Сериалы-XXI. Божье наказание

Сериалы-XXI. Божье наказание
Творец / кадр из сериала

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по разным причинам остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

Чудотворцы (Miracle Workers). США, 2019.

Жанр: фантастическая комедия.

Кто придумал: Саймон Рич.

Кто участвует: Дэниэл Рэдклифф (киносериал о Гарри Поттере, «Рога», сериал «Записки юного врача»), Джеральдин Висванатхан («Прибор», «Вся дурь напоказ»), Каран Сони («Дедпул», «Офисный беспредел»), Джон Басс (сериалы «Успех в Голливуде, Флорида», «Служба новостей»), Саша Компере (сериалы  «Однокурсники», «Грезы»), Стив Бушеми («Мир призраков», «Армагеддон», «Отчаянный», сериал «Подпольная империя»), Лолли Адефоп (сериалы «Плебеи», «По болезни»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 9 из 10.

Как выглядит Тот Свет? Райский сад, где гуляют животные невиданной красы? Адские котлы? Банька с пауками? В сериале, придуманном Саймоном Ричем, зрителям явлен «бюрократический» вариант потустороннего мира. Есть ли там ад, нам не объяснят, а рай оказывается безразмерной многоэтажной компанией Heaven Inc., управляемой Богом (Стив Бушеми) — самым неэффективным менеджером из всех возможных. То есть когда-то он фонтанировал идеями, проектируя пустыни и полюса, наделяя (интереса ради) людей свободой воли и выдумывая невероятных животных типа жирафов. Но к моменту, когда разворачивается наш сюжет, Земля наскучила Всевышнему, и он сочиняет новый проект. А что сделать со старым? Да взорвать на фиг — и вся недолга.

Главные герои сериала, Крейг (Дэниэл Рэдклифф) и Элис (Джеральдин Висванатхан) — ангелы самого низкого ранга. Они работают глубоко в подвале особняка Heaven Inc., в заштатном отделе ответов на молитвы. Крейг трудится здесь чуть ли не с начала времен, и знает, что его ранг не позволяет прыгать выше головы и заноситься в гибельные выси. По этой причине герой увлечен «теорией малых дел» и берет в работу лишь самые мелкие людские просьбы, которые ему точно по силам (к примеру, помогает отыскать потерянные ключи или перчатки). А вот девушке-ангелу Элис, только что назначенной в отдел Крейга, хочется каких-то масштабных деяний. Помогать — так по-крупному…

Те зрители, которые вообще не терпят подсказок и даже завязку (первый эпизод) предпочитают отслеживать самостоятельно, могут пропустить этот абзац. Прочих же кратко введем в курс дела. Итак, активность Элис всем выходит боком. Из-за нее Всевышний укрепляется в своих намерениях раздолбать Землю, и теперь спасти наш мир может лишь пари, которое героиня вынуждена заключить с Творцом Всего Сущего. Если в течение двух недель два жителя Земли, Сэм (Джон Басс) и Лора (Саша Компере), поцелуются, мир спасен. Если же нет, то конец света неминуем. Казалось бы, начальные условия пари неплохи: Сэм и так заглядывается на Лору, а Лора симпатизирует Сэму. Но оба персонажа — столь закомплексованные лузеры, что заставить их проявить публично взаимную приязнь адски сложно. А между тем часики Судного Дня угрожающе тикают, срок тает, и сотрудники Heaven Inc., не веря в благополучный исход дела, уже встают в очередь за выходным пособием и присматривают себе работенку в иных Вселенных…

ОНИ ЕЩЕ МОГУТ СПАСТИ ЗЕМЛЮ
Они еще могут спасти Землю

Итак, жанр ясен. Отвязными шуточками на тему Небесной Канцелярии зрителей давно не удивишь, а по части изящных кощунств никому и поныне не угнаться за знаменитой «Догмой» Кевина Смита, где всё сущее едва не обратилось в прах из-за неумеренной страсти Творца к игре в домино. И уж тем более не выглядит оригинальной идея о том, что, по стечению обстоятельств, спасением мира вынуждены заниматься неудачники (некоторым из них даже не дано понять, ЧТО на кону). Впрочем, упомянутый сюжетный ход всегда кстати. Персонажи типа Джеймса Бонда и Супермена, конечно, круты, однако наблюдать за Иванушкой-дурачком и ришаровским Высоким Блондином бывает интереснее: для супергероя финальная победа — норма, а для бедолаги — чудо.

У сценариста Саймона Рича с фантазией всё в порядке. Отдельные сюжетные повороты «Чудотворцев» непредсказуемы и по степени веселого абсурда почти догоняют упомянутую «Догму». Некоторые бытовые детали Heaven Inc., явленные зрителю почти мимоходом, тоже замечательны (чего стоят попытки стащить у Бога пару зонтиков для коктейлей или безрадостная картинка из жизни Отдела Насекомых, который старается научиться командовать жуками). Удачно подобраны актеры второго плана — Джон Басс в роли мечтательного идиота и Каран Сони в роли исполнительного директора корпорации (а проще говоря, ангела на побегушках у Создателя). И все же два главных столпа, которые по-настоящему подпирают «Чудотворцев» и не дают проекту развалиться, заставляя нас следить за происходящим на экране, — это Крейг и Бог. То бишь Рэдклифф и Бушеми.

Все те годы, пока Голливуд продолжал выстреливать фильмами из цикла о Гарри Поттере, любители кино гадали: сможет ли исполнитель главной роли по окончании кинофраншизы продолжить карьеру актера или образ мальчика-со-шрамом останется его единственным достижением. Похоже, сам Дэниэл Рэдклифф тоже задавался этим вопросом, поскольку в дальнейшем старался выбирать проекты, где можно было уйти от Гарри как можно дальше. Порой актер был к себе особенно безжалостен и соглашался на жутких персонажей вроде пукающего мертвеца в фильме «Человек — швейцарский нож». Но его Аллен Гинсберг в гей-драме «Убей своих любимых» или Игорь в «Викторе Франкенштейне» вполне убедили зрителей в разнообразии творческой палитры актера.

Думаю, что российским зрителям особенно приглянулся alter ego молодого Михаила Булгакова в английском мини-сериале «Записки юного врача», вполне аутентичном литературному первоисточнику. В «Чудотворцах» герой Рэдклиффа столь же хорош и ничуть не схематичен: этот молодой старичок одновременно и нелеп, и жалок, и героичен, и застенчив, и влюблен, и самоотвержен — и вся эта противоречивая амальгама вполне органична и убедительна, без скидок на фантастически-комедийный жанр.

Образ Бога у Стива Бушеми также многогранен. Десятилетиями этот актер считался королем эпизода — и в знаменитых авторских лентах Квентина Тарантино, братьев Коэнов и Роберта Родригеса, и в блокбастерах Майкла Бэя и Саймона Уэста, и в дурашливых комедиях с участием Адама Сэндлера и Роба Шнайдера. Хотя уже после «Призрачного мира» Терри Цвигоффа стало ясно, что Бушеми способен на большее, чем быстрый промельк на экране, своей бенефисной роли в сериале «Подпольная империя» (где Бушеми перевоплотился в Наки Томпсона, мафиозного босса времен «сухого закона») актер дождался, только когда ему перевалило за пятьдесят.

В «Чудотворцах» Создатель сверкает и переливается десятками граней характера. В этом персонаже как-то уживаются милый эгоизм большого ребенка, капризность начальника-идиота и хищная мстительность крупного мафиози (образ Наки Томпсона очень пригодился). Ни подчиненные Творца, ни зрители понятия не имеют, как он проявит себя в следующую минуту. Да и сам герой, кажется, не знает, каким он будет через несколько секунд — щедрым или скупым, проницательным или тупым, великодушным или жестоким до крайности…

Разумеется, любой сказочной истории нужен счастливый финал — более или менее. Не откроем большой тайны: будет он и здесь, причем все персонажи так или иначе окажутся к нему причастны. Но только благодаря героям Рэдклиффа и Бушеми зритель никогда не догадается, каким именно путем эта история придет к своему хэппи-энду.