Сериалы-XXI. Предмарсианские хроники

Сериалы-XXI. Предмарсианские хроники
Пейзаж Марса / © thefactresearch.com

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по разным причинам остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

Первые (The First). США, 2018.

Жанр: футуристическая драма с элементами мелодрамы.

Кто придумал: Бо Уиллимон.

Кто участвует: Шон Пенн («Путь Карлито», «Мертвец идет», «Таинственная река», «Сладкий и гадкий»), Наташа МакЭлхоун («Солярис», «Шоу Трумана», «Ронин», сериал «Блудливая Калифорния»), Лиза Гэй Хэмилтон (сериалы «Доктор Шанс», «Реанимация», «Карточный домик»), Ханна Уэр (сериалы «Босс», «Измена»), Джеймс Рэнсон (сериалы «Низкое зимнее солнце», «Босх»), Анна Джэкоби-Херон (сериалы «Очень странные дела», «Вегас»), Мелисса Джордж («Треугольник», мини-сериал «Мешок с костями», сериал «Под прицелом»), Одед Фер («Мумия», сериалы «Куантико», «Как избежать наказания за убийство»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 7 из 10.

На календаре 2031 год. На Марс отправляется первая в истории человечества миссия «Провиденс-1» — пять американских астронавтов. В самом начале первого эпизода два главных героя сериала — уволенный из проекта экс-командир экипажа Томас Хэгерти (Шон Пенн) и руководитель и вдохновитель миссии, «железная леди» Лэз Ингрэм (Наташа МакЭлхоун) — будут наблюдать за стартом: он — из своего дома, по телевизору, она — на космодроме. То, что через несколько минут случится в небе, напомнит зрителю о трагедии «Челленджера». Катастрофа с человеческими жертвами вызовет национальный шок. После нее отправка новой экспедиции к Марсу окажется под вопросом. Чтобы убедить сенаторов и президента в необходимости поддерживать проект, Лэз вернет обратно Томаса и попросит возглавить миссию «Провиденс-2»: астронавт, национальный герой, покоритель Луны может повлиять на власть имущих и спасти почти безнадежную ситуацию. И Хэгерти согласится…

 

Ради участия в сериале Первые Наташа МакЭлхоун ушла из сериала Последний кандидат

Ради участия в сериале «Первые» Наташа МакЭлхоун ушла из сериала «Последний кандидат» / © m.123ru.net

 

Любопытно, что за год до американского сериала вышел российский полнометражный фильм с похожим названием — «Время первых», тоже посвященный космической тематике. Однако наша картина была не о проблематичном будущем, а о более-менее устоявшемся прошлом, когда в отдельно взятой области мы и впрямь были впереди планеты всей. В фильме рассказывалось об успешном выходе Алексея Леонова в открытый космос.

Конечно же, продюсерские проекты Тимура Бекмамбетова и Бо Уиллимона отличаются не только и не столько по жанру (у нас — ретро-драма, у них — фантастика «очень ближнего прицела»). Несмотря на ухищрения отечественных сценаристов, зритель «Времени первых» точно знал о том, что итог будет со знаком «плюс», а зритель сериала «Первые» может лишь на это надеяться. Отечественный фильм повествовал о временах, когда в любой мегапроект, советский или американский, неизбежно вмешивалась Большая Политика. В те годы успех в космосе становился не только очередной победой разума над косной материей, но и важным аргументом в противостоянии систем.  Ради этого ни та, ни другая сторона денег не жалела. Американский сериал повествует о временах, когда Америке уже давно не надо доказывать никому свое первенство. Соображения престижа отодвигаются на второй план, а на первый выдвигаются суммы затрат. Сцены, в которых создатели марсианского проекта уговаривают политиков пойти им навстречу, по своему напряжению могут соперничать с эпизодами «мозгового штурма» ученых, пытающихся разрешить сложную техническую проблему.

Понятно, что у сценаристов драмы на историческом материале меньше степеней свободы. Главные действующие лица реальны; можно кое-что додумать или перетолковать (вызвав раздражение у историков и родных героев фильма), но нельзя полностью придумать. Потому-то авторы «Времени первых» делали ставку, прежде всего, на обстоятельства. Немалая часть бюджета фильма (400 миллионов рублей) была потрачена на достижение аутентичности «внеземных» сцен. В сериале Бо Уиллимона (бюджет 54,6 миллиона долларов) всё иначе. Немногочисленные космические сцены тоже сняты эффектно, однако для авторов эти мимолетные модули, дюзы, скафандры и интерьеры, приближенные к реальности, — лишь приложение к выдуманным персонажам, антураж для цепочки психологических драм.  

