«Слышал, что в городе новую достопримечательность придумали? Называется: торговая площадь Сенная. Прикол в том, что на этой торговой площади планируют торговлю запретить! Это Саратов, детка», — такие шутки в последнее время распространяются на просторах интернета в связи с тем, что городские власти своеобразно решили подойти к благоустройству территории, прилегающей к Сенному рынку.
Впрочем, для кого-то это — шутки, а для кого-то — реальная головная боль. Сотни человек могут остаться без работы, а жители региона могут лишиться места, где привыкли покупать всё — от аквариумных рыбок, до сверла М35 по металлу. У архитекторов уже есть решение проблемы в виде красивого проекта реконструкции с сохранением торговли на площади возле Сенного. Но что-то подсказывает, что здравый смысл может вновь проиграть чиновничьему рвению.
Проходимость власти
Напомним, о том, что торговую площадь необходимо приводить в цивилизованный вид неоднократно заявляли представители рынка, а также спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин. Однако городские власти, по словам владельцев Сенного, неохотно шли на контакт. А точнее, вовсе не шли. Так было, например, при бывшем мэре Михаиле Исаеве.
У городских чиновников будто бы изначально существовал некий план того, как должна выглядеть торговая площадь. В августе этого года наше издание сообщало, что местные власти высказались за уничтожение тут торговых рядов ради «красивого вида». Об этом корреспонденту ИА «Версия-Саратов» тогда рассказал директор ООО «Центральный рынок» Дмитрий Субботин.
Причём сначала речь была о том, что необходимо заняться благоустройством территории перед рынком и навести порядок на автостоянке. Кроме того, были вопросы по поводу вида фасада и вывесок, а также организации уличной торговли. Однако на встрече 5 августа чиновники озвучили кардинально изменившиеся планы.
«Сказали, что не устраивает торговля, которая происходит во дворе. Для нас это было шоком! Там работают около 300 человек. Куда их девать? Об этом никто не задумывается и никто не говорит, — отметил Субботин. — Главный архитектор Пузанова заявила, что мнение властей о том, что необходимо сделать при реконструкции, вдруг изменилось. Она сказала: вот эти ряды убираем, тут будет проходимость. Я сразу говорю: проходимость откуда и куда? А она в ответ: ну знаете, решение такое принято. Мол, нужны фуд-корты».
Сообщения о том, что происходит с Сенным, получили огромный отклик на сайте ИА «Версия-Саратов». После того, как недоумение представителей рынка разделили читатели сетевых изданий, власти некоторое время показательно устраивали собрания, посвящённые дальнейшей судьбе торговой площади. Эти мероприятия проводили в здании администрации Кировского района.
Чиновники всеми силами пытались показать, что заинтересованы в диалоге с собственниками объектов, расположенных на территории рынка. Однако вскоре встречи прекратились, и вновь образовался информационный вакуум. Но в этом вакууме, конечно, продолжались подковёрные процессы, результаты которых нередко поражали воображение.
Через одно место
Иногда тишина «выстреливала». Например, сообщением о том, что комитет культурного наследия Саратовской области, который возглавляет Владимир Мухин, вдруг решил сделать из территории перед Сенным рынком… «достопримечательное место». Власти выявили там объект культурного наследия (ОКН). И тут же название ему придумали: «Торговая площадь Сенная».
Зачем это им понадобилось? Вроде бы понятно. Всё в рамках странной кампании по деторговизации саратовского рынка. Видимо, кто-то посчитал притягивание к Сенному нового статуса — хорошим решением. Но у сторонних наблюдателей и рядовых жителей города появилось много вопросов. Самый основной из них: почему здесь?
Почему власти выбрали именно торговую площадь, на которой трудятся сотни человек, а не, например, территорию вокруг Триумфальной арки («Царских ворот», которые в этом году восстановили на историческом месте — на углу улиц Чернышевского и Радищева в Саратове)?
