Сериалы-XXI. Не верь глазам своим

Сериалы-XXI. Не верь глазам своим

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

 

Захват (The Capture). Великобритания, 2019.

Жанр: политический триллер.

Кто придумал: Бен Ченан.

Кто участвует: Каллум Тернер (сериалы «Война и мир», «Борджиа»), Лора Хэддок (сериалы «Демоны Да Винчи», «Как не стоит жить»), Холлидей Грейнджер (сериалы «Борджиа», «Бонни и Клайд»), Бен Майлз (сериалы «Сага о Форсайтах», «Дракула»), Бэрри Уорд (сериалы «Крах», «Шекспир на новый лад»), Лия Уильямс («Пламя страсти», сериал «Темные начала»), Рон Перлман («Хеллбой», сериал «Десница Божья»), Пол Риттер (сериалы «Чернобыль», «Без обид»), Фамке Янссен («Люди Икс», «Золотой глаз»).

Мой рейтинг: 7 из 10.

Действие происходит в современном Лондоне. Британский солдат Шон Эмери (Каллум Тернер) обвиняется в том, что, служа в Афганистане, застрелил раненого талиба, хотя тот уже не представлял для него опасности. Благодаря адвокату Ханне Робертс (Лора Хэддок) Шон оправдан. Но вечером после суда Ханна исчезает, а на записи камеры наблюдения видно, что ее избил — и, вероятно, похитил — тот же Эмери. Солдат арестован, но во время допроса утверждает, что запись — подделка и он не похищал Ханну. Рейчел Кэри (Холлидей Грейнджер), начальник отдела по расследованию убийств, пытается найти еще хоть какие-нибудь улики, кроме записи. Но других улик нет, а тело Ханны не найдено. И после того, как к полицейскому расследованию подключается МИ-5 в лице Джеммы Гарланд (Лия Уильямс), Рейчел понимает: в этом деле слишком много странного…

С первых же минут сериала зрителю ясно, что Шон не притворяется, отрицая свою причастность к исчезновению Ханны. Но ведь это преступление было записано в момент его совершения и показано онлайн. В чем же дело? Солдат страдает провалами в памяти? Или его намеренно лишили памяти? Или в этой записи все же есть некий дефект? Рейчел Кэри еще недавно работала в отделе по борьбе с терроризмом. У нее не только роман с бывшим боссом (Бен Майлз), но и множество знакомств в этом отделе, сотрудники которого хорошо оснащены технически. С помощью бывших коллег героиня пытается разобраться в том, ЧТО же случилось, и чем дальше она разбирается, тем меньше верит в виновность Шона. Значит, кто-то проделал очень сложную работу, сфальсифицировав запись. Кому было важно подставить рядового солдата и, главное, почему?

Сюжет разворачивается очень динамично — даже не скажешь, что сериал снят на ВВС. Погони, предательства, неприятные сюрпризы, необычные метаморфозы — все это не позволяет зрителю отвлечься. Некоторые эпизоды выглядят вполне фантастическими, но одновременно зритель чувствует: фантастика здесь мнимая, и у каждого «чуда» есть вполне реалистическая подоплека — прямо как в романах Анны Радклиф. Работая над делом, Рейчел постоянно сталкивается с препятствиями; вскоре ей становится ясно, что нельзя доверять никому из коллег, кроме двух ближайших подчиненных — детективов Флинну (Каван Клеркин) и Латиф (Джинни Холдер). А, может, и им тоже нельзя…

У переводчиков названия сериала — проблемы. Существительное «сapture» — «захват» в своем главном значении, но глагол «сapture» означает еще и «записывать», «фиксировать», так что имеется другой вариант русского названия — «Запись». Тем более что хотя в данном сериале кого-то захватывают (арестовывают, берут в заложники и пр.), основной сюжет все-таки вертится вокруг злополучной записи с уличной камеры видеонаблюдения. А ведь есть еще и кинематографический термин «motion capture» (захват движения), которым обозначается один из способов создания спецэффектов, когда актеру, облепленному датчиками, постфактум можно будет придать любой облик — хоть другого человека, хоть дракона. Для чего же подобные технологии нужны спецслужбам? Ответ на этот вопрос, строго говоря, не является таким уж большим спойлером. Однако тем из зрителей, кому мешают даже намеки на возможные подсказки, лучше пропустить весь следующий абзац.

Итак, речь идет о невероятно модифицированном способе изыскания несуществующих доказательств — эдаком «кошельке Жеглова» компьютерной эпохи. Герой романа братьев Вайнеров (и сериала Станислава Говорухина), как мы помним, имитировал задержание карманника Кошелька с поличным, подбросив ему украденный кошелек. Глеб Егорович действовал как бы из лучших побуждений — чтобы преступник сел в тюрьму. В сериале «Захват» британские «жегловы» — только рангом повыше — пытаются делать то же самое. Вот представьте: спецслужбы твердо знают, что имярек — опасный экстремист и может причинить много вреда, однако для суда мало доказательств. Почему бы не сфабриковать «убедительные улики», как бы воссоздав картину преступления — например, встречи террориста с продавцом оружия? Во-первых, современный мегаполис наполнен уличными, офисными и прочими камерами видеонаблюдения, так что человеку трудно скрыться от ока «Большого Брата» (это было убедительно показано, например, в фильме Тони Скотта «Враг государства» или в сериале «В поле зрения»). Во-вторых, присяжные — обычные люди, которые лучше всего верят увиденному своими глазами, поэтому качественная запись, уличающая преступника, может стать самой убедительной уликой. Подумайте, КАК повысится раскрываемость, если правоохранители, вооруженные новейшими технологиями, начнут в массовом порядке подделывать видеозаписи!..

У сценариста Бена Ченана ранее уже имелся «сериальный» опыт, хотя и не в таком жанре. Тем не менее он отработал проект достойно, выступив сразу в двух качествах — не только написал сценарий, но и срежиссировал все шесть часовых эпизодов. Бюджета хватило даже на то, чтобы привлечь американских звезд: Рон Перлман и Фамке Янссен сыграли сотрудников ЦРУ, прибывших в Англию (какая же «теория заговора» без цэрэушников!). Главная проблема «Захвата» в том, что, кроме Рейчел, здесь почти нет положительных персонажей, за которых нам всю дорогу хочется «болеть». Да, мы сочувствуем солдату, попавшему в скверную ситуацию, но он тут, скорее, жертва обстоятельств, чем герой. Что же касается заговорщиков и противостоящих им «контрзаговорщиков», то они оказываются похожи: и те, и другие обожают рассуждать об общественной пользе и им одинаково наплевать на отдельно взятого человека, который случайно оказывается между Сциллой и Харибдой. Понятно, что в реальной жизни тотальный цинизм начальников спецслужб — дело обыкновенное, но детективный жанр славится чуть бОльшим идеализмом: без хэппи-энда и зритель, и читатель чувствует себя обманутым.

И еще: едва сериал заканчивается, мы понимаем, что сложнейшая конструкция, на которой держится весь сюжет, крайне уязвима с точки зрения логики. Целей, поставленных организаторами невероятных событий, можно было достичь с гораздо меньшими ухищрениями — организационными и техническими. Впрочем, на высоком рейтинге «Захвата» (7,9 по версии IMDb) эти логические просчеты сценариста не отразились. Скорее всего, нас ждет второй сезон.

Поддержите наш проект, чтобы мы и дальше делали то, что вам нравится

Эта заметка помогла решить вашу проблему?

Мы затронули важную для вас тему?

Хотите поблагодарить журналистов за проделанную работу?