Сериалы-XXI. Спокойно, Апокалипсиса не будет!

 

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по разным причинам остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

Благие знамения (Good Omens). Великобритания — США, 2019.

Жанр: фантастическая комедия.

Кто придумал: Нил Гейман (по мотивам одноименного романа Терри Пратчетта и Нила Геймана).

Кто участвует: Майкл Шин («Другой мир», «Фрост против Никсона»), Дэвид Теннант (сериалы «Казанова», «Доктор Кто»), Фрэнсис Макдорманд («Фарго», сериал «Что знает Оливия»), Сэм Тейлор Бак (сериал «Медичи: Повелители Флоренции»), Джон Хэмм (сериалы «Безумцы», «Записки юного врача»), Джек Уайтхолл (сериалы «Упадок и разрушение», «Охотники за наживой»), Майкл Маккин (сериалы «Лучше звоните Солу», «Юристы Бостона»), Адриа Архона (сериалы «Настоящий детектив», «Изумрудный город»), Миранда Ричардсон («Сонная Лощина», «Колдовской апрель»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 9 из 10.

Апокалипсис, то есть финальная битва Добра со Злом, — довольно неприятная штука. Добро возьмет верх (а как же иначе?), но на пути к его ослепительному торжеству и вся Земля, и люди на ней погибнут. Когда много тысяч лет назад ангелу Азирафелю (Майкл Шин) и демону Кроули (Дэвид Теннант) их начальство (сверху и снизу) повелело приглядывать за человечеством, посланцы Света и Тьмы были заранее посвящены в детали проекта и знали о финале. И вот, за одиннадцать лет до главных событий этого сериала Кроули получает люльку с младенцем-Антихристом. Мальчика надлежит подменить, чтобы сын Сатаны воспитывался в семье американского дипломата. А где сверхдержава, там и ядерные боеголовки. Разве не забавно инициировать Конец Света с помощью самих людей? После начала Третьей мировой войны библейской четверке всадников Апокалипсиса на полумертвой Земле работать будет куда проще.

Нельзя сказать, что Кроули сильно рад: за годы, проведенные на Земле, демон успел привязаться к человечеству и даже завел приятельские отношения со своим «статусным» антагонистом Азирафелем. Да, приказ есть приказ, и Кроули не может его саботировать, но в дело вмешивается случай, и как-то так получается, что монахини-сатанистки, ответственные за подмену, путают младенцев. Таким образом Антихрист, нареченный Адамом (Сэм Тейлор Бак), попадает в семью скромных англичан, живущих в сорока милях от Лондона, в деревушке Тадфилд. Пока ничего не подозревающие ангел и демон обхаживают — под видом садовника и няньки — ребенка, растущего в семье американца, Адам без присмотра Ада и Неба вырастает и становится нормальным мальчиком…

Роман «Благие знамения» был создан в 1990 году двумя соавторами: уже маститым в ту пору фантастом Терри Пратчеттом и еще довольно молодым (и малоизвестным) мастером комиксовых сюжетов Нилом Гейманом. Значительная часть книги была написана именно Пратчеттом, поэтому, читая роман, сразу узнаешь фирменный стиль создателя «Плоского мира». Впрочем, и Гейман с его лихими сюжетными выкрутасами тоже кое-где проглядывает. Тяжелый и мрачный пафос «Откровения» Иоанна Богослова оба соавтора сообща перемалывают на мельничке иронии, юмора и сарказма. К примеру, библейские знамения в новейшие времена сходят со страниц глянцевых бульварных журнальчиков (пишущих об Атлантиде, НЛО, тайнах тибетских монахов и пр.), а всадники Апокалипсиса обязаны как минимум пересесть с коней на мотоциклы.

