машину отремонтировал и заплатил за страховку. Теперь неизвестно, когда будут свободные деньги. Так что буду ходить по дому в шерстяных носках и в тулупе. Жене хорошо, мы ей как раз перед новым годом шубу в кредит взяли.
В школе дети тоже мерзнут. Дома можно в три одеяла укутаться и согреться. А вообще мы греемся по старинке. Включаем газ на кухне и постоянно кипятим чайник. Хотелось бы сказать, что такая ситуация для нашего поселка уникальна и обычно с отоплением все хорошо, но это будет такая ложь, что нос может вырасти сразу на два метра, как у Пиноккио. Каждый отопительный сезон одно и то же. Хотя обычно у нас батареи просто теплые, то есть хоть как-то, но греют. А это значит, что ты дома одеваешь один свитер, а не два. В этот раз просто ситуация совсем из ряда вон выходящая. Посреди зимы наше МКУ (муниципальное казенное учреждение "СХиТО", - прим. авт.) решило озаботиться экономией ресурсов, поэтому и вырубает отопление уже неделю то в одной части поселка, то в другой. Сливают отопление со всей магистрали, ставят специальную шайбу на трубу в одном доме, а половина поселка замерзает без отопления. Шайбу поставили – отопление пустили заново. Но в батареях-то уже воздух! И вот мы вызываем слесарей из управляющей компании, они приходят, спускают воздух. А на следующее утро все опять по-новой. Начинают шайбировать другой дом и оставляют без тепла уже другую часть поселка. И так по очереди, пока все дома не оснастят шайбами. При этом нас никак об этом не предупреждают. А на улице -15, между прочим.
Телефон в управляющей компании уже оборвали (речь об ООО "УК КЭЧ", – прим. авт.). Но от них тут ничего не зависит. Пред ними МКУ, у которого в учредителях администрация, никак не отчитывается. И ведь можно же было все это летом сделать, но летом всех работников котельной увольняют, чтоб деньги сэкономить, и котельная стоит пустая. Так что лучше, конечно, пусть люди мерзнут, кому эти люди нужны-то.
Я хотел поставить себе автономку. То есть котел, который непосредственно мою квартиру отапливает. Но не потянул по деньгам. И так уже два кредита, куда еще. А так одно время у нас в поселке многие делали автономку. Люди устали от холодных батарей, ставили эти котлы и отказывались от котельной. А что, очень удобно. Размером он с обычный водонагреватель. Но и тут тоже людям препятствовали, даже цены на монтаж задирали, лишь бы не ставили котлы. А то если все от котельной откажутся, как же бабки с людей собирать? А там, похоже, большие деньги. Например, когда надо батареи нагреть до 80 градусов, их нагревают только до 60. Вот вам и денежки, которые идут неизвестно куда, потому что берут-то с жителей по полной. В поселке уже многие дома поставили себе тепловые счетчики. Потому что платить за тепло, которого нет, никто не хочет. Знаете, какие платежки нам приходили за отопление? По 3,5-4 тысячи рублей. Люди устали возмущаться уже. И то, когда мы начали эти счетчики ставить, нам препятствовали изо всех сил. На учет не ставили их и все. Но кто смог поставить, теперь платит в два раза меньше, чем раньше.
За коммуналку платежки неподъемные, конечно. При том, что по факту ни отопления нормального, ничего. Просто так платим. У меня мать пенсионерка. Она сказала, что не будет платить принципиально. Пусть, говорит, приходят и выселяют меня, больную старуху, на улицу. Или в тюрьму сажают. А я, говорит, напишу Малахову и поеду к нему на передачу про нашу жизнь рассказывать. И ни за что не платит теперь. Но я, если честно, сам ее платежки оплачиваю, не хочу лишних проблем. Тут просто никакой Малахов не поможет, если что.
Но я вот сейчас говорю только о проблемах. Их много, конечно, но надо же и о хорошем сказать. Вы только обязательно напишите, ладно? Потому что я в Соколе давно живу, и поселок правда люблю. Хочу сказать, что крупные компании видят перспективу в поселке. У нас четыре больших магазина – это "Магниты", "Пятерочка", "Гроздь".
Тут воздух совсем не такой, как в Саратове. Знаете, как здесь спится хорошо? Природа прекрасная. Если дорогу сделать хорошую, то и люди сюда поедут. Жилье относительно дешевое. Мы как ближайшее Подмосковье, как Рублевка, но только для нищих.
Светлана
Светлана одна воспитывает ребенка. Родилась в Соколовом, здесь живет и работает. Хотя какое-то время ездила на работу в Саратов. Но это оказалось довольно затратно и тяжело.
- В Соколе работы мало. Поэтому я какое-то время работала в Саратове. Там можно найти работу тысяч на 19. Для меня большие деньги. Но нужно ехать на двух видах транспорта. В итоге тратишь по полтора часа на дорогу, деньги нужно на проезд, на обед, если с собой не успеешь что-то приготовить. В итоге пришлось от этого отказаться, потому что и ребенка из школы не забрать, и приезжаешь домой уже чуть ли не ночью. Но народ в основном ездит в город. Утром на маршрутку стоит огромная очередь. Еще люди работают в магазинах. Есть и "Магнит", и "Пятерочка", и наши местные. Это много рабочих мест.
