Сериалы-XXI. «Бесконечны, безобразны, в мутной месяца игре…»

Сериалы-XXI. «Бесконечны, безобразны, в мутной месяца игре…»
© thesun.ie

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по разным причинам остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

 

Реквием (Requiem). Великобритания, 2018.

Жанр: мистический детектив.

Кто придумал: Крис Мркса, Блейк Аишфорд.

Кто участвует: Лидия Уилсон (сериалы «Улица Потрошителя», «Черное зеркало»), Джеймс Фрешвилл (сериалы «Новенькая», «Очевидное»), Шан Риз-Уильямс (сериалы «Скрытое», «По долгу службы»), Брендан Койл (сериалы «Аббатство Даунтон», «Расследования Мэрдока»), Джоэль Фрай (сериалы «Плебеи», «Смерть в раю»), Тара Фитцджеральд (сериалы «Джейн Эйр», «Мушкетеры»), Ричард Херрингтон (сериалы «Виртуозы», «Полдарк»), Джоанна Скэнлэн («Звездная пыль», «Чумовые боты»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 7 из 10.

Матильда Грей (Лидия Уилсон) живет в Лондоне. Она — профессиональный музыкант, играет на виолончели. Судя по всему, играет как минимум неплохо. Во всяком случае, ее сольные выступления собирают полные залы, и ей светит годичный контракт в Нью-Йорке. Однако переехать в Новый Свет девушке не суждено. Трагическое событие, которое внезапно случается в ее жизни, заставляет виолончелистку поменять планы. Вместо Нью-Йорка Матильда — и ее коллега и друг Хэл (Джоэль Фрай) — отправляются в Уэльс, с которым как-то связана неизвестная часть биографии матери девушки.

Маленький городок, где оказываются Матильда и Хэл, выглядит довольно мирно. Правда, местные жители не слишком доброжелательны к чужакам, но мало ли на свете мест, где не любят приезжих? Впрочем, в данном случае у аборигенов есть, кажется, особый повод невзлюбить Матильду: та расспрашивает горожан о печальных событиях четвертьвековой давности, когда в городке бесследно пропала пятилетняя девочка, а жители в упор не хотят вспоминать об этой трагедии. Или, может, боятся этих воспоминаний? Что если многие сегодняшние собеседники Матильды неким образом причастны к похищению ребенка, а теперь скрывают и свою причастность к преступлению, и, главное, тайный смысл этого происшествия? Что, если в бэкграунде — не банальная уголовщина, но мрачная мистика, тесно связанная с древними поверьями?..

Оставим пока эти вопросы без ответов, чтобы заранее не раскрывать карт. Впрочем, зритель уже с первого эпизода начинает догадываться: Уэльс выбран авторами в качестве места действия намеренно. Один из сценаристов сериала — человек с труднопроизносимой фамилий Мркса, — похоже, внимательно изучил кельтскую мифологию и кое-что оттуда позаимствовал, изрядно переосмыслив. По крайней мере, здешние потусторонние твари могут нас не только испугать, но и удивить. Аннун валлийских кельтов — крайне специфический потусторонний мир, а потому и существа, его населяющие, почти не имеют аналогов в иных мифических бестиариях.

 

СТАРЫЙ ОСОБНЯК ХРАНИТ СТРАШНЫЕ ТАЙНЫ

 

Присутствие этих существ в сюжете не означает, что они явятся на экране во всей красе (неприглядности). Данное обстоятельство можно списать на скудость бюджета сериала (увы, любителям спецэффектов здесь ловить нечего), однако вполне допустим и иной вариант: отсутствие внятных визуальных образов, при желании, можно трактовать как авторскую концепцию. Здешние бесы безобразны — не в смысле «ужасные на вид», а в изначальном значении слова: без образа. Внешние приметы выходцев из Аннуна могли бы, пожалуй, стать неким спойлером, а так мы вплоть до финала не можем дать гостям  характеристику. Злые они? Добрые? Чего хотят? Ради чего проникают в наш мир? Или, быть может, никакие характеристики им не подходят? Раз так, то, возможно, нелепы все попытки людей «управлять» гостями из иного измерения. Будет лишь хуже…

Сюжет мини-сериала (всего шесть часовых эпизодов) выстроен так замысловато, что едва ли не каждый из персонажей «Реквиема» — от барменши Труди (Шан Риз-Уильямс) до владелицы антикварного салона Сильвии (Тара Фитцджеральд), от грубияна-ремонтника Арона Моргана (Ричард Херрингтон) до вполне корректного отставного полицейского Стивена Кендрика (Брендан Койл) — хоть в чем-то, но вызывают подозрения у зрителей (как, впрочем, и у главной героини). Эти чисто детективные манки держат зрителя в напряжении весь положенный срок, и лишь к шестому эпизоду становится ясно, кто что скрывает и насколько эти тайны связаны с главным сюжетным стержнем. Из пазлов складывается не просто приключенческая история о попытках раскрыть давнее преступление и о «скелетах в шкафах» обычных людей, но и история мистическая. Не окажись в сюжете потусторонних сил, авторам не удалось бы так долго держать зрителя в неведении, а финал не был бы страшновато-замысловатым.

Этот сериал не стоит смотреть тем зрителям, которые прежде всего ценят динамику, яркость зрелища, череду быстро сменяющихся эпизодов и четкий, до самой последней детали, прописанный финал. «Реквием» с его приглушенной цветовой гаммой снят в совершенно иной, спокойно-созерцательной стилистике и в другом ритме (это касается даже мрачных эпизодов). Данный сериал понравится тем, кто ценит неторопливость, медитативность и такие финалы, где кое-что намеренно остается недосказанным, будоража воображение. Большинство британских мини-сериалов канала ВВС таковы, и история виолончелистки Матильды Грей соответствует названной тенденции…

Кстати об имени, на которое откликается мисс Грей. В уже упомянутой валлийской мифологии есть некая сверхъестественная героиня, которая на черном коне разъезжает вместе с гончими Аннуна и преследует скорбящие потерянные души. Зовут ее Маллт-и-Нос, она же Ночная Матильда. Правда, мифологическая Матильда, возглавляющая Дикую Охоту за душами, стара и страшна, а наша виолончелистка — молода и привлекательна. Хотя девушка занимается любительским расследованием, выглядит она, скорее, объектом охоты, нежели охотницей. И все же ближе к финалу зрителей, возможно, посетит мысль о том, что Крис Мркса определенно на что-то намекал…