Сериалы-XXI. Иного нет у нас пути

Сериалы-XXI. Иного нет у нас пути

В 2019 году вышли две полнометражных ленты, которые надо обозревать именно в сериальной рубрике. В прошлом выпуске рассказывалось о фильме «Дедвуд» — своеобразном послесловии к знаменитому сериалу, а в этот раз речь пойдет о фильме-продолжении культового сериала «Во все тяжкие».

 

Путь. Во все тяжкие. Фильм (El Camino: A Breaking Bad Movie). США, 2019.

Жанр: криминальная драма с элементами мелодрамы и боевика.

Кто придумал: Винс Гиллиган.

Кто режиссер: Винс Гиллиган.

Кто участвует: Аарон Пол (сериалы «Путь», «Говорящая с призраками», «Вероника Марс»), Джесси Племонс («Сделано в Америке», «Типа крутой охранник»), Роберт Форстер («Джеки Браун», «Малхолланд Драйв»), Скотт Шеперд («Шпионский мост», сериал «Молодой папа»), Скотт Макартур (сериалы «Странный город», «Медиум»), Брайан Крэнстон («Операция «Арго», «Джон Картер», «Трамбо»), Джонатан Бэнкс («Корпорация «Бессмертие», сериалы «Шпионка», «Акула»).

Мой рейтинг: 7 из 10.

Сериал Винса Гиллигана «Во все тяжкие» (Breaking Bad) считается одним из лучших. Учитель химии Уолтер Уайт (Брайан Крэнстон), узнав, что жить ему недолго и после его смерти жена, сын-инвалид и еще один, новорожденный, ребенок останутся без средств к существованию, решает напоследок заняться криминальным бизнесом — изготовлять синтетический наркотик. Постепенно тихий интеллигент становится матерым драгдилером, с которым трудно сладить даже крупным воротилам преступного мира. В этом превращении загнанного в угол кролика в тигра — основная фишка сериала.

С точки зрения и драматургии, и кастинга сериал был сделан высокопрофессионально. В первом эпизоде герою удавалось уцелеть, но дальше одна проблема цеплялась за другую, ситуация то и дело выходила из-под контроля. Главный герой все время был на грани нервного срыва, на волосок от провала, на миллиметр от гибели… Пять сезонов пролетели стремительно. Винс Гиллиган и его команда умело подогревали интерес к происходящему на экране, не позволяя героям расслабиться, и смогли остановиться в тот момент, когда история завершилась естественным образом. Для канала АМС «Во все тяжкие» стал одним из самых рейтинговых сериалов. Последний эпизод, показанный в сентябре 2013 года, посмотрели рекордное количество зрителей — 10,3 миллиона.

Сюжет Breaking Bad закончился, Уайт погиб, но сам мир, возникший в этом сериале, бросать было жалко — не только по соображениям коммерции, но и по причинам романтически-ностальгическим. Понятно, что любая история, даже очень удачная, конечна, однако нет ничего зазорного в появлении новой истории, которая частично пересекалась с первой. Так возник сериал, главным героем которого стал адвокат Сол Гудман. У драматического шоу «Лучше звоните Солу» и поныне рейтинг неплохой, но поскольку это приквел «Во все тяжкие», ясно, что ни Уолтера Уайта, ни тем более его молодого напарника Джесси Пинкмана (Аарон Пол) там быть не может. Расстаться с Джесси зрителю было особенно обидно. Если жизнь и ужасные приключения учителя химии, ставшего самым крутым наркобароном штата Нью-Мексико, исчерпалась до донышка, то линия Пинкмана все-таки не была доведена до самого-самого конца. В финале заключительного сезона герой, освобожденный из плена банды неонацистов, уезжал вдаль на машине Chevrolet El Camino, и что дальше, было покрыто мраком…

 

СО СВОИМ ТЮРЕМЩИКОМ ТОДДОМ

 

Работа над полнометражным фильмом, рассказывающем о Пинкмане, началась в 2018 году — то есть в год десятилетия Breaking Bad. Продлилась она несколько месяцев. Понимая, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку, Винс Гиллиган все же взялся за сценарий и за постановку — к радости поклонников проекта. Да, линия Пинкмана могла бы остаться и открытой (уехал и уехал), но и в определенности его судьбы тоже не было ничего, что противоречило бы принципам «главного» сериала. К тому же шестимиллионный бюджет для двухчасового фильма — это по меркам студии Netflix не такие уж большие деньги.

