Сериалы-XXI. Око за око, стенка на стенку…

Сериалы-XXI. Око за око, стенка на стенку…
Кадр из сериала

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по разным причинам остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

 

Хэтфилды и Маккои (Hatfields & McCoys). США, 2012.

Жанр: историческая драма.

Кто придумал: Тед Манн и Рональд Паркер.

Кто участвует: Кевин Костнер («Танцующий с волками», «Телохранитель», «Почтальон»), Билл Пэкстон («Правдивая ложь», «Порок», «Аполлон 13»), Мэр Уиннингэм (сериалы «Американская история ужасов», «Клиент всегда мертв»), Том Беренджер («Взвод», «Снайпер», «Геттисбург»), Мэтт Барр (сериалы «Остров Харпера», «Травма»), Эндрю Ховард («Области тьмы», «Лев зимой»), Джена Мэлоун («Мачеха», «Донни Дарко»), Пауэрс Бут («Никсон», «Тумстоун»), Линдси Палсифер (сериалы «Зверь», «Скорпион»), Ронан Вайберт (сериалы «Дживс и Вустер», «Алиенист»), Ноэль Фишер (сериалы «Касл-Рок», «Жизнь как приговор»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 8 из 10.

Действие этого мини-сериала начинается в последние годы Гражданской войны в США. Главные герои — солдаты армии конфедератов Уильям Хэтфилд (Кевин Костнер) и Рэндалл Маккой (Билл Пэкстон). Предвидя поражение южан, Хэтфилд дезертирует из армии, а Маккой остается, попадает в плен к северянам, и когда после войны, растеряв здоровье, возвращается домой, обнаруживает, что его армейский дружок здоров и благоденствует. Между Уильямом и Рэндаллом пробегает первая черная кошка. Дальше взаимные обиды будут накапливаться, «мирная» фаза развития конфликта перерастет в «немирную», прольется первая кровь, число жертв будет множиться, а там недалеко до настоящих военных действий — с налетами, захватом пленных и битвами кланов…

 

ПОСТЕР

 

Телеповествование неуклонно движется от Гоголя к Шекспиру: анекдотический судебный процесс о спорной свинье (каждая из двух семей считает хрюшку своей собственностью) завершается историей с убийством, а та перетекает в драму в духе «Ромео и Джульетты»: Джонси Хэтфилд (Мэтт Барр) влюбляется в Розанну Маккой (Линдси Палсифер), та — в него, но отцы семейств против категорически, и молодым людям не суждено быть вместе. Сюжет этот, впрочем, заметно отличается от шекспировского. Здешним Ромео и Джульетте (особенно Ромео) попросту не хватает мужества и стойкости, чтобы противостоять диктату «двух равно уважаемых семей»; они отступают, и тяжкие жернова войны, в итоге, легко перемалывают их судьбы.

К концу мини-сериала заметно редеют ряды обоих кланов. Погибают и старые, и молодые, а самый мудрый из Хэтфилдов, судья Валентин (Пауэрс Бут), пытавшийся погасить свару, в конце концов оказывается в тюрьме. Последней жертвой конфликта, растянувшегося на годы, становится (спойлер!) несчастный дурачок из семейства Хэтфилдов. Бедолага-альбинос Эллисон (Ноэль Фишер) не способен даже толком понять, что он, собственно, натворил и за что его казнят. Впрочем, и дееспособные из Хэтфилдов-Маккоев давно уж подзабыли, по какой именно причине они ведут все эти кровопролитные и разорительные баталии, выгоду из которых извлекут разве что пронырливый стряпчий (Ронан Вайберт) и наемный «охотник за головами» (Эндрю Ховард). Два последних персонажа — наверное, самые омерзительные во всей истории; ими движут даже не предрассудки, а холодный расчет и прямая корысть…

 

ВОЙНА

 

Специалисты по кастингу постарались: в сериале не так уж много крупных звезд, но все актеры — на своем месте и никто не выбивается из образа (Тома Беренджера в гриме даже узнаешь не сразу). Одно из главных преимуществ этого драматического шоу — достоверная историческая фактура, вполне аутентичные декорации, костюмы и реквизит. Хотя все сцены на границе Западной Вирджинии и северного Кентукки были сняты в Румынии (кинопроизводство там намного дешевле, чем в США), авторам удалось  грамотно воссоздать американский колорит и не погрешить против истории. В итоге получилось эффектное зрелище для телеканала History, где сериал и был показан в 2012 году, собрав у телеэкранов более 14 миллионов зрителей. Работа была оценена по достоинству и профессиональным киносообществом: его создатели получили свыше двух десятков номинаций на престижные премии. Том Беренджер получил «Эмми», а Кевин Костнер — «Эмми», «Золотой глобус» и награду Гильдии киноактеров.

И еще о Костнере. «Хэтфилды и Маккои» стали его четвертой совместной работой с режиссером Кевином Рейнольдсом. Но если в предыдущих кинопроектах тандема — от успешного «Робина Гуда» до разруганного критикой «Водного мира» — актер изображал положительного героя (или хотя бы персонажа, вызывающего зрительскую симпатию), то в сериале о Хэтфилдах и Маккоях его Уильяму, прозванному Дьяволом, сочувствовать попросту нельзя. Впрочем, зритель не может «поболеть» и за, условно говоря, другую команду. Все одинаково «хороши», хрен редьки не слаще. Так за что были убиты полтора десятка человек, а еще несколько получили пожизненный срок? За «фамильный» престиж? Нет ответа. В бессмысленном и затяжном конфликте двух семейных кланов нет правых и виноватых; разница лишь в степени взаимного озверения.

С точки зрения сценарного искусства отсутствие явного протагониста, скорее, просчет, нежели достижение: зрителю хочется хоть к кому-нибудь прислониться душою. Однако с точки зрения исторической правды тут всё верно, без обмана и игры в сюжетные поддавки. Ведь Кевин Рейдольдс снимал не придуманную историю, а совершенно реальную: та вражда, за которой мы наблюдаем на протяжении всех трех эпизодов, существовала на самом деле. Более того — в США она считается хрестоматийной, даже  вошла в фольклор. Рядовой американец может и не вспомнить про шекспировских Монтекки и Капулетти, но уж про Хэтфилдов-Маккоев ему известно точно.

 

ОНИ ИЗ ВРАЖДУЮЩИХ КЛАНОВ

 

Примечательно, что финальный эпизод завершается долгими титрами, где подробно рассказывается о дальнейшей судьбе выживших. Похоже, противостояние кланов так и не было исчерпано до конца в XIX веке и тлело еще долгие годы. Лишь в 2003 году далекие потомки тех, кто за почти 140 лет до этого начал вражду, подписали символический мирный договор. Очень надеюсь, что сценаристы не пригласили в качестве консультантов ни тех, ни других, иначе вражда могла бы начаться вновь…