Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.
Домой засветло (Home Before Darc). США, 2020.
Жанр: детектив, криминальная драма.
Кто придумал: Дана Фокс, Дара Резник.
Кто участвует: Джим Стерджесс («Облачный атлас», «Двадцать одно»), Бруклин Принс («Проект Флорида», «Няня»), Эбби Миллер (сериалы «Вероника Марс», «Частная практика»), Кайли Роджерс («Чудеса с небес», «Призрачная красота»), Майкл Уэстон («Патология», «Женюсь на первой встречной», сериал «Гудини и Дойл»), Джоэль Картер (сериалы «Правосудие», «Правосудие Чикаго»), Азиза Скотт (сериалы «Убийство первой степени», «Фостеры»), Луис Хертэм («Бойся», сериал «Мыслить как преступник»), Адриан Хью («Двойная жизнь Чарли Сан-Клауда», «Восстание планеты обезьян»), Рид Бирни («Подмена», «Доброе утро»), Майкл Грейес (сериалы «Тысячелетие», «Святые и чужие»), Шэрон Лоуренс (сериалы «Просто я люблю тебя по-своему», «Холм одного дерева»).
Продолжительность: 1 сезон.
Мой рейтинг: 9 из 10.
Главную героиню сериала зовут Хильда Лиско (Бруклин Принс). Ей 9 лет. Отец девочки — журналист Мэттью Лиско (Джим Стерджесс). После того, как Мэттью увольняют из нью-йоркской газеты, он вместе с женой Бриджет (Эбби Миллер) и тремя дочерьми (у Хильды две сестры — старшая и младшая) переезжает в городок Эри-Харбор, где провел детство. Лиско-старший не рад возвращению в Эри-Харбор: три с лишним десятилетия назад, еще мальчиком, герой стал свидетелем похищения его лучшего друга Ричи Файфа. Хотя тело Ричи так и не было найдено, местный житель Сэм Гиллис (Майкл Грейес) и поныне отбывает пожизненный срок за похищение и предполагаемое убийство.
Мэттью пытается занять свободное время написанием романа, но работа идет туго: нет настроения, непонятны перспективы, герой скучает по своей журналистской работе — ему на прежнем месте так и не дали завершить расследование. В семье зреет конфликт. Хильда чувствует настроение отца и пытается как-то расшевелить его, помочь ему преодолеть кризис. Для этого девочка начинает самостоятельное расследование того самого давнего происшествия — и тут же сталкивается с недоброжелательством горожан. Никто не хочет ворошить прошлое, возвращаться к этому делу — ни шериф Фрэнк Бриггс (Луис Хертэм), ни его сын-полицейский Фрэнк Бриггс-младший (Майкл Уэстон), ни директор школы Ким Коллинс (Джоэль Картер), ни прочие жители городка, включая мэра Эри-Харбора Джека Файфа (Адриан Хью), отца пропавшего мальчика. И когда Хильда решает публиковать результаты своих изысканий в собственной интернет-газете, у семьи Лиско начинаются неприятности. Из-за этого девочка еще больше склоняется к мысли, что Сэм Гиллис невиновен и преступник — кто-то другой. Довольно быстро в распоряжении Хильды оказывается улика, которую не обнародовал шериф, — случайно или намеренно.
Главная беда Хильды — юный возраст, из-за которого никто не принимает ее всерьез. Но он же является и бонусом: маленькая девчонка может пролезть куда угодно, и даже если она при этом что-то нарушит, привлечь ее пока нельзя. Когда отец Хильды в Нью-Йорке был криминальным репортером, он часто брал дочку с собой на места происшествий (ребенка не с кем было оставить), поэтому навыки журналиста-расследователя девочка приобрела чуть ли не с пятилетнего возраста. И да, она вундеркинд. Ее бонусы — отличная зрительная память, умение подмечать мелочи (на которые взрослые часто не обращают внимания) и, главное, способность делать выводы на основании увиденного. Хильда тридцать шесть раз посмотрела фильм «Вся президентская рать» об «уотергейтском деле» и старается подражать Бобу Вудворду и Карлу Бернстайну. Свое кредо девочка четко формулирует в самом начале сериала: «Я должна знать правду. Поскольку я ребенок, люди постоянно меня обманывают. Поэтому я научилась видеть вещи в их истинном свете».
Сам по себе сюжетный фон (маленький городок, давнее преступление, многочисленные «скелеты в шкафах» у горожан и так далее) и для игрового кино, и тем более для сериалов не слишком оригинален. Другое дело — фигура сыщика. Мы привыкли, когда журналист, или частный детектив, или амбициозный сотрудник полиции — взрослый человек, но вот чтобы расследованием руководил ребенок, к тому же девочка — это нетривиальный ход.
Да, да, конечно, расследованиями занимался еще Том Сойер (у Марка Твена была даже отдельная повесть «Том Сойер — сыщик»), с 1930 года в США набирают популярность приключения юной Нэнси Дрю, а в европейской детской литературе любительским сыском занимаются многие подростки: и Калле Блюмквист (герой Астрид Линдгрен) в Швеции, и герои повести «Лошадь без головы» (автор — Поль Берна) во Франции, и школьник Вася Куролесов (автор — Юрий Коваль) в СССР, и сотни других персонажей подобного свойства. У большинства из них сыск начинается с игры, и почти всегда взрослые поначалу отказываются верить в правоту детей, а в конце вынуждены признать свои ошибки. Но все же Нэнси Дрю достигла совершеннолетия, а прочие герои были тинейджерами. Сыщица девяти лет от роду — это кажется перебором. Однако…
Однако история Хильды Лиско — в отличие от историй Тома, Калле, Васи и других, — представьте, не выдумана! Дана Фокс и Дара Резник писали сценарий на основе вполне реального журналистского расследования девятилетней Хильды Лисяк (Hilde Kate Lysiak), которая переехала с отцом-журналистом из Нью-Йорка в городок Силингсгроув, штат Пенсильвания. Она действительно выпускала собственную газету Orange Street News и взаправду раскопала кое-что важное, продвинув расследование убийства. Случилось это в 2016 году, и вскоре компания Apple TV+ купила право на экранизацию.
В сериале много достойных актерских работ, но даже на общем фоне игра юной Бруклин Принс выделяется исключительной достоверностью. Хильда не страдает от того, что ей всего девять. Она не вписывается в типаж «ребенок как маленький сердитый взрослый» (по примеру Греты Тунберг). Да, мир больших людей кажется ей заторможенным, неповоротливым, не слишком честным и часто довольно лицемерным. Формула «Домой засветло» (условие, которое родители ставят детям, гуляющим на улице) выглядит для героини чересчур суровой, поскольку именно ночью происходит много всего важного и интересного. Однако Хильда умна и понимает, что мир вокруг — не игрушка, которую можно разломать и выбросить; в нем приходится существовать. Другое дело, что нельзя приноравливаться к нему, играть по тем правилам, которые перпендикулярны здравому смыслу. «Здесь все всё скрывают, — упрямо говорит Хильда отцу. — Я не собираюсь притворяться милой, даже не проси». Несмотря на враждебность и противодействие, героиня продолжает гнуть свою линию, надеясь, что однажды удастся одержать победу…
Это и случается к финалу десятого, заключительного, эпизода сериала. Кажется, что сюжет исчерпался, но нет. Авторам жаль бросать Хильду, поэтому концовка первого сезона — умелый, не оскорбительный для зрителя задел на второй сезон. Одни загадки разгаданы, появились другие. Девочке и ее папе (которого она берет в помощники) есть чем заняться. Последует ли продолжение, пока не известно. Хотелось бы.