Мы застаем Джесси сразу после бегства из логова неонацистов. Благодаря хитрому плану Уайта вся банда уничтожена, зато теперь Пинкмана ищет полиция. В прологе возникает небольшой флэшбэк — разговор нашего героя с Майклом Эрмантраутом (Джонатан Бэнкс), который советует Джесси в будущем начать новую жизнь на Аляске. Мысль застревает в мозгу героя, и он хочет осуществить этот план. Но где взять деньги на новые документы? Пока он остается Пинкманом, покоя ему не будет. Значит, надо что-то предпринять…

Композиционно фильм довольно незамысловат: «сегодняшние» главы чередуются с флэшбэками, из которых мы узнаем (по большей части) о подробностях пребывания Джесси в плену. Чего-то особенно душераздирающего в этих сценах нет. Прессинг, которому подвергается наш герой, — скорее психологического свойства. Он находится в такой депрессии, что даже заполучив пистолет, отдает его обратно своему тюремщику. Психологически это точно, хотя с точки зрения жанра боевика подавленный, плачущий, буквально «распадающийся на части» герой не очень перспективен. Чтобы уцелеть, он должен придумать план действий и собраться — этому и посвящены «сегодняшние» сцены.

Хотя создатели фильма пообещали, что он будет интересен даже тем, кто не видел сериала, они слукавили: без основного сюжета в бэкграунде картина вызвала бы у зрителя-новичка слишком много вопросов, на которые нет ответов. Зато уж те, кто был в курсе всей прежней интриги и давно ждал такого фильма, получили желаемое. О появлении на экране Майкла Эрмантраута уже было сказано. А в дальнейшем мы найдем в картине и других персонажей, памятных по сериалу. Среди них дружки Джесси Тощий Пит (Чарльз Бэйкер) и Барсук (Мэтти Джонс), родители Джесси — мистер и миссис Пинкман (Майкл Бофшевер и Тесс Харпер) и улыбчивый убийца Тодд (Джесси Племонс). Ближе к финалу появляется — во флэшбэке — и сам Уолтер Уайт. Особого сюжетного смысла в сцене нет, она — просто подарок всем тем, кто соскучился по Брайану Крэнстону в знакомой роли.

Недостатков у фильма два. Первый, который бросается в глаза, — просчеты гримеров и операторов. За минувшие шесть лет актер Джесси Племонс заметно округлился, и его визуальный образ во флэшбэке надо было любыми ухищрениями возвращать к прежнему состоянию (а этим никто не озаботился). Да и упитанный Аарон Пол не слишком похож на человека, которого кормили не лучшим образом и держали в клетке и на цепи. За второй просчет ответственность несет уже сам Винс Гиллиган. Вся середина фильма — отличная, энергичная, динамичная, напряженная, с хорошими сценами action. Но то занудство, что творится вначале и отчасти в финале, не может не вызвать нареканий. Впрочем, кто бросит камень в «сериальщика», который дорвался до двухчасового формата и расслабился?

Немного о названии. По-хорошему, не следовало переводить на русский испанское слово El Camino, так как имеется в виду именно марка автомобиля, а вовсе не какой-то «путь» вообще. Однако с точки зрения маркетинга это имеет некоторый смысл, поскольку возникает ассоциация с названием недавно завершенного американского сериала «Путь» (The Path, 2016 — 2018), где главную роль сыграл тот же Аарон Пол. Правда, его персонаж Эдди Лэйн ну ничем не похож на Джесси Пинкмана. Кроме внешности, разумеется.