Мы открываем новую рубрику. Ведет ее Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Теперь раз в неделю ведущий рубрики будет рассказывать о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и о тех, которые по разным причинам остались в тени. Одни из сериалов только что прошли на ТВ или совсем недавно выложены в сети Интернет, а другие появились на экранах еще несколько лет назад. Детективы и мелодрамы, комедии и судебные триллеры, фантастика и мистика… Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя. А начнем с сериала, вышедшего в последние дни этого лета.
Джек Райан (Tom Clancy’s Jack Ryan). США, 2018 — …
Жанр: боевик с элементами политического детектива и триллера.
Кто придумал: Карлтон Кьюз и Грэм Роланд (на основе персонажей Тома Клэнси).
Кто участвует: Джон Красински («Тихое место», «Отпуск по обмену»), Эбби Корниш («Области тьмы», «Хороший год»), Уэнделл Пирс (сериалы «Форс-мажоры», «Полиция Чикаго»), Али Сулиман (сериалы «Родина», «Призрачная башня»), Дина Шихаби (сериал «Сорвиголова»), Майкл Гэстон (сериалы «Менталист», «Грань»), Тимоти Хаттон (фильм «Обыкновенные люди», сериалы «Воздействие», «Тайны Ниро Вульфа»)
Продолжительность: 1 сезон; снимается 2 сезон.
Мой рейтинг: 7 из 10.
Бывший морпех, а ныне финансовый аналитик Джек Райан (Джон Красински) просиживает штаны у своего компьютера в офисе ЦРУ, отслеживая подозрительные банковские переводы (террористам ведь тоже нужны деньги). Его внимание привлекает подозрительная активность клиента одного из банков в Йемене. Новый начальник Джека, Джеймс Грир (Уэнделл Пирс), сперва очень недоверчиво относится к идее о том, что на Ближнем Востоке появился новый Усама бен Ладен. Однако серия драматических событий подтвердит правоту Джека, и тогда ему придется покинуть офис. В погоне за опасным террористом Сулейманом (Али Сулиман) наш герой побывает в Европе и в Азии, а сам сюжет не раз нырнет в прошлое, чтобы зритель побольше узнал о предыстории и харизматичного злодея, и того, кто охотится за ним…
Начиная с 1984 года, когда персонаж Джек Райан впервые появился в романе Тома Клэнси «Охота за «Красным Октябрем», жанр политического технотриллера в духе Клэнси становится сверхпопулярным, а имя главного героя превращается в доходный бренд. Вплоть до 2013 года, когда романист уйдет из жизни, им будут написаны еще тринадцать книг (две последних — в соавторстве), где Джек окажется либо самым главным персонажем, либо в числе главных. В первом романе Джек поможет советскому перебежчику угнать ядерную подлодку, в «Играх патриотов» спасет от покушения принца Уэльского и сразится с ирландскими террористами, в «Реальной угрозе» поборется с колумбийской наркомафией (а заодно и с гнусными политиканами из его собственной страны) и т. д. Хотя Райан не амбициозен и не рвется к высоким должностям, ему удастся сделать завидную карьеру: в середине романного цикла он дорастет до директора ЦРУ, а ближе к финалу превратится в президента США. Однако даже на высоких постах он ухитрится не только принимать Главные Решения, но и поучаствовать в сценах action. Именно гибрид вашингтонского интеллектуала с умелым оперативником — бонус героя: те, кто считают его изнеженным «белым воротничком», не знающим, с какой стороны приклад у М-16, будут сильно (подчас фатально) удивлены.
Первые издания романов Тома Клэнси на русском языке
В 90-е годы прошлого века Голливуд проявил к герою Тома Клэнси большой интерес: в первой экранизации его роль сыграл Алек Болдуин, в двух последующих фильмах — Харрисон Форд. Затем, в начале нулевых, студийные боссы решили омолодить Джека и сделали персонажу апгрейд. Однако Бен Эффлек в «Цене страха» (так наши прокатчики назвали картину 2002 года «Сумма всех страхов») оказался не слишком убедителен: картина собрала приличный бокс-офис, но критиков не порадовала, да и зрительский рейтинг не впечатлил.
Харрисон Форд в роли Джека Райана
Как известно, перед авторами остросюжетных блокбастеров, поставленных по книгам с миллионными тиражами, всегда стоит дилемма. Если сценаристы рабски придерживаются сюжета романа, ход событий фильма известен зрителям заранее. Если же авторы проявляют излишнюю самостоятельность и раскручивают сюжет по-своему, тонкие связи, тщательно продуманные романистом, рвутся, а фанаты литературной первоосновы предают сценаристов анафеме. Авторы «Цены страха» ухитрились совершить оба просчета, да и Бен Эффлек не вписался в образ «умника с кулаками». Возможно, поэтому последующая «джек-райаниана» была заморожена более чем на десятилетие. Когда же, наконец, на экраны вышла картина «Джек Райан: Теория хаоса» (2013) с Крисом Пайном, она была поставлена не по конкретной книге мэтра технотриллера, а лишь по модернизированным персонажам Клэнси. Сценаристы сами выдумали все московские приключения Джека и его борьбу с олигархом-алкоголиком Черевиным, решившим (по заданию правительства) «отомстить за Русь-матушку»: обрушить доллар, взорвать Уолл-стрит и погрузить Америку в новую Великую Депрессию. Если кто помнит, роль Черевина сыграл постановщик нескольких экранизаций Шекспира Кеннет Брана. Он же выступил и в качестве режиссера «Теории хаоса».
