Сериалы-XXI. Супердеточка с моторчиком

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

 

Явление (Emergence). США, 2019 — 2020.

Жанр: фантастические триллер.

Кто придумал: Мишель Фазекас и Тара Баттерс.

Кто участвует: Эллисон Толман (сериалы «Фарго», «Побег из тюрьмы»), Алекса Суинтон (сериалы «Манифест», «Миллиарды»), Овайн Йомен (сериалы «Менталист», «Секреты на кухне»), Роберт Бэйли-мл. («Стрекоза», сериал «Ночная смена»), Клэнси Браун («Побег из Шоушенка», «Звездный десант», сериал «Карнавал»),  Дональд Фэйсон («Вспоминая титанов», «Городские девчонки»), Мария Диззия («Счастливо печальные», сериал «Хорас и Пит»), Роуэна Кинг («Пока не сыграл в ящик», сериал «Травма»), Энвер Гьокай (сериалы «Особо тяжкие преступления», «Агент Картер»), Терри О’Куинн (сериалы «Остаться в живых», «Патриот»),  Кэрри Грэм (сериалы «Юристы Бостона», «Форс-мажоры»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 8 из 10.

 

Начальник полиции Лонг-Айленда Джо Эванс (Эллисон Толман) живет вместе с дочерью и пожилым отцом (Клэнси Браун). Она разведена, но сохранила хорошие отношения с мужем Алексом (Дональд Фэйсон), который забирает дочь на выходные. В общем, нормальная спокойная жизнь… И все меняется в тот момент, когда в ее районе падает самолет. Едва только некие влиятельные силы пытаются скрыть аварию и «зачистить» место катастрофы, начинаются вопросы. Что это был за самолет? Откуда летел, какой груз вез? Почему недалеко от места падения оказалась маленькая девочка (Алекса Суинтон) — без царапины? Отчего она ничего не помнит о своем прошлом — даже имени? И чем можно объяснить необычные, подчас пугающие способности девочки, которая может, например, усилием мысли передвигать предметы? «Иногда, когда я боюсь, случаются разные вещи, — позже признается эта героиня. — Странные вещи. Плохие вещи… Со мной что-то не так…»

Едва в кадре возникает ребенок, обладающий суперспособностями, продвинутый читатель фантастики и знаток НФ-кино сразу говорит: «Ага, понятно!» И мигом выстраивает ряд, состоящий из стивенкинговских девочек Кэрри («Кэрри»), Чарли («Воспламеняющая взглядом») и Дины («Лангольеры»), а также юных героинь недавних сериалов «Очень странные дела» и «Мне это не нравится». Но уже в первых эпизодах «Явления» зритель сообразит, что сравнительный ряд выстроен неправильно и вспоминать в данном случае надо о героях сериалов «За пределами» и «Приключения Электроника». Девочка, которая согласилась на время откликаться на имя Пайпер, — вовсе не человек. Несмотря на свою милую внешность (челка, веснушки, курносый носик, большие глаза) Пайпер — дитя высоких технологий, искусственное создание, робот. Долгое время ни Джо Эванс, ни многие другие персонажи сериала не подозревают, КТО изготовил этого робота и с какой целью…

«Ага, теперь понятно!» — говорит уже знакомый любитель фантастики, после чего начинает  мысленно готовиться к сюжетному повороту, который известен еще по сказке о Пиноккио и, с разными вариациями, воспроизведен в сюжетах про Электроника и юного андроида Дэвида из «Искусственного разума» Стивена Спилберга. Иными словами, робот-ребенок, живущий с людьми, должен испытывать комплексы по поводу своей «ненастоящести» и желать превращения в обычного мальчика (или обычную девочку). Однако и тут создатели сериала отходят от стандарта: Пайпер попросту не знает, что она — искусственная, а люди не торопятся ее просветить (считается, что такое знание может уничтожить программу и превратить робота в груду деталей). Рано или поздно — по сериальным меркам, поздно — девочка начнет что-то подозревать, а пока она считает себя обычным ребенком, просто с некоторыми необычными умениями, загадочными глюками и временной потерей памяти.