 

чтобы убеждать чиновников, надо надевать форму со всеми наградами

Чтобы убеждать чиновников, надо надевать форму со всеми наградами / © kg-portal.ru

 

Агнешка Холланд, снявшая как режиссер большинство эпизодов «Первых», в своей работе ранее не сталкивалась с научной фантастикой, отдавая предпочтение иным жанрам. В Польше она работала с Вайдой и Кесьлевским, а в США участвовала в создании вполне реалистических сериалов (среди них — популярные «Прослушка», «Детектив Раш» и «Карточный домик»). В ее новом  драматическом шоу любителям НФ определенно ловить нечего. Мир, где готовятся к полету на Марс, лишен футуристической новизны. Завтра похоже на сегодня. За полтора десятилетия, прошедшие между днем нынешним и днем грядущим, революционных гаджетов почти не прибавилось. Такие же автомобили, такие же кофемашины, такие же мобильные телефоны — ну разве что 3D очки стали компактными и виртуальную реальность можно использовать для видеоконференций. И, конечно, прежними остались межличностные отношения — супругов, отцов и детей, начальников и подчиненных и пр. Намеренная приземленность конфликтов, выведенных на первый план, разочаровала зрителей, которые увидели на постере взлет ракеты и вообразили, что сериал будет «про Марс». Но для Уиллимона и Холланд главное остается на Земле.

Небольшой спойлер. Ближе к финалу, когда становится ясно, что полную безопасность экипажа никто гарантировать не может и экспедиция на Красную Планету вновь под вопросом, всей пятерке астронавтов предложено подписать письмо к президенту. Каждому надо подтвердить свою готовность участвовать в миссии (ну или отказаться от нее). Поставить подпись легче всего пилоту Нику Флетчеру (Джеймс Рэнсон). «Родители меня ненавидят, девушки у меня нет, мой дом и моя семья — здесь», — говорит он в центре управления полетом и ставит росчерк. Прочие же персонажи куда более тесно привязаны к родной планете, которую им предстоит покинуть как минимум на два с половиной года. У заместителя командира корабля Кайлы Прайс (Лиза Гэй Хэмилтон) на Земле остается близкая подруга, а у инженера Айко Хакари (Кейко Аджена) — муж, двое сыновей и мать, страдающая болезнью Альцгеймера. Муж биолога Сэди Хьюит (Ханна Уэр) не хочет, чтобы жена улетала в космос, а хочет, наконец, детей. А главная сюжетная линия, отодвигающая на периферию все остальные, связана с личными перипетиями Томаса Хэгерти. Несколько лет назад персонаж Шона Пенна потерял жену Дайану (Мелисса Джордж), и теперь дочь Дениз (Анна Джэкоби-Херон) самозабвенно изводит отца, обвиняя его в самоубийстве психически неуравновешенной мамы. Отношения в семье Хэгерти настолько важны авторам сериала, что ради флэшбэка на целую серию прерывается «обратный отсчет» эпизодов, рассказывающих о двухгодичной подготовке миссии «Провиденс-2». Юность безжалостна. Кажется, что Дениз планомерно занимается саморазрушением (наркотики, алкоголь) — для того, чтобы побольней уязвить отца и выбить его из колеи. Зритель верит, что технические и финансовые проблемы миссии будут решены, но до конца не уверен: полетит ли на Марс Томас Хэгерти или, как и в предыдущий раз, уйдет из проекта, чтобы не оставлять дочь без родительского присмотра…

 

экипаж пока на земле

Экипаж пока на Земле / © hdfashion.tv

 

Итак, первый сезон «Первых» вышел. Что дальше? Будет ли снят второй? Стриминговый сервис Hulu, выпустивший «Первых» на телеэкраны, пока не дал окончательного ответа. С одной стороны, у сериала неплохой рейтинг, а среди рецензий  критиков преобладают одобрительные. Да и Шону Пенну, редко снимающемуся в сериалах, его персонаж, похоже, не успел надоесть. С другой стороны, действие второго сезона, по логике сюжета, должно разворачиваться уже на Марсе, но к полноценной космической робинзонаде в духе фильма «Марсианин» создатели сериала едва ли готовы, а бесконечное выяснение отношений на фоне красных пейзажей иной планеты выглядело бы странно. Можно, конечно, допустить, что вдовец Томас Хэгерти встретит здесь марсианскую принцессу. Но тогда это будет похоже на экранизацию романов Эдгара Берроуза или «Аэлиты» Алексея Толстого.