Почему не выбрали куда более историческую площадь с воссозданным фонтаном «Одуванчик» между цирком и Крытым рынком? Или, на худой конец, новоявленную площадь Петра I? Музейную площадь? Да хоть целый проспект Столыпина (зря что ли переименовывали)! Чем не достопримечательность? Главное — длинная. Всё, как саратовские чиновники в последнее время полюбили.
Все эти варианты можно было бы реализовать вполне безболезненно. А вот для пространства Сенного рынка новый статус может быть опасен. Ранее мы писали о том, что в границах объектов культурного наследия, как правило, действуют определенные запреты. В том числе — на нестационарную торговлю. Хотя уже более 100 лет (с 1909 года) на этом месте существует базар (в 1930-е годы рынок, как центр реализации сельхозпродукции получил название «Центральный колхозный рынок»).
Так что, в случае с Сенным рынком возникают сразу два вопроса. Во-первых, как быть со здравым смыслом? Получается, что выявленная «Торговая площадь Сенная» будет без торговли? А во-вторых, что делать сотням человек, работающим на территории ставшей вдруг примечательной?
Впрочем, взять и «создать» памятник истории где попало власти сами по себе не могут. Чтобы узаконить свои сомнительные желания, чиновники должны были объявить аукцион в системе госзакупок и выбрать эксперта, который проведёт исследование и определит: асфальт перед зданием рынка — это объект культурного наследия или всё-таки не очень.
Это — как должно быть, и как делают власти обычно. Но в случае с Сенным рынком всё получилось не совсем так. Или даже совсем не так.
700 тысяч самозанятому Иванову
29 сентября 2022 года подведомственное региональному комитету культурного наследия ГАУК «Научно-производственный центр по историко-культурному наследию Саратовской области» (ГАУК НПЦ) объявило о проведении закупки в системе госзаказа. Чиновники решили найти специалиста, который провёл бы экспертизу выявленного объекта и принял решение — можно ли включать площадь у Сенного рынка в реестр ОКН?
Стандартная процедура. Обычно на конкурс выдвигаются представители экспертного сообщества из Саратовской области и других регионов. А затем происходит конкурентная борьба за заказ, в результате которой чиновникам даже удаётся серьёзно сэкономить бюджетные средства.
Исходя из анализа закупок ГАУК НПЦ, в среднем экспертиза выявленного ОКН стоит 100-150 тысяч рублей. Такие суммы объясняются предложением самого рынка экспертных заключений и прописываются в обосновании начальной (максимальной) цены контракта на портале госзакупок.
Например, недавно тот же научно-производственный центр разместил информацию о проведении экспертизы типографского комплекса Шельгорна в Саратове. Архитектурный ансамбль из зданий на ул. Университетская, 53/ул. Б. Казачья, 114 и ул. Университетская, 55 будут обследовать за 126 тысяч рублей.
Но в случае с асфальтовым покрытием перед Сенным рынком чиновникам показалось мало 150 тысяч. И 200 тысяч, и даже полумиллиона! Власти решили заплатить за экспертизу одного выявленного ОКН ни много ни мало 710 тысяч 500 рублей.
Более того, эти средства освоили при помощи закупки у единственного поставщика! Извещение о конкурсе, как мы писали выше, появилось на госзакупках 29 сентября. В тот же день и был определён «победитель».
То есть, не было никакой конкуренции, не было аукциона и борьбы за контракт. Просто подчинённые главы комитета культурного наследия Мухина взяли и «выявили» для себя эксперта, которому предстоит разбираться в культурном наследии парковки возле рынка и осваивать крупную сумму.
Выглядит всё это, надо сказать, довольно странно. Особенно на фоне сообщений о том, что сельские жители в Саратовской области продолжают собирать деньги на трусы, еду и бронежилеты для мобилизованных в регионе мужчин. И тут вдруг такое «первостепенное» и дорогостоящее дело — определение достопримечательного места возле рынка…
Так или иначе, но странности с закупкой на этом не заканчиваются. Оказалось, что найти информацию о том, кому чиновники решили отдать 700 тысяч попросту невозможно! На портале госзакупок в карточке этого заказа (также, как и в разделе «Договоры») есть лишь проект соглашения, в котором на месте исполнителя — прочерк.
Кто же тот таинственный исполнитель? С этим вопросом пришлось обращаться непосредственно в учреждение, подведомственное комитету культурного наследия. Там очень удивились узнав, что на портале отсутствует информация о подрядчике, а потом некоторое время искали, кто же стал тем счастливым обладателем контракта.
— Это Иванов Михаил Эдуардович. Он у нас самозанятый эксперт, — в итоге рассказала представитель ГАУК НПЦ.
Что это за Михаил Иванов? Кто и почему решил, что экспертизу должен проводить именно он, без аукциона и альтернативы? По некоторым данным, Иванов — иногородний эксперт, который, судя по всему, никогда до этого не бывал в Саратове. Пока известно лишь то, что, по условиям договора, этот человек должен представить чиновникам своё (?) видение по поводу достопримечательности территории Сенного рынка до 18 ноября 2022 года.
Идут ли на встречу?
Про подозрительный конкурс региональных властей в беседе с корреспондентом также упомянул директор ООО «Центральный рынок» Дмитрий Субботин.Он отметил, что в какой-то момент чиновники перестали встречаться с собственниками объектов, расположенных на территории Сенного. Тогда предприниматели сами стали добиваться аудиенции. Правда, пока это особого результата, кажется, не дало. Вот, что на этот счёт поведал Субботин:
— В конце сентября у нас была встреча с председателем комитета культурного наследия Саратовской области Владимиром Мухиным. Поговорили с ним. Он заверил, что будет проведён открытый конкурс на проведение экспертизы по поводу того, является ли территория Сенного рынка объектом культурного наследия.
Мухин даже дал адрес сайта, на котором якобы можно было следить за проведением этого конкурса. И вдруг мы узнаём, что контракт без всякого конкурса был отдан какому-то непонятному человеку, который, грубо говоря, только-только зарегистрировался в качестве эксперта! То есть, я не знаю, как такое поведение Мухина правильно назвать. Как минимум — странное, а вообще…
Примерно в то же время нам удалось добиться встречи с министром экономического развития Саратовской области Андреем Разборовым. Причём, собственники беседовали с ним в кабинете у замглавы администрации Саратова Алексея Никитина. С ним обсудили, среди прочего, почему такой повышенный интерес именно к Сенному рынку, территория которого и так приводится в порядок, тогда как в городе много, прямо скажем, кошмарных мест, где совершенно спокойно осуществляется торговля.
В итоге министр сказал, что готов беседовать по этому поводу с губернатором, но ему для этого необходимы предложения от собственников по поводу того, как они видят территорию Сенного с торговыми точками. Тогда мы привлекли архитекторов, разработали проект с концепцией площади рынка.
Передали альбом с проектом Разборову уже не в администрации города, а в правительстве. Но что-то он не особенно обрадовался, как мне показалось. Может быть там не рассчитывали на то, что мы станем этим заниматься? Как бы то ни было, реакции из правительства пока никакой нет, — подытожил директор рынка.
Порталы-ворота и арт-объект
Нашему изданию также удалось ознакомиться с архитектурной концепцией территории, прилегающей к Сенному рынку, которую передали на рассмотрение чиновникам. Как оказалось, она предусматривает сохранение той уникальности, которая, собственно, делает Сенной точкой притяжения для многих жителей региона.
Ведь это не только место, где покупают продукты питания. Для большого количества людей интерес представляет то, что находится вдоль основного здания — это палатки со всевозможными вещами, деталями и всяким таким, чего больше нигде не найдёшь.