Крис Пайн в роли Джека Райана
Не знаю, успел ли Клэнси посмотреть смонтированный фильм со всеми его сюжетными несуразностями и «клюквой» (заметной, думаю, не только российскими зрителями). Но если успел, то эта «недоэкранизация» вполне могла бы стать одной из причин скоропостижной кончины писателя. Красавчик Крис Пайн оказался еще худшим Райаном, чем Эффлек, а сборы — еще менее впечатляющими: картина не провалилась лишь благодаря зарубежному прокату.
Бен Эффлек в роли Джека Райана
На этом печальном фоне проект канала Amazon Video, который вернулся к Джеку Райану через считанные годы после бесславной премьеры «Теории хаоса», выглядел, на первый взгляд, безумством храбрых. Однако у продюсеров были свои резоны. Прежде всего, они сделали ставку на опыт сценариста: все-таки Карлтон Кьюз работал с Дж. Дж. Абрамсом над сериалом «Остаться в живых», а еще раньше писал сценарии для культового «Детектива Нэша Бриджеса». Кьюз и его соавтор Грэм Роланд, конечно, сами выстроили основную сюжетную линию, но кое-какие мотивы все-таки взяли у Клэнси (писавшего о террористах с Ближнего Востока еще до 11 сентября 2001 года). Перенеся молодого Джека в современность, авторы учли также успех сериала «Родина», где враги Америки не были клишированными злодеями и безумными фанатиками: некоторых из них подтолкнули к джихаду не столько вера, сколько непростые жизненные перипетии. Главный антигерой из нового сериала — именно таков: во многом им движут личные мотивы. В продуманную мстительность Сулеймана веришь куда больше, чем в пьяный надрыв Черевина из «Теории хаоса». Антагонист Джека, конечно, безжалостный убийца, но он еще и неглупый человек, опытный стратег и знаток человеческой психологии. Потому-то вплоть до финала сезона антигерой оказывается чуть-чуть впереди своих преследователей. Однако Джек Райан следует за ним по пятам: по сценарию, наш герой знает Сулеймана в лицо и в самую важную минуту последнего эпизода они встретятся…
Джек Райан в исполнении улыбчивого лопоухого Джона Красински — мягко говоря, не красавец. Он кажется нескладным, обладает внешностью университетского «ботаника» и в штатском смотрится куда лучше, чем в камуфляже. Но в нем есть то, чего не хватало большинству предыдущих Джеков: сочетания интеллигентской рефлексии и твердости, с какой он отстаивает свои суждения. Он не боится спорить с начальством, а при встрече главного героя с противником боевой опыт морпеха помогает ему защищать свои убеждения не только на словах. Среди актеров, занятых в сериале, нет суперзвезд; это позволило создателям «Джека Райана» сэкономить на гонорарах и побольше денег вложить в спецэффекты: тут они сделаны на уровне добротного полнометражного кино.
Работа сценаристов хороша, хотя и не идеальна. Сценаристы, например, заранее делают невесту Джека Кэти Мюллер (Эбби Корниш) эпидемиологом, специалистом по лихорадке Эбола, и в этом даже те, кто не читал «Слово президента» Клэнси, легко могут углядеть спойлер. Среди нескольких переплетающихся сюжетных линий одна (по крайней мере пока) ведет в никуда. В двух-трех местах авторы заспешили и не смогли хорошенько свести концы с концами, а финальный просчет злодея выглядит, мягко говоря, не очень правдоподобным (уж такой человек, как Сулейман, при подготовке своей супердиверсии наверняка продумал бы «план Б»). Впрочем, сюжет развивается так динамично, что зритель проскакивает некоторые спорные моменты на высокой скорости, не успевая заметить авторских просчетов. Если что и настораживает всерьез, так это концовка: начальник Джека в качестве поощрения получает перевод в московскую резидентуру. Это значит, что во втором сезоне заглавный герой тоже может, вслед за бывшим шефом, отправиться в российскую столицу — туда, где персонаж уже побывал в «Теории хаоса». И если такое все-таки случится, очень надеюсь, что главным противником Райана будет здесь некто поправдоподобней безжалостного олигарха с циррозом печени, татуировками куполов на плечах и шекспировской мукой в глазах…