Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.
Космические войска (Space Force). США, 2020.
Жанр: комедия.
Кто придумал: Стив Карелл, Грег Дэниелс.
Кто участвует: Стив Карелл («Сорокалетний девственник», сериал «Офис»), Бен Шварц (сериалы «Обитель лжи», «Парки и зоны отдыха»), Джон Малкович («Воздушная тюрьма», «Опасные связи»), Диана Сильверс («Ма», «Стекло»), Лиза Кудроу (сериалы «Друзья», «Интернет-терапия»), Джимми О. Ян («День патриота», сериал «Трудности ассимиляции»), Тоуни Ньюсом (сериалы «Две девицы на мели», «Пожарные Чикаго»), Ноа Эммерих («Шоу Трумана», сериал «Шпион»), Джейн Линч (сериалы «Лузеры», «Юристы Бостона»).
Продолжительность: 1 сезон.
Мой рейтинг: 7 из 10.
«Трехзвездочный» американский генерал Марк Нэйрд (Стив Карелл) получает, наконец, долгожданную четвертую звезду на погоны, а вместе с ней новое назначение: второй человек в военно-воздушных силах становится первым в новом ведомстве — космических войсках. Закадровый президент США очень хочет еще раз доказать «лунный» приоритет страны, а потому поручает Нэйрду за короткий срок подготовить новую, теперь уже массовую, высадку на спутник Земли — вкупе с построением на Луне военной базы.
У главного героя — богатый летный опыт, в том числе и в боевых условиях (по ходу сюжета он расскажет о своих приключениях после того, как его сбили в Боснии), но про космос и прочую науку он мало что знает. Поэтому ему в помощь назначены научные консультанты — доктор Эдриан Мэлори (Джон Малкович), его заместитель, доктор Чан Кайфанг (Джимми О. Ян), и целая группа специалистов. А поскольку всякий проект — это еще и шоу, пиаром занимается вертлявый и неугомонный Тони Скарапидуччи (Бен Шварц). Получив от Конгресса необходимое финансирование, наш герой отважно приступает к делу…
Создателей «Космических войск» особо представлять не требуется: Грегу Дэниелсу обязана своим существованием американская версия британского комедийного сериала «Офис», а Стив Карелл сыграл главную роль — босса Майкла Скотта, деятельного идиота, который постоянно хочет всем блага, а получается — как всегда. Американский «Офис» выходил в 2005–2013 годах и был закрыт, исчерпав свой комедийный потенциал. Судя по всему, Дэниелс и Карелл решили войти второй раз в ту же реку, но на новых условиях: главный герой, во многом похожий на Скотта, теперь обзавелся генеральским чином. Его цели стали глобальнее, задачи — амбициознее, а основными мишенями политической сатиры стали не только человеческие пороки вообще (тупость, некомпетентность, милитаризм и карьеризм), но и конкретные представители американского истэблишмента, включая главу государства.
У сценария «Космических войск» немало очевидных достоинств: авторы с большим удовольствием издеваются над высшими чиновниками. В галерее образов особо выделяются глава военно-воздушных сил, самовлюбленный солдафон Кик Грабастон (Ноа Эммерих) и министр обороны Джон Блэндсмит (Дэн Баккедаль) с повадками мелкого прохиндея. Сам президент остается за кадром, отдавая приказы через Твиттер и вымещая на подчиненных — в том числе и генерале Нэйрде — дурное настроение. А с чего ему быть хорошим? Как обычно, власть требует от ученых одно, дядьки с научными степенями занимаются чем-то другим, а итогом становится нечто третье, непредсказуемое и с неожиданными последствиями. В первом же эпизоде, например, зритель наблюдает за попытками уговорить (с Земли и при помощи телеметрии) упрямого дрессированного шимпанзе надеть скафандр, взять дрель, выйти в открытый космос и устранить неисправность. Вы спросите, почему шимпанзе? Потому что (спойлер!) мирного пса — второго обитателя мини-станции — примат сожрал…
Десять эпизодов комедийного шоу собирают коллекцию разнообразных форс-мажоров, от техногенных катастроф до вредительства, от маневров на Земле до космической войны, и если задуманный проект и не улетает куда-нибудь в тартарары, то чаще всего не благодаря осмысленным действиям героев, а, напротив, вопреки им. «Я могу быть гибким, если прикажут», — обещает главный герой после назначения, но исполнить свое обещание ему непросто. Тем более, что и семейная его жизнь — давно в руинах: жена генерала, Мэгги (Лиза Кудроу), отбывает пожизненный срок в тюрьме (зритель так и не узнает, ЧТО она такого натворила), а юная дочь Эрин (Диана Сильверс) отбилась от рук и в первых эпизодах не без удовольствия принимает ухаживания «штатного» русского шпиона Юрия, который даже и не скрывает, что деньги ему платит Путин. (Кстати, роль Юрия сыграл ныне живущий в Лос-Анджелесе наш соотечественник Алексей Воробьев, который еще недавно записывал агитролики — с нападками на Алексея Навального и в поддержку российской власти).
«Космические войска», как видим, обладают множеством достоинств: впечатляющий кастинг, острота политической сатиры, сюжетные «клиффхэнгеры» (когда события эпизода могут внезапно двинуться в неожиданном направлении) и минимум политкорректности. По сути, у этого телепроекта один-единственный минус, хотя и довольно существенный для комедии. Сериал, увы, несмешной. Это признают едва ли не все рецензенты: даже те, которые относятся к детищу Дэниелса и Карелла с симпатией. И если в первых двух эпизодах (включая уже упомянутый, про космического шимпанзе) юмор еще теплится, то позже он пропадает напрочь. Редкие гэги можно буквально пересчитать по пальцам.
Проблема не в отсутствии чувства юмора у команды сценаристов. Беда в том, что те так и не смогли по-настоящему разобраться с главным героем сериала. Временами «космический» генерал Нэйрд выглядит почти таким же самодовольным непреклонным болваном, как и в «Офисе»: персонаж Карелла отчаянно тупит, хмурит брови, бессмысленно округляя глаза; лишь усилия доктора Мэлори спасают ситуацию от коллапса. Но порой сценаристы вдруг «включают» другую концепцию — и тогда чурбан-служака превращаются в хорошего, очень неглупого и несчастного человека, который просто оказался не на своем месте. Из-за этих постоянных кульбитов зритель все время сомневается, не понимая, КАК же сами авторы сейчас относятся к герою: любят? не любят? плюнут? к сердцу прижмут? Кто он — «винтик» Системы или камешек в ее жерновах? Заклеймить его или посочувствовать?
Создатели сериала, похоже, сами толком не знают ответа на главный вопрос. Им явно хотелось и то, и то, и в результате у них получалось ни то, ни се. Лишь под конец сезона в сценарной команде романтики, кажется, берут верх над сатириками, и тогда дурачок-в-погонах, на две трети состоящий из Устава, превращается в Главного Положительного Героя — Надежду Человечества. Удивившись метаморфозе, авторы завершают последний эпизод чуть ли не на полуслове. Если Netflix продлит шоу на второй сезон, то оно, скорее всего, из формально-комического превратится в фактически-драматическое. Впрочем, рейтинг не впечатляет. И это позволяет надеяться, что мучения сценаристов закончатся сами собой.