Сериалы-XXI. Приключения ключей

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

Замок и ключ (Locke & Key). США, 2020.

Жанр: мистика, фэнтези, детектив, триллер.

Кто придумал: Карлтон Кьюз, Мередит Аверилл и Арон Эли Колейт (по мотивам одноименной серии комиксом Джо Хилла и Гэбриэля Родригеза).

Кто участвует: Дэнби Стэнчфилд (сериалы «Скандал», «Иерихон»), Коннор Джессап («Черный дрозд», сериал «Рухнувшие небеса»), Эмилия Джонс («Молодость», «Страна призраков»), Джексон Роберт Скотт («Оно», «Омен: Перерождение»), Лайсла Де Оливейра («Почетный гость», сериал «Я — зомби»), Гриффин Глюк (сериалы «Американский вандал», «Красные браслеты»), Томас Митчелл Барнет (сериалы «Уэйн», «В надежде на спасение»), Шерри Сом (сериалы «Фостеры», «Лаймтаун»), Аарон Эщмор (сериалы «Киллджойс», «Вероника Марс»), Стивен Уильямс («Шоссе 666», «Посланник»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 7 из 10.

 

ПОСТЕР-1

 

Несколько недель назад в дружной семье Локков произошла трагедия. Юный Сэм Лассер (Томас Митчелл Барнет), юноша из очень неблагополучной семьи, с пистолетом в руке ворвался в дом, где жили школьный учитель Рэндалл Локк, его жена и трое детей, и непонятно за что застрелил главу семьи, после чего угрожал смертью и остальным.

Чтобы не оставаться в доме, где произошло убийство мужа, вдова Рэндалла, Нина (Дэнби Стэнчфил) и ее дети — старшие Тайлер (Коннор Джессап) и Кинси (Эмилия Джонс), а также маленький Боди (Джексон Роберт Скотт) — решают побыстрее переехать в городок Мэтисон (штат Массачусетс), где у семейства Локков есть огромный фамильный дом, построенный еще в позапрошлом веке. Здесь Рэндалл провел свои школьные годы и именно с этим мрачным зданием связана некая страшная тайна, которая три десятилетия назад объединила нескольких одноклассников, превратив их в юных заговорщиков.

Оказывается, что прозвище «Дом Ключей», которым молва наделила упомянутый особняк, имеет самый что ни на есть прямой смысл: в старом доме спрятаны магические артефакты — старинные ключи, которые могут творить чудеса, подчас очень неприятные. Дети Локков и их новые местные  школьные друзья пытаются самостоятельно разобраться в тайнах прошлого. Уже очень скоро зритель узнает, что за этими же ключами охотится Весьма Жуткое Существо, внешность которого никого не должна ввести в заблуждение…

Сериал в жанре мистики и fantasy снят несколькими известными режиссерами (среди них, например, Винченцо Натали, постановщик «Куба»), а сценарий написан по мотивам одноименной серии комиксов Джо Хилла (текст) и Гэбриэля Родригеза (рисунки) — за основу взяты события трех первых томов из шести. Это уже третья попытка перенести эту историю на телеэкран. Первая случилась еще в 2011 году, и тогда же была снята пилотная серия. Однако в компании Fox после просмотра пилота отказались финансировать продолжение работы. Второй раз превратить комикс в сериал попытался стриминговый сервис Hulu — и проект вновь был закрыт. Только в 2019 году бесстрашный Netflix решил третий раз войти в ту же реку — и этот замысел был таки доведен до конца. Премьера состоялась в начале февраля 2020 года, рейтинг на IMDb немалый — 7, 70 из 10.

У поклонников и противников сериала уже накопились аргументы «за» и «против».

