Сериалы-XXI. Однажды в метрополисе

Сериалы-XXI. Однажды в метрополисе

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

 

Храм (Temple). Великобритания, 2019.

Жанр: драма с элементами детектива и триллера.

Кто придумал: Марк О’Роу.

Кто участвует: Марк Стронг («Шерлок Холмс», «Рок-н-рольщик»), Дэниэл Мейс (сериалы «Виртуозы», «Прах к праху»), Тоби Кинг Бакаре, Кэрис ван Хаутен («Черная книга», «Операция „Валькирия“»), Крэйг Паркинсон («Цветок пустыни», сериал «По долгу службы»), Кэтрин МакКормак («Честная куртизанка», «Шпионские игры»), Клэр Рашбрук (сериалы «Мой безумный дневник», «Современный потрошитель»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 8 из 10.

Великобритания, наши дни. Телесериал начинается с двух криминальных сцен, происходящих в разных местах, но одновременно. Одна сцена более-менее ясна для зрителей: группа молодчиков в черном обчищает банк, набивая сумки пачками купюр с портретом королевы. Вторая поначалу выглядит загадочно: доктор Дэниэл Милтон (Марк Стронг), забравшись ночью в больницу, где до недавнего времени работал, наполняет рюкзак медикаментами и емкостями с донорской кровью и уносит с собой.

Первая кража завершится не так, как это задумывалось ее организаторами. По нелепому стечению обстоятельств воры, кроме одного, Джейми (Тоби Кинг Бакаре), оказываются запертыми в банке, а тот, последний, удирает со всеми деньгами. Во время полицейской погони он будет тяжело ранен и окажется в странном подземелье. Здесь полно разного медицинского оборудования, но это точно не клиника. Заправляет всем друг Джейми, сотрудник электрокомпании Ли (Дэниэл Мейс), а медицинской техникой пользуется уже знакомый нам доктор Милтон. По ходу первой серии мы узнаем о том, что жена доктора Бет (Кэтрин МакКормак), страдающая неизлечимым заболеванием, покончила с собой. Однако уже к финалу эпизода тайное для многих становится явным: женщина не умерла. Она в коме и находится в той подземной лаборатории, под присмотром мужа…

Английский сериал «Храм» снят по мотивам норвежского сериала Эриха Рихарда Странда «Валькирия» (Valkirien, 2017). В обоих случаях название имеет прямое отношения к метрополитену: станция «Валькирия» существовала в Осло до 1985 года, а станция «Храм» (Temple) в лондонском метро есть и сейчас — это центр города. Тайная клиника в обоих случаях располагается под станциями, и норвежский доктор Эйкангер (Свен Нордин) занят тем же самым, чем и его британский коллега Милтон, — спасает жизнь жене, которую все считают погибшей. Причины, по которым лондонский электрик Ли и его коллега из Осло Лейф (Пол Сверре Хаген) обустроили подземный бункер, схожи: оба — алармисты и уверены, что мы находимся на пороге катастрофы (военной, природной, экологической — неважно), а потому нужно подготовиться заранее и найти место, пригодное для выживания. Таким образом и возникает причудливое содружество врача с электриком. Ли нуждается в деньгах, чтобы оборудовать свой бункер всем необходимым, а Милтону необходимо место для проведения опытов с целью найти лекарство для жены. Теперь в подземелье будет секретная клиника для пациентов, которым по разным причинам не хочется обращаться к официальным медикам и которые готовы платить за анонимность…

Для сюжетов обоих сериалов линия с участником кражи в банке и другими пациентами тайной клиники важна, но все-таки периферийна. К тому же любое упоминание подробностей чревато спойлерами. Поэтому дальше речь у нас пойдет не о гостях бункера, а о его постоянных обитателях. В отличие от норвежского сериала, где Эйкангер и Лейф (тут он работает в подразделении гражданской обороны) — равные по статусу главные герои, в английском сериале все-таки на первый план выходит Милтон. Актер Марк Стронг, пожалуй, харизматичнее, чем Свен Нордин. За ним тянется целый шлейф неоднозначных, мягко говоря, кино- и телеперсонажей. Большинство из них устремлены к важной цели и готовы (хотя и не без колебаний) ради ее достижения многим поступиться. Вспомним хотя бы недавний сериал «Тайная власть», где Стронг играет роль бывшего спецагента; пытаясь разобраться в обстоятельствах смерти сына, герой возвращается к тем ужасным умениям и навыкам, которые он в «мирной жизни» так долго старался забыть.

В «Храме» похожая ситуация еще больше обострена. На что готов доктор ради спасения дорогого ему человека? «Если есть варианты, мне плевать, насколько это проблемно, рискованно или законно», — говорит главный герой. Ложь родным и друзьям, нарушение врачебной этики, поступки, противоречащие букве закона, — это еще далеко не все испытания. А что, если на этом пути логика событий вынудит доктора делать еще более сложный нравственный выбор? Что, если очередная веха на пути к заветной цели потребует от героя клятвопреступления? Предательства? Убийства, наконец? У Милтона есть жизненное кредо: «Перейти мост можно не раньше, чем ты дойдешь до моста» (в русском эквиваленте оно похоже на жванецкое: «Неприятности надо переживать по мере их поступления»). Эта здравая житейская практика в экстремальных обстоятельствах становится опасной. Ведь двигаясь мелкими шажками, идя на всё большие компромиссы со своей совестью, можно в конце концов переступить некую грань — за которой бездна.

Подобные «амбивалентные» (хорошие-плохие) герои в современных драматических шоу  давно не редкость. По близкой ассоциации первым делом вспоминается американский сериал «Во все тяжкие»: Дэниэл Милтон довольно сильно похож на Уолтера Уайта. В американском сериале герой — педагог, в английском — врач, и в обоих случаях человек постепенно выдавливает из себя интеллигента. И всё это — вроде бы не ради себя: Уайт, как мы помним, изготовляет наркотики, чтобы семья не осталась без средств после его смерти. Однако благородство и самопожертвование не ради человека вообще, а ради конкретного ближнего (и часто, при этом, во вред другим людям) — не есть ли это чуть замаскированная форма того же эгоизма? Удержимся от конкретики (сами всё увидите), но и без того вполне очевидна эволюция героя «Храма»: в конце пути доктор Милтон вызовет такие же чувства, как и учитель Уайт, — страх, смешанный с жалостью и отвращением…

В норвежском сериале рассказанная история уместилась в один сезон из восьми эпизодов. Английский сериал, где много побочных сюжетных линий, открыл зрителям только часть истории. После драматичных сцен восьмого эпизода в бункере под станцией «Храм» нас ждет сюжетный поворот, уже пройденный в бункере под станцией «Валькирия». Но, судя по всему, оба сюжета далеко разойдутся друг от друга, и трудно предсказать, ЧТО будет дальше. Продолжение сериала подразумевается, а будет ли снято, — решать продюсерам.