Сериалы-XXI. Кто заплатит, тот спасен

Сериалы-XXI. Кто заплатит, тот спасен

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

 

Линия жизни (Lifeline). США, 2017.

Жанр: фантастический детектив.

Кто придумал: Бенджамин Фрайбургер, Грант Уилер.

Кто участвует: Зак Гилфорд (сериалы «Огни ночной пятницы», «Без координат»), Сидни Парк (сериалы «Красавцы», «Ходячие мертвецы»),  Усман Элли (сериалы «68 Виски», «Библиотекари»), Линден Эшби («Смертельная битва», «Последний поворот»), Аманда Крю («Двойная жизнь Чарли Сан-Клауда», «Повторяющие реальность»),  Лилан Боуден (сериалы «Адам портит все», «Жизнь в деталях»), Санкриш Бала (сериалы «Кремниевая долина», «Бесстыжие»), Расселл Чарльз Питтс (сериалы «Частный детектив Магнум», «Гимнастки»), Винсент Венреска  («В поисках Лолы», сериал «Человек-невидимка»), Кристиан Клеменсон (сериалы «Юристы Бостона»,  «Манхэттен»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 7 из 10.

 

Когда в страховое агентство «Линия жизни» приходит очередной клиент, ему показывают рекламный ролик с Дуэйном «Скалой» Джонсоном. Актер вовсю хвалит услуги агентства. Клиент впечатлен. Он подписывает договор, и ему в руку вживляют чип. Отныне его жизнь будет под присмотром: чуть какая-нибудь угроза, появится агент и спасет.  Клиенты не знают одного обстоятельства. Появиться вовремя агентам помогает информация из будущего. Как только в «Линии жизни» становится известно, что через 33 дня клиент будет мертв, руководитель компании Натан (Усман Элли) отправляет сотрудника в грядущее, и тот, появившись за пару минут до трагедии, ее предотвращает.

Главный герой сериала Коннер Хукс (Зак Гилфорд) — один из самых опытных агентов «Линии жизни». Ему по плечу любая нештатная ситуация, но однажды, когда надо спасти собственную жену Хэйли (Аманда Крю), герой запаздывает на пару секунд. Женщина погибает, а попутно гибнет еще и парковщик, отец маленькой Норы (ее, чуть подросшую, играет Сидни Парк). Всё это происходит в первом эпизоде. Отныне у совестливого Коннера будет две личных миссии, не связанных с интересами его работодателей. Первая — следить за тем, чтобы жизни Норы ничто не угрожало. Вторая — найти убийцу Хэйли. И если для осуществления первой из своих миссий, герой будет использовать технические возможности «Линии жизни», то в качестве мстителя Коннер начнет действовать по старинке, с пистолетом наголо, как персонаж самого обычного триллера…

Когда в конце ХХ века Герберт Уэллс придумал машину времени, писатель едва ли подозревал, что открывает новое направление в фантастической литературе (а позже и кино). Путешественник в романе Уэллса отправлялся в иные времена с единственной целью — получить информацию. Последователи Уэллса очень скоро сообразили, что человек, наделенный знанием о том, что еще не случится, может предотвратить нечто плохое. Правда, в этом случае ткани времени будет нанесет урон, порвутся многие причинно-следственные связи, и из-за бабочки, раздавленной в мезозое, изменится политический строй в США (это уже Рэй Брэдбери). Чтобы как-то обойти опасное влияние будущего на прошлое (Джон Уиндем назвал этот парадокс «хроноклазм»), фантасты придумали много разных фокусов. Например, человек, меняющий ход событий, создает просто новую «ветку» реальности, а в прежней, «параллельной», события идут своим чередом. В «Линии жизни» Натан разрешает своим сотрудникам перемещаться только вперед во времени: мол, то, что уже случилось, случилось, и этого не поправишь. Но глава страхового агентства знает, что путешествия назад по оси времени тоже возможны. Просто стоят недешево…

Сериал Бенджамина Фрайбургера и Гранта Уилера будет интересен, прежде всего, тем, кого увлекает сама идея путешествий во времени. Возможность «переиграть» одно и то же событие, «переписать» историю набело — что может быть заманчивее? В сериале мы не раз увидим два варианта развития событий: один (не исправленный) — пессимистический,  второй (после появления агента) — оптимистический. Молодую женщину должно было раздавить кабиной лифта, но ее успевают вытащить. Мужчину мог сбить автобус, но агент вовремя оттолкнул растяпу. Девушка могла упасть с крыши, но… И так далее.

Если внимательно присмотреться к капсуле, с помощью которой герои совершают свои перемещения, картинка окажется знакомой. Скорее всего, художники-постановщики смотрели наш фильм «Иван Васильевич меняет профессию» и не без пользы для себя изучали видеоряд фильма «Солярис» — имею в виду не вошедшую в окончательный вариант сцену в «зеркальной комнате» (художник — Михаил Ромадин). Деформация зеркальных плоскостей и вкупе с множащимися, уходящими в дурную бесконечность отражениями путешественника — удачно найденный авторами визуальный образ.

И еще один немаловажный аргумент «за»: сериал лаконичен. Сезон состоит всего из восьми эпизодов, и протяженность каждого — не более двадцати пяти минут. Даже если «Линия жизни» вам не понравится, вы потеряете у экрана часа три — не так уж много.

Главная беда дебютного сериала Фрайбургера и Уилера — серьезные сценарные просчеты. Упругая детективная линия, довольно эффектная, внезапно сходит на нет уже в середине сезона. С фантастической линией тоже не все гладко. Поначалу зрителю кажется, будто он нащупал главное этическое противоречие в работе агентства: сотрудники «Линии жизни» спасают клиента, но судьбы прочих людей, которых они попутно могли бы тоже спасти, агентству не интересны. Зачем, мол, спасать бесплатно? Вроде бы в этом месте и должен развиваться конфликт Коннера с его циничным шефом Натаном. Но…

Но авторы зачем-то забираются в дебри и вынуждают героев пускаться в рассуждения о том, хорошо ли выхватывать из лап смерти людей, руководствуясь «коммерческими» причинами. И вообще, имеют ли право люди «играть в бога» и не лучше ли просто не вмешиваться: мол, раз уж человеку на роду написано умереть, то и спасать его нечего. Любой на это может возразить, что с того момента, когда человек ощутил себя разумным существом, он меняет реальность и «соперничает» с богом: медики не позволяют людям умереть, пожарные вытаскивают из огня, секьюрити предотвращают покушения и пр.

Таким образом, авторы противопоставляют циничный прагматизм основателя «Линии жизни» бескорыстному и романтическому фатализму оппонентов Натана. Что лучше –спасти человека за деньги или бросить на произвол судьбы, не взяв предоплаты? Глава «Линии жизни»  со своим «коммерческим гуманизмом» в сериале выглядит изрядной сволочью, но те, кто вставляют ему палки в колеса, — не лучше, а, пожалуй, и хуже. По крайней мере, разумных аргументов в защиту отказа от помощи людям сценаристы не придумали. Может, они надеялись расставить все по местам во втором сезоне? Этого мы не узнаем: проект закрыли после первого. Думаю, любителей хронопутешествий в кино и на ТВ огорчило такое решение. Но не уверен, что они были безутешны.