Вообще, если посмотреть, в поселке полно нормальных иномарок. Это саратовцы, которые тут купили квартиру. В Саратове не потянули, там цены, сами знаете какие. А тут у нас за 1,5 миллиона можно шикарную квартиру купить. Ставишь свой котел, водогрейку и живешь как царь. Да, водонагреватели тут у всех, потому что горячей воды в поселке нет. Просто не предусмотрено ее, как нам объясняли на сходе граждан. Тогда, кажется, сам Иван Бабошкин (глава Саратовского района, – прим. авт.) приезжал. Сказали нам, что нет линии, а значит воды горячей у нас не будет никогда. А холодная вода у нас своя, родниковая. И я не знаю почему, но водонагреватели из-за нее портятся. Приходится менять раз в несколько лет.
Ну, а так сами все видите. Дорог нет. А то, что есть, зимой вообще не чистят. Когда случился этот жуткий гололед, у нас народ только так падал. Два человека разбили себе головы, лежали в больнице в Саратове. Весь день жители названивали в администрацию, ругались. В итоге по проезжей части чуть-чуть насыпали песок, а тротуары так и остались в ужасном состоянии. Мы ходили по проезжей части. Люди покупают в аптеке специальные штуки от скольжения, которые на обувь надеваются. И так ходят. Я тут пошла в администрацию в самый гололед жаловаться. А сапоги у меня одни, на высоком и тонком каблуке. Так я все прокляла. Там спуститься надо, дорога немного под горку идет. Ну, я и встала там. Стою и думаю, что если пойду, то в итоге прям, простите, на попе и съеду вниз. И хорошо бы еще шею не свернуть. Развернулась и пошла обратно.
Дворников в поселке я ни разу не видела, наверное. Вот чтоб лед кололи и снег убирали. В управляющей компании работает три дворника. Но они посыпают и чистят только около домов, там, где территория "УК КЭЧ". А все остальное – это поселковая земля, там администрация вроде как должна порядок наводить.
И с открытыми колодцами у нас все плохо. Даже после того, как в Саратове случилась эта трагедия, у нас тут никто не почесался. Около школьного стадиона, где дети с горки катаются, видела открытый люк. Ну и так, если по улицам походить, еще найти можно. И все эти колодцы, оказывается, бесхозные. Никто за ними следить не обязан. Да и писали про это уже сто раз. Всем плевать. У нас тут, знаете, немножко 90-е годы. Люди у власти считают, что никто им не указ. Так и выходит. В прокуратуру, как я понимаю, писать бесполезно по поводу наших проблем. Я ходила в управляющую компанию. Говорю, давайте хоть что-то сделаем, хоть кому-нибудь напишем. Они мне просто показали стопку своих обращений в прокуратуру. Все бесполезно.
Еще одно проблемное место, как мне кажется, это наша амбулатория.
Нормальной поликлиники в поселке нет. Хотя у нас тут больше шести тысяч жителей, наверное. На прием ко врачу не попадешь. То она на обходе, то еще что-то. Хотя сколько раз я ребенку врача вызывала, дай Бог хотя бы пару раз до нас доктор доходил. Я уже давно сама лечу ребенка. Ну или к медсестре за советом обращаюсь. "Скорая помощь" осталась только в Красном текстильщике. А это почти 40 километров, ехать будут больше часа точно. Так что остыть успеешь, если что, с нашим-то отоплением.
Если тебе нужен какой-то документ, за ним придется ехать в Саратов. Даже справка о количестве человек, прописанных в квартире. Это все только в Саратове можно получить. Часть домов у нас относится к "УК КЭЧ", у них там паспортистка какие-то справки еще выписывает. Но это, наверное, 10-15 домов из 25 многоквартирных. Мы вот в Саратов ездим. Или доверенность на получение пенсии. Раньше в местном отделении Сбербанка выдавали, теперь не выдают и надо опять ехать в Саратов.
Еще про школу нашу расскажу. Сейчас в Саратове в школах объявляли карантин. У нас тут никогда карантина не бывает, школа работает. Но только во всех классах половина детей болеет. Учатся по 10-13 человек, остальные дома сидят. И все равно никакого карантина. Почему, я понятия не имею.
Знаете, я вам еще вот что скажу. Мы тут изолированы как в зоне, о которой Стругацкие писали в "Пикнике на обочине". Тут полно странных аномалий, и с ними ты ничего не сделаешь. Можно сколько угодно писать об этом, говорить. Ничего не поможет. Только и остается, что идти и бросать перед собой гайки, как будто ты сталкер. Так хотя бы можно понять, есть впереди открытые колодцы или нет. Администрация никакого участия в жизни поселка не принимает. Мы сами по себе в аномальной зоне, а они сами по себе. Но проблема для нашей дорогой власти состоит в том, что народ в этой зоне живет очень активный, народу постоянно что-то нужно. И у меня такое ощущение, что сейчас люди уже доведены до края. Достаточно, образно говоря, одной горящей спички и народ пойдет перекрывать федеральную трассу.