Справедливости ради заметим, что в остальном авторы уже не столь оригинальны. Конечно же, за Пайпер охотятся разнообразные и очень могущественные силы, причем количество заинтересованных лиц и организаций по мере развития сюжета возрастает. Героев спасает только то, что девочка-робот сама до поры не имеет понятия о полном наборе своих умений. И даже когда кажется, что сейчас-то уже все пропало, умная и самосовершенствующаяся программа найдет очередной выход. В сериале — немало эффектных сцен и нестандартных сюжетных линий. Стоит истории забуксовать, как сценаристы подстраивают персонажам новую каверзу. Удивительное дело: Джо так часто приходится решать проблемы, связанные с Пайпер, что зритель практически не видит ее при исполнении прямых полицейских обязанностей. То ли на острове Лонг-Айленд такой невысокий уровень преступности, что можно отвлечься от текущих дел, то ли заместитель Джо, молодой коп Крис Майнетто (Роберт Бэйли-младший), столь профессионален, что легко может заменить шефа. Впрочем, Криса тоже постоянно вовлекают в сюжеты с роботом; герой и тут помогает начальнице.

У Тары Баттерз  и Мишель Фазекас — немалый сериальный опыт (сценарии «Кукольного дома», «Закона и порядка», «На службе у дьявола»), однако, порой, накопление опыта приводит и к накоплению стереотипов — в том числе политкорректных штампов. Чтобы добавить в образ главной героини некой «живинки», создатели «Явления» сознательно сделали ее матерью-одиночкой,  а первый ее брак был межрасовым. А еще у Джо проблемы с лишним весом, с которым она, кстати, и не борется, а воспринимает как данность. Авторы тратят много экранного времени на повествование о  личной жизни Джо, хотя именно личной жизни у героини нет, а есть раздумья по этому поводу и душевные колебания.

С одной стороны, бывший муж Крис — положительный афроамериканец: не алкоголик, не фрик, не маньяк и всячески намекает, что не прочь вернуться обратно в семью (он любит дочь, она — его, и Джо часто пользуется его помощью в трудные моменты). С другой стороны, новый знакомый Джо, белокожий агент ФБР Райан Брукс (Энвер Гьокай), тоже не против завести серьезные отношения с нашей героиней (ближе к финалу у них даже дело доходит прямо-таки до поцелуев).  Джо пребывает в сомнении: ей и бывшего мужа не хочется отпускать, и от нового друга отказываться. В последней серии последнего сезона, когда большинство проблем девочки-робота — технологических и психологических — будут так или иначе разрешены (или устранены), авторы займутся  переживаниями Джо. Скорее всего, во втором сезоне ей пришлось бы определиться с выбором: бывший муж или все-таки бравый эфбээровец? Однако зритель о результате не узнает, потому что руководство канала АВС решило не продолжать  историю и в мае 2020 года остановило производство сериала.

Причиной закрытия «Явления» стали не рейтинги (вполне сносные), не отзывы критиков (вполне благожелательные) и не отклики зрителей (почитайте комменты к этой новости на сайте TVLine: плачи, стенания и возмущения). Скорее всего, боссы АВС почувствовали, что именно научно-фантастическая линия, то есть главная составляющая сюжета (история робота Пайпер), все-таки выдыхается и подбодрить ее удастся только совсем уж нелогичным способом. Можно, правда, добавить еще экранного времени семейной жизни Джо, но это значит — «сдвинуть» в сторону тематику сериала. В общем, боссы решили не рисковать. Фантастика — так фантастика, мелодрама — так мелодрама, а вместе им не сойтись.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также на наше сообщество в Viber. Оперативные новости и комментарии редакции