Сначала скажем о хорошем. Во-первых, срежиссирован сериал грамотно, с тонким пониманием жанра fantasy (учитывая число режиссеров-профи в титрах, это не удивительно). Во-вторых, юные актеры в своих образах очень убедительны — и прежде всего запоминается работа исполнителя роли Боди. В-третьих, в сериале присутствуют качественные спецэффекты. Авторы умело нагнетают жути, здесь немало резких поворотов сюжета, и в итоге сериал смотрится с напряженным вниманием. Те, кому нравятся фильм «Оно» (что недавняя версия, что прежняя) и сериал «Очень странные дела», наверняка заинтересуются и новой историей, где детям приходится мобилизовать свои бесстрашие, фантазию и изобретательность, чтобы решать «взрослые» проблемы…

 

ДЕТИ НАШЛИ ОЧЕРЕДНОЙ КЛЮЧ

 

Недостатки, как водится, отчасти вытекают из достоинств. Ни для кого не секрет, что Джо Хилл — это псевдоним Джозефа Хиллстрома Кинга, старшего сына «короля страха» Стивена Кинга. Талантливый фантаст, похожий на отца даже внешне, находится под  гипнотическим воздействием творчества папы. Выбирая темы и героев, Кинг-младший почти непроизвольно следует в кильватере Кинга-старшего — причем не нынешнего, а «образца 80-х». Именно поэтому, например, «Замок и ключ» столь явственно, на грани заимствований, перекликается с уже названным «Оно» — включая даже сцены появления главного мистического злодея на старой картинке или сцены с убийцей, которого антагонист выпускает из узилища, чтобы навредить протагонистам. Увы, и близость с «Очень странными делами» (где сценаристы тоже прониклись «духом Кинга») в новом сериале в некоторых элементах сюжета выглядит чуть ли не повтором.

Подозреваю, что «Замок и ключ» в особенности может обидеть создателей мини-сериала «Потерянная комната» — сценаристов Лауру Харкком, Кристофера Леоне, Пола Уоркмэна и режиссера Крэйга Баксли (который, к слову, был постановщиком и нескольких мини-сериалов по Кингу, включая «Королевский госпиталь» и «Бурю столетия»). Дело в том, что находки в «Доме Ключей» подчас напоминают артефакты из «Потерянной комнаты», а едва ли не самый эффектный («ключ от всех дверей», способный переносить героев из одной точки пространства в другую) вообще позаимствован один в один. Но если у Баксли и компании волшебные предметы играли важную роль в сюжете и их «собирательство» имело некий особый смысл, то в экранизации комиксов из всех двенадцати найденных чудо-ключей для сюжета нужны реально не более трети; остальные, доказав возможность творить чудеса и явив несколько примеров, потом практически не используются и не помогают героям даже там, где это могло бы реально разнообразить сюжет. Сценарий, увы, местами выглядит крайне трафаретно. Положительные герои повторяют, кажется, все ошибки персонажей подобных фильмов и сериалов — словно никто из юных Локков и их друзей ни разу не смотрел ужастик и не читал Кинга. Демонический злодей явно преследует какую-то цель, но до самого конца нет даже намека, ЧТО этому существу надо.

Ну и самая большая беда: на протяжении всех десяти эпизодов зло, по большому счету, НИ РАЗУ не терпит поражения, а добру все время приходится отступать, нести потери и совершать одну глупость за другой. Из-за этого зрительское сочувствие постепенно сменяется раздражением. Конечно, всем нам хочется порой быть умнее героев фильмов и сериалов, но уж не до такой же степени! Между прочим, дети у Кинга-старшего куда умнее, рассудительнее и изобретательнее их ровесников из сериала по комиксу Кинга-младшего. Одна надежда, что во втором сезоне злу наскучит роль постоянного победителя во всем, и протагонисты получат небольшое преимущество. Вдруг в перерыве между сезонами главные герои проштудируют «литературу ужасов» и посмотрят с полдюжины популярных мистических хорроров? Ну хотя бы для того, чтобы знать, КАК себя надо вести в тех случаях, когда противник кажется неуязвимым…

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции