Сериалы-XXI. Убийство первой степени

Сериалы-XXI. Убийство первой степени

