Сериалы-XXI. Альтернативное правосудие

Сериалы-XXI. Альтернативное правосудие

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

 

Охотники (Hunters). США, 2020.

Жанр: криминальная ретро-драма с элементами триллера и боевика.

Кто придумал: Дэвид Вейл.

Кто участвует: Аль Пачино («Крестный отец», «Путь Карлито», «Адвокат дьявола»), Логан  Лерман («Поезд на Юму», «Ярость», «Мушкетеры»), Джеррика Хинтон (сериалы «Сплетница», «Все ненавидят Криса»), Лена Олин («Шоколад», «Девятые врата», сериал «Шпионка»), Сол Рубинек («Настоящая любовь», «Непрощенный», сериал «Хранилище 13»), Кэрол Кейн («Энни Холл», «Джек-попрыгунчик»), Джош Рэднор («Гуманитарные науки», сериал «Взлет»), Грег Остин (сериалы «Класс»,  «Лето ракет»), Тиффани Бун (сериалы «Особо тяжкие преступления», «Саутленд»), Луис Одзава Чжанцзянь (сериалы «Шучу», «Хорошая борьба»), Кейт Малвэйни (сериалы «Тайный город», «Винтер»), Дилан Бейкер («Счастье», сериалы «Хорошая жена», «Схватка»), Джеймс ЛеГрос («Аптечный ковбой», «Кровавый четверг»), Джадд Херш (сериалы «Числа», «Вечность»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 8 из 10.

Действие происходит в Нью-Йорке в 1977 году. Сериал начинается с нескольких смертей. У продавца магазина комиксов Джоны Хайдельбаума (Логан Лерман) убивают его бабушку Руфь — и это НЕ ограбление. Таинственно гибнут еще двое. Джона пытается разобраться в происходящем и знакомится с другом бабушки, пожилым миллионером Майером Офферманом (Аль Пачино). От него он узнает две шокирующих новости.

Первая: сотни бывших немецких нацистов, виновных в гибели множества людей в годы второй мировой войны, ныне спокойно проживают в США под чужими именами. Один из этих людей, боясь разоблачения, и убил Руфь — бывшую узницу концлагеря. Вторая новость: Офферман, отчаявшись привлечь внимание ФБР к проблеме «криптонацистов», организует собственную команду, которая занимается выслеживанием и физическим уничтожением недобитых гитлеровцев. «Война кончилась только для мертвых», — говорит герой Аль Пачино. Живые же, по его словам, обязаны расплатиться за свои злодеяния.

В команду Оффермана входят ветеран Вьетнама Джо Мидзусима (Луис Одзава Чжанцзянь), бывшие заключенные Освенцима, специалисты по оружию Марри и Минди Марковиц (Сол Рубинек и Кэрол Кейн), актер Лонни Флэш (Джош Рэднор), сестра Харриет, бывшая сотрудница МИ-6 (Кейт Малвэйни), и специалист по рукопашному бою мать-одиночка Рокси Джонс (Тиффани Бун). Джона колеблется. Он хочет отомстить за смерть бабушки, но не чувствует себя убийцей. Тем временем нацисты, руководимые некой инфернальной дамой по прозвищу Полковник (Лена Олин), готовят чудовищный теракт против тысяч американцев, надеясь на костях новых жертв построить Четвертый рейх. А чернокожая сотрудница ФБР Милли Мэлоун (Джеррика Хинтон), расследуя убийства, становится неудобной и для мстителей Оффермана, и для людей Полковника…

 

0-постер2

 

Сериал снят в необычном жанре — точнее, сразу в нескольких жанрах.

С одной стороны, сюжет отчасти базируется на основе реальных событий. Желание нацистов добиться «окончательного решения еврейского вопроса» привело к гибели миллионов людей. Когда несколько десятилетий назад Стивен Кинг в повести «Способный ученик» (экранизирована Брайаном Сингером, главную роль сыграл Йен Маккеллен) рассказывал о тихом американском пенсионере, на самом деле оказавшемся бывшим высокопоставленным эсэсовцем, виновным в массовых убийствах, это выглядело почти гротеском. Тем не менее, некоторые бывшие германские нацисты — прежде всего, ученые — действительно получили убежище в США. Упомянутая в сериале секретная операция Управления Стратегических служб «Скрепка» — не выдумка сценаристов. Переезд в США будущего «отца» американской космической программы (а до того — изобретателя ракет «ФАУ») Вернера фон Брауна был, например, частью упомянутой операции.

Практически все сцены-флэшбэки, переносящие зрителя из 70-х годов ХХ века на тридцать с лишним лет назад, сняты мрачно-реалистично. Даже если там есть сценарные допущения, не подтвержденные фактами (скажем, эпизод с шахматной партией в лагере смерти, где «фигурами» были заключенные), они лишь подчеркивают бесчеловечность нацистских палачей. Неслучайно появление в одном из эпизодов Симона Визенталя (Джадд Херш) — исторической фигуры. Визенталь, прозванный «охотником за нацистами», за десятилетия помог разоблачить сотни спрятавшихся гитлеровцев. Авторы сериала, однако, не забывают подчеркнуть: если Визенталь действует в рамках закона, то команда Оффермана выходит за его пределы. Сыщики становятся еще и судьями, и палачами…

С другой стороны, эстетика сериала близка к эстетике комикса. Каждый из «охотников» обладает неким важным талантом (будь то искусство снайпера или умение разобраться со взрывным устройством), да и Джона — тоже отчасти уникум: у него дар дешифровщика, и благодаря этому дару герои вовремя узнают о коварных планах нацистов. Так что когда Майера Оффермана мимоходом сравнивают с комиксовым профессором Икс, это не выглядит натяжкой. Порой повествование может быть прервано вставкой-гротеском в жанре черного юмора: такой, например, является сцена, в которой объяснение массовых обывательских антисемитских фобий представлено в виде телевикторины.

Но и это еще не все. Визуальный ряд сериала отсылает нас к фильмам 60-х и 70-х — в духе упомянутой одним из героев сериала «Грязной дюжины» (1967) Роберта Олдрича, где для выполнения секретного задания используют персонажей с небезупречным, мягко говоря, прошлым. Это подчеркивают флэшбэки, которые то и дело намекают зрителю: у каждого из «охотников» есть свои «внутренние демоны» и «скелеты в шкафах». И, конечно же, любители кино без труда проведут параллели между «Охотниками» и знаменитой картиной Квентина Тарантино — той, где речь идет о команде еврейских мстителей, а само повествование ближе к финалу фильма окончательно перетекает в жанр «альтернативной истории». Имени создателя «Бесславных ублюдков» нет в титрах, но его дух витает над сюжетом «Охотников», и Дэвид Вейл, похоже, этого не скрывает. Недаром место работы главного героя «рифмуется» с местом работы молодого Тарантино: магазинчик комиксов Джоны — это примерно то же, что и пункт видеопроката Квентина…

Рейтинг сериала — 7.20 по версии IMDb, а концовка первого сезона столь феерична, что невозможно обойтись без второго: слишком много зрителю обещано. В то же время финал выглядит и наиболее спорным. Главный из сюжетных кульбитов, конечно, необычайно эффектен, но его бэкграунд проработан плохо. Автор отвечает на один вопрос, но этот ответ порождает десятки вопросов, которые плохо вяжутся с сюжетом и его логикой. И, что особенно досадно, финальные выкрутасы снижают «реалистический» пафос картины и одновременно идут вразрез с природой комикса, где добро и зло разведены по полюсам.  Впрочем, более подробно касаться этой темы в рецензии нельзя: чем острее сюжет, тем опаснее спойлеры. Пусть зрители узнают обо всем самостоятельно, без подсказок.