 

МОТОЦИКЛИСТЫ АПОКАЛИПСИСА

 

Пародийна, собственно, уже сама завязка романа. Его создатели обыгрывают историю, рассказанную в фильме ужасов 1976 года «Знамение» (Omen, режиссер  Ричард Доннер, сценарист Дэвид Зельцер), который положил начало затяжному киносериалу. К 1990 году вышло уже три фильма о юных годах Антихриста, так что Пратчетту и Гейману было нетрудно комически переосмыслить известный сюжет. И хотя соавторы кое-где чуть ли не буквально следуют за перипетиями Зельцера и Доннера, роман «Благие знамения» ни в коем случае не сводим к пародии. Главный месседж прост: будущее создается в настоящем. Никакой предопределенности не существует и судьбу (свою и всего человечества) можно изменить при наличии желания.

Азирафель, который тоже успел «очеловечиться», поначалу взывает к здравому смыслу своих начальников: разве силам Света так уж обязательно доводить ситуацию до войны? И слышит в ответ молодцеватое: «Конечно, обязательно! Иначе как мы сможем победить?» Но идея Конца Света не греет Азирафеля. В итоге непослушный ангел и демон-бунтарь оказываются теми камешками, которые затормозят жернова Фатума. И тут они, кстати, не одиноки. В борьбе с Роком им помогут разнообразные второстепенные герои, среди которых: юные друзья Адама, современная ведьма, неудачливый ведьмолов-волонтер и другие…

Роман Пратчетта и Геймана, как видим, густонаселен, а телеэкранизация состоит всего из шести часовых эпизодов. Первые рецензенты сериала почти сразу же отметили:  колоритным неглавным персонажам здесь тесновато. То, что в объемном романе проговаривается обстоятельно, без спешки и с уморительными деталями, здесь появляется и исчезает с калейдоскопической быстротой и пестротой (не помогает даже закадровый комментарий). Зато уж на главных героев создатели телеверсии не жалеют экранного времени: при идеальном кастинге между Кроули и Азирафелем возникает столь сильная «химия», что уже к середине повествования чудится, будто трогательная дружба ангела и демона вот-вот перерастет в нечто совсем уж романтическое…

В пользу сериала — подбор исполнителей даже совсем небольших ролей. Тут и Джон Хэмм в роли архангела-бюрократа Гавриила, и Миранда Ричардсон в роли медиума. Крошечную роль Метатрона, гласа Божьего, сыграл Дерек Джейкоби, а под компьютерной личиной Сатаны из финального эпизода скрывается (судя по титрам) сам Бенедикт Камбербэтч. Спецэффекты хоть и не поражают воображение, но вполне соответствуют фантастическому сюжету. Отдельное достоинство сериала — прекрасный саундтрек: композитор Дэвид Арнольд, автор всем известной музыки к «Шерлоку», не только сочинил для «Благих знамений» столь же запоминающуюся мелодию, но и представил ее в разных аранжировках, от рока до вальса… В общем, сериал понравился и многим критикам, и большинству зрителей: недаром его рейтинг на IMDb — 8,4.    

Нашлись и недоброжелатели. На сайте ReturnToOrder размещена петиция, инициаторы которой требуют запретить «богохульный сериал»: дескать, его создатели сочувствуют сатанистам и издеваются над мудростью небесных сфер. Однако едва ли Amazon прислушается к этим требованиям. Веселая непочтительность по отношению к церковной догматике в западном кино давно стала трендом, и сегодня это особенно заметно: например, в новом сезоне «Американской истории ужасов» тема Апокалипсиса обыгрывается даже с еще большим сарказмом, а в недавних «Чудотворцах» Создатель, вздумавший уничтожить Землю, предстает, мягко говоря, не великим светочем ума. Да и в сериале «Американские боги», поставленном по одноименному роману того же Нила Геймана, можно при желании отыскать какое-нибудь «кощунство»… Думаю, не случайно охранник авиабазы, куда в финале «Благих знамений» заезжают мотоциклисты Апокалипсиса, читает именно «Американских богов». Какие бы схватки потусторонних сил человечеству не грозили, оно уцелеет. Иначе кто будет смотреть про это сериалы?

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции