Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по разным причинам остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.
Предатели (Traitors). Великобритания, 2019.
Жанр: шпионская ретро-драма.
Кто придумал: Вирсавия Доран.
Кто участвует: Эмма Эпплтон (сериалы «Гений», «Гранчестер»), Люк Тредэвэй (сериалы «Городские легенды», «Пустая корона»), Майкл Стулбарг (сериалы «Подпольная империя», «Призрачная башня», «Схватка»), Кили Хоуз (сериал «Прах к праху», «Дарреллы»), Джейми Блэкли (сериалы «Последнее королевство», «Индевор»), Стивен Кэмпбелл Мур («Ограбление на Бейкер-стрит», «Любители истории»).
Продолжительность: 1 сезон.
Мой рейтинг: 7 из 10.
1945 года. Фиф Саймондс (Эмма Эпплтон), двадцатилетняя девушка из обедневшего аристократического семейства, приезжает в Лондон и проходит там обучение в Отделе спецопераций, готовясь к заброске в тыл противника. Тем временем война кончается, и кадры для борьбы с нацистами больше не требуются. Фиф, однако, совсем не хочет возвращаться обратно домой, в провинцию, а потому устраивается на мелкую должность в аппарат правительства. Скучная работа ей не нравится. «Я хочу, чтобы моя жизнь что-то значила», — заявляет она своему знакомому Питеру Маккормику (Мэтт Лаурия). Это командированный в Лондон американец из Управления Стратегических Служб (УСС).
Питер устраивает девушке встречу со своим коллегой Томасом Роу (Майкл Стулбарг), и тот предлагает ей новую, куда более интересную, работу — на американскую разведку. Роу крайне амбициозен. Несколько лет назад он служил в румынской резидентуре, где допустил оплошность. Погибли люди, а Роу был переведен в Лондон с понижением. Теперь он желает продвинуться по службе. Он уверен, что недальновидные англичане едва ли способны противостоять советской угрозе. Что ж, полагает Роу, в борьбе с агентурой СССР янки помогут британцам, даже если те не просят об этом заокеанских союзников. «Англия всё еще нуждается в вас, просто она об этом не знает», — объясняет девушке американец. Фиф, таким образом, становится предательницей своей страны. Если агенты МИ5 ее разоблачат, девушка ответит за шпионаж…
Это — завязка истории. Действие сериала не случайно начинается именно в 1945 году. Окончание второй мировой войны было ознаменовано всплеском «левых» настроений по всей Европе, освобожденной от нацизма. В Англии в июле поменялось правительство: консерватора Уинстона Черчилля отодвинул лидер лейбористов Клемент Эттли. «Большой Уинстон» был уверен, что ему-то, с его авторитетом победителя в войне, большинство голосов обеспечено. Однако он ошибся. Выборы выиграли лейбористы со своей программой «государства всеобщего благоденствия» (в партийной программе даже присутствовало слово «социалистический»). В подобной обстановке коммунисты чувствовали себя почти вольготно, а советская разведка могла даже не приплачивать своим британским агентам: многие считали, что не столько работают на Москву, сколько борются за торжество идей Маркса-Энгельса-Ленина.
Уже в самом начале Роу подозревает, что в аппарате британского премьера завелся «крот», имеющий доступ к секретным документам. Любопытно, что среди персонажей актера Майкла Стулбарга, играющего Роу, был и советский агент («Форма воды», 2017). А ранее, в сериале «Подпольная империя» (2010 — 2014) Стулбарг исполнял роль гангстера — коварного и мстительного. Примерно таков же его герой и в «Предателях», с той разницей, что он к тому же еще и демагог, фанатик, карьерист и… при этом его подозрения насчет советского агента на самом верху — вовсе не паранойя. Хотя главные персонажи сериала — вымышленные, сюжет имеет немало пересечений с реальностью: достаточно вспомнить советских информаторов из «кембриджской пятерки», которые действительно были высокопоставленными чиновниками.
Итак, советский шпион есть, осталось «вычислить» его личность. Роу требует, чтобы Фиф сделала это сама. Она неглупа, привлекательна, наблюдательна, у нее быстрая реакция, и остались кое-какие навыки из «краткого курса» спецопераций. Но всего этого мало для агента. У нее есть совесть и отсутствует профессиональный цинизм: девушка влюбляется в молодого политика Хью Фентона (Люк Тредэвэй), а потому даже «для пользы дела» не собирается заходить во флирте с очередным подозреваемым слишком далеко. По первым же эпизодам опытный зритель догадывается: Фиф взвалила на себя слишком тяжкую ношу и, скорее всего, очень скоро надорвется или отступит…
О дальнейшей судьбе Фиф умолчим: сами все увидите. Создатель сериала Вирсавия «Баш» Доран — автор театральных пьес, соавтор сценариев нескольких известных телесериалов, включая упомянутую «Подпольную империю». Доран знает толк в ретродрамах и умеет работать с историческим материалом, благодаря которому некоторые сюжетные повороты оказываются непредсказуемыми. Вот лишь небольшой спойлер: когда американский шпионоборец Роу по наводке Фиф забирается в квартиру очередного подозреваемого и находит там большую сумму денег, да еще спрятанную в матрешку, то поначалу воображает: ура, дело сделано, советский шпион найден. Но только ведь подполье в Англии 1946 года не обязательно — коммунистическое.
Один из предварительных вариантов сценария недаром назывался «Иерусалим». Как известно, с 1920 года Великобритания по мандату Лиги Наций управляла Палестиной. Хотя особый документ, Декларация Бальфура, еще в 1917 году зафиксировал идею создания на этой территории «национального очага для еврейского народа», англичане, заинтересованные в дешевой нефти, не желали ссориться с арабами и десятилетиями препятствовали массовой еврейской эмиграции в Палестину — даже в те годы, когда евреи спасались от преследования нацистов. Вымышленный Хью Фентон из сериала (тот самый любовник Фиф) возглавляет «палестинскую комиссию», которая и должна, наконец, урегулировать проблему. Наш герой искренне хочет исправить положение к лучшему, но прервать дурную традицию Британской империи ему не по силам. Ну, а если затруднена легальная эмиграция, возникает нелегальная. И люди, организующие ее в Англии, будут тщательно скрывать свою тайную деятельность от властей…
У тех, кто смотрит ретро-сериал, основанный на реальных событиях, всегда есть важное преимущество перед его героями: зритель точно знает, ЧТО в мире произойдет дальше. Действие «Предателей» завершается в 1947 году. Англичане все еще пытаются тайком остановить приток эмигрантов в Палестину, но скорое появление на карте еврейского государства Израиль неизбежно. Тем временем в США на основе УСС вот-вот будет создано ныне знаменитое ведомство ЦРУ, и оно займется не ловлей чужих агентов, а внедрением своих. Британская МИ5 продолжит поиск советских «кротов» — не слишком успешно. Впрочем, на эту тему сняты уже другие фильмы и телесериалы — «Филби, Берджесс и Маклин» (1977), «Шпионы из Кембриджа» (2003), «Контора» (2007), «Шпион, выйди вон!» (2011) и другие. Материала для сценариев хватило всем.