Сериалы-XXI. «Мама, мама, как мы будем жить?»

Сериалы-XXI. «Мама, мама, как мы будем жить?»

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по разным причинам остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

МатьОтецСын (MotherFatherSon). Великобритания, 2019.

Жанр: драма с элементами детектива.

Кто придумал: Том Роб Смит.

Кто участвует: Ричард Гир («Красотка», «Первобытный страх»), Хелен Маккрори («Гарри Поттер и Дары Смерти», «Королева»), Билли Хоул («Дюнкерк», сериал «Свидетель обвинения»), Шинед Кьюсак («Ускользающая красота», «Порок на экспорт»),  Киран Хайндс (сериалы «Рим», «Игра престолов»), Ниам Алгар (сериалы «Викинги», «Чистота»), Сара Ланкашир (сериалы «Счастливая долина», «Чуть свет — и в Кэндлфорд»), Джозеф Моул (сериалы «Игра престолов», «Восьмое чувство»), Пол Рэди (сериалы «Улица потрошителя», «Утопия»), Дэнни Сапани (сериалы «Страшные сказки», «Корона»), Пиппа Беннетт-Уорнер (сериалы «Льюис», «Смерть в раю»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 7 из 10.

2019 год. Из Америки на личном самолете в Лондон прибывает могущественный медиамагнат Макс Финч (Ричард Гир). В столице Соединенного Королевства у него два дела. Во-первых, он хочет выяснить, сколь эффективно его сын Кейден (Билли Хоул) управляет главным медийным активом Финча в Лондоне — влиятельной газетой «Национальный репортер». Во-вторых, герою предстоит сделать выбор: кого он будет поддерживать на предстоящих выборах премьер-министра — действующего премьера Джахана Закари (Дэнни Сапани) или оппозиционного кандидата Анжелу Ховард (Сара Ланкашир). Но вскоре после прилета Финча происходит непредвиденное: Кейден, совсем еще молодой человек, попадает с больницу с инсультом. Он выживет, но ему потребуются месяцы на реабилитацию, и еще не факт, что она будет успешной. Впрочем, главным препятствием между отцом и сыном станет вовсе не болезнь Кейдена…

Создатель сериала Том Роб Смит не чужд криминальному жанру. На его счету сценарии драматических шоу «Американская история преступлений» и «Лондонский шпион». Первый сезон сериала «МатьОтецСын», состоящий из восьми часовых эпизодов, вместит несколько сюжетных линий. Тут и детектив (первый же эпизод начинается с загадочного убийства), и мелодрама (в числе прочего — отношения матери Кейдена, то есть бывшей жены Макса Кэтрин (Хелен Маккрори), с ее новым знакомым, человеком «дна»), и даже отчасти альтернативная история (в этом варианте реальности англичане еще десять лет назад выбрали своим премьером афро-британца и мусульманина). И все же этот сериал является, прежде всего, психологической драмой. В названии слова «мать», «отец», «сын» соединены вместе не случайно. Вот так же неразрывно связаны судьбы трех близких людей — Кэтрин, Макса и Кейдена, — чьи отношения друг с другом балансируют на грани любви и ненависти. Ни зрители, ни даже сами герои не могут предугадать, какое из чувств в данный момент возобладает и как это отразится на сюжете.  

Макс Финч — пожалуй, одна из лучших за последнее время ролей Ричарда Гира. Его герой — авторитарная натура, почти деспот, умелый демагог и сильный манипулятор, безжалостный прагматик, который ради достижения своих целей готов пользоваться любыми средствами — вплоть до самых негодяйских. Однако Финч не выглядит беспросветным мерзавцем; «по-гировски» он очень обаятелен, и это — далеко не всегда обаяние зла. Очень часто герой говорит вроде бы правильные слова и совершает объективно правильные поступки, однако циничный расчет в подоплеке этих слов и поступков мешает зрителям и встать на сторону героя, и записать его только в злодеи.

Кэтрин Финч — тоже сильная натура, однако она из тех, кто не гнется, но ломается. После смерти дочери (у Кейдена могла быть сестра) героиня уходит в депрессию, которая усугубляется разводом. Депрессия приводит ее к алкоголизму и лечению в психиатрической клинике, после чего героиня с большим потенциалом уже не может сделать карьеру. Из трех главных персонажей Кэтрин наиболее «положительная», хотя это совершенно не значит, будто в ее стенном шкафу нет своих скелетов. Любовь к сыну порой толкает ее на поступки, которые трудно назвать благородными. Кэтрин не может простить мужу, что тот ушел от нее в трудный момент и вдобавок отлучил сына от матери, однако вино прежних чувств еще не окончательно перебродило в уксус. 

Кейден Финч — наиболее противоречивая натура. В тех немногих эпизодах, где Финч-младший появляется ДО своей болезни, он выглядит почти патологическим типом. Алкоголь, наркотики, истерики, отношения с женщинами на грани перверсии — всё это едва ли украшает персонажа. Но болезнь его меняет. Он становится беззащитным, он не может теперь врать и притворяться (изменения коснулись коры головного мозга). И его отцу становится окончательно ясно то, о чем он догадывался еще до болезни Кейдена: все попытки медиамагната выковать из сына свое «второе я», провалились.

В сериале есть важный флэшбэк — сцены детства Макса, где появляется его отец, властный сталепромышленник Уолтер Финч (Киран Хайндс), который командует всем, даже своеобразным «обрядом инициации» юного сына. Но то, что много лет назад вполне удалось отцу Макса, не получилось у самого Макса: Кейден — не пассионарная личность, в отличие от него самого. Он не стальной, он из плоти и крови, зато и многих отцовских пороков у него, по счастью, тоже нет. Потому-то сыну не справиться с отцом.

Зритель понимает, что Кейден и прежде не очень умел переступать через людей ради своих интересов (хотя старался), а теперь и вовсе разучился. Чтобы справиться с болезнью, он выберет себе иной стимул (не власть) и иной ориентир (не связанный с карьерой). Яблоко укатилось далековато от яблони, а значит, само будущее империи  Финча под вопросом. Впрочем, главный герой по привычке держит удар и, скорее всего, будет делать ставку на сына от второго брака. В финальном эпизоде Макс, подобно герою «Короля-льва», показывает с балкона новорожденному младенцу его будущие владения. Однако новая жена Макса София (Елена Анайя) — не менее сильная натура, и ошибку Кэтрин, отдавшей Кейдена под опеку отца, она уж точно не повторит…   

Теперь, казалось бы, самое время рассказать поподробнее и о второй причине визита Финча-старшего в Лондон, и о журналистском расследовании упомянутого выше убийства, и еще о многих других сюжетах сериала. Но тут не обойтись без спойлеров, а потому оставим эти темы за рамками этой рецензии. Начните смотреть «МатьОтецСын» хотя бы ради Ричарда Гира — а все остальные достоинства сериала получите в качестве бонуса.