Сериалы-XXI. Шляпка, лупа, револьвер

Сериалы-XXI. Шляпка, лупа, револьвер

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

 

Мисс Скарлет и Герцог (Miss Scarlet and The Duke). Великобритания — Ирландия, 2020.

Жанр: ретро-детектив.

Кто придумал: Рэйчел Нью.

Кто участвует: Кейт Филлипс (сериалы «Корона», «Волчий зал»),  Стюарт Мартин (сериалы «Джеймстаун», «Великолепные Медичи», «Хэтфилды и Маккои»), Кэти Белтон (сериалы «Рой», «Клиника»), Дэнни Мидуинтер (сериалы «Борджиа», «Большой куш»), Эндрю Гауэр (сериалы «Карнивал Роу», «Капитал»), Кевин Дойл («Клуб ракалий», сериалы «Аббатство Даунтон», «Инспектор Джордж Джентли»), Ансу Кабиа (сериалы «Мир в огне», «Длинная песня»), Ник Даннинг («Ранг убийцы», сериал «Квирк»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 7 из 10.

Скарлет — не имя, а фамилия, поэтому и с одной буквой «т». Элайза Скарлет (Кейт Филлипс), дочь бывшего полицейского и потом частного детектива Генри Скарлета (Кевин Дойл), живет в Лондоне конца XIX века. Девушка хочет работать в сыскном агентстве отца, и Генри обучает ее азам профессии, хотя не желает, чтобы она на самом деле занялась этими опасными делами. Однако уже в первом эпизоде сериала Генри умирает, и поскольку денег на жизнь не имеется, у Элайзы есть только два выхода.

Первый выход — стать женой Руперта Паркера (Эндрю Гауэр), сына хозяйки квартиры. Второй — взять на себя работу в частном агентстве, продолжив таким образом дело отца. Однако замуж за Руперта (пожалуй, и замуж вообще) самостоятельная девушка не хочет, да и у самого молодого человека — другие планы на будущее, а брак ему навязывает властная мамаша. Так что Элайзе остается только одно — сыск. Проблема, однако, в том, что героиня живет во времена, когда профессия, связанная с раскрытием преступлений (будь ты хоть полицейский, хоть «частник»), является безусловной прерогативой мужчин. Если тайны раскрывает Шерлок Холмс, у общества нет никаких вопросов. Но если тем же самым занялась бы, условно говоря, миссис Хадсон, она едва бы нашла клиентов — даже при условии, что владела бы искусством дедукции не хуже Холмса…

 

МИСС СКАРЛЕТ-ПОСТЕР2

 

Поскольку в названии сериала упомянут и некто Герцог, самое время сказать и о нем. Это прозвище. Его получил инспектор Скотленд-Ярда Уильям Веллингтон (Стюарт Мартин) по причине того, что является однофамильцем (вряд ли родственником) исторической персоны — государственного деятеля и полководца Артура Уэсли Веллингтона.

Уильям был дружен с Генри Скарлетом, который прежде — будучи полицейским — много помогал молодому человеку, фактически был его наставником. Так что чувство благодарности отцу девушки распространяется и на дочь. И когда Элайза приходит к Герцогу в Скотленд-Ярд, чтобы попросить об услуге (а она делает это часто: все-таки у полиции куда больше возможностей, чем у обычных лондонцев), герой, ворча, ей помогает и порой прислушивается к ее советам. Тем не менее Герцог, как и прочие, уверен, что сыск — дело не женское, и считает амбициозными попытки девушки стать детективом. «Дело не в амбициях, а в деньгах», — парирует героиня. Однако при этом (понимает зритель), она лукавит. Деньги, конечно, Элайзе важны, но этот стимул для нее все же на втором месте. На первом — интерес к профессии и желание доказать, что она кое-что умеет…

У сериала, придуманного Рэйчел Нью и состоящего из шести эпизодов по 52 минуты, хороший рейтинг (7.5 на IMDb, 7.8 на Кинопоиске). Это значит, что есть немало зрителей (и критиков), которым драматическое шоу по душе. Попробуем разобраться, кому же «Мисс Скарлет и Герцог» может понравиться и, главное, по какой именно причине.

Прежде всего, в число потенциальных сторонников сериала следует записать всех тех, кто любит ретро-сюжеты в жанровом телекино и, в частности, питает понятную слабость к викторианской Англии. Когда в кадре возникают черные кэбы, фонари, изысканные шляпки, высокие цилиндры, трости, крылатки, старомодные револьверы и другие материальные атрибуты той легендарной эпохи, ее поклонники уже автоматически вписывают это произведение в длинный и, без сомнения, славный ряд: в конце концов, это же тот самый Лондон, где в доме 221б на Бейкер-стрит живет упомянутый Холмс.

У ретро такого рода вообще большие преимущества: давняя эпоха, знакомая нам по книгам, желтым ломким газетным страницам и выцветшим дагерротипам, покрыта благородной патиной ностальгии. Это время, которое еще не знает ужасов первой (и тем более второй) мировой войны, эпидемии «испанки» и массовых социальных потрясений. К этому времени изобретено уже немало почти современных гаджетов — от телеграфа и телефонов до водопровода и ватерклозетов, — но нет еще международного терроризма, автомобильных пробок, идиотской телерекламы (и телевидения вообще), фастфуда, унисекса и всего прочего, от чего нынешний обыватель с удовольствием сбежал бы лет на полтораста в прошлое. Недаром один из лучших ретро-детективных сериалов такого рода — канадо-британское шоу «Расследование Мердока» (где действие происходит в Торонто 1890-х годов) — регулярно выходит с 2008 года. Главный герой использует для раскрытия преступлений тогдашние продвинутые гаджеты, причем подчеркивается, что порой они не хуже или даже лучше, качественнее современных (ручная работа, не штамповка). 

Вторая категория зрителей, которым может приглянуться «Мисс Скарлет и Герцог», — это те, кому не безразличны проблемы женской эмансипации. Элайза Скарлет, правда, еще не относится к числу явных self-madeWoman (она все-таки продолжает дело отца, и его имя по-прежнему значится в названии ее детективного агентства), однако немалая часть сюжетов посвящена борьбе героини с предубеждениями общества. Элайза старается разрушить стереотипы — даже если ей приходится, что называется, вызывать огонь на себя. Героиня видит, что Герцогу она симпатична как женщина (в чем инспектор сам не желает себе признаваться), но Элайзе этого мало: она хочет, чтобы Веллингтон, наконец, признал, что в делах сыска они наравне. С этими обстоятельствами и связаны большинство внутренних сюжетов сериала — включая финальный, самый важный, проливающий свет на наиболее ранние события: история занимает два последних эпизода и позволяет увидеть в новом свете некоторых, ранее уже знакомых зрителю персонажей драматического шоу…

Справедливости ради следует сказать и о недостатках сериала. Если реквизиторы, художники и гримеры сработали адекватно, то к сценаристам можно предъявить немало претензий. По идее, с каждым новым эпизодом главная героиня должна все более совершенствовать свои способности, но никакой особой эволюции мы не видим: как будто девушка все (или почти все) уже имеет и чему-то новому ей учиться, собственно, уже и не надо. В первых эпизодах Элайза сочетает природную наблюдательность со знаниями, полученными от отца, но в дальнейшем авторы, изобретая очередной сюжетный поворот, чаще всего вытесняют дедукцию простым любопытством героини вкупе с совпадениями (например, тайник отца она находит лишь благодаря случайности). К тому же ретро-гаджетам — важной фишке таких сериалов — увы, уделено незначительное внимание. Авторы не то чтобы допускают явные анахронизмы, но некоторые реальные темы, проникающие в детективные сюжеты, выглядят упрощенными  — если не сказать карикатурными (таковым, к примеру, показано движение суфражисток).

Будет ли второй сезон? С одной стороны, главная сюжетная линия доведена до конца. С другой стороны, ничто не мешает придумать новую. Небольшой спойлер: в конце сериала Герцог (исполнитель главной мужской роли, кстати, похож на молодого Хью Джекмена), признает детективные таланты Элайзы, после чего пригласит героиню в ресторан — а это уже почти свидание. Примет ли она его приглашение? Узнаете сами.