«В 1920-х звездой мирового масштаба в архитектуре из России Константином Мельниковым была разработана уникальная система быстровозводимых павильонов-палаток для Новосухаревского рынка в Москве. Она показала свою эффективность, при отличных архитектурных качествах.
Павильон пилообразный в плане позволяет компоновать любые пространства, избегая в них монотонности, при этом разделяя, что очень важно, потоки, не создавая помех конкретному покупателю павильона, не смешивая его с основным потоком. Оставляя при этом проницаемость территории.
Используя данную систему мы можем сделать Сенной уникальным местом уже для всей России, создав значимую туристическую достопримечательность федерального масштаба, способную генерировать туристический поток», — отмечается в альбоме-презентации.
Кроме того, концепцией предусмотрена организация ярмарочного места — ТОРГа — на пересечении улиц Танкистов и Б. Горной, в непосредственной близости к пешеходному кольцу.
«Здесь предполагается проводить городские празднества, фуд-фестивали, тематические ярмарки. Сегодня это место отведено под парковку, разрубая потоки движения людей, подвергая их опасности. Мы предлагаем функционально развести потоки людей и автомобилей, создав принципиально новую схему взаимосвязей», — отмечают авторы проекта.
Также здесь рассказывается про порталы-ворота, через которые проходили тысячи посетителей Сенного рынка.
«Концепцией предлагается воссоздать эти ворота в двух местах, максимально приближенно к оригиналу. Порталы-ворота могут стать символами преемственности поколений, и локальной узнаваемой доминантой. Одни ворота предлагается поставить по оси пешеходного потока по ул. Б. Горной, вторые — по оси предлагаемой пешеходной связи здания Сенного рынка с ул. Пугачева.
По Б. Горной в месте установки портала предлагается выполнить фрагмент мощения историческим булыжником, установить объемные светящиеся буквы СЕННОЙ, выполненные в технике схожей с подобным шрифтовым арт-объектом на Набережной.
Так возникнет новая смысловая историческая локация на новом пешеходном кольце, и Сенной будет неотъемлемой частью нового пешеходного каркаса, одной из его достопримечательностей», — уверены авторы концепции.
Мобилизация Мухина
Пока, как отмечают представители Сенного рынка, саратовские власти лишь делают вид, что заинтересованы в диалоге с предпринимателями. На самом же деле, всё ограничивается «отписками». Словно чиновники уже давно придумали для себя — как будет выглядеть торговая площадь и стремятся к этому своему «идеалу». Без базара.
Не от того ли Владимир Мухин и подведомственное ему ГАУК НПЦ так рьяно взялись за рыночную территорию? Будто бы мобилизовали все силы на решение этого вопроса. Выявили ОКН лишь в августе, а уже в сентябре нашли эксперта для проведения дорогостоящей экспертизы. Хотя на эти процедуры у Мухина по закону был… целый год! И это при том, что, как отмечают наблюдатели, в комитете культурного наследия региона скопилась огромная очередь из ранее выявленных ОКН.
Всё это наводит на определённые мысли о заинтересованности председателя комитета в этом деле. И, кажется, заинтересованность эта не в пользу общего дела — улучшения облика города и сохранения рабочих мест. Между тем, как стало известно нашему изданию, напуганные действиями властей работники торговой площади уже всерьёз подумывают о создании профсоюзной организации, чтобы бороться за свои права.
— Сейчас что городские чиновники, что областные, на мой взгляд, работают в этом вопросе только для галочки. Штампуют отписки. Губернатор отправляет к главе города. Главы — что прежний, что нынешняя — ни разу с нами так и не встретились. Отправляем жалобы, обращения, вплоть до того, что на федеральный уровень. А всё опять «спускается» вниз, где благополучно херится.
Очень надеемся, что такая порочная практика прекратится. Что чиновники перестанут вводить собственников в заблуждение, а действительно объединят усилия на благо города и его жителей, — отметил Дмитрий Субботин.
Мы продолжим следить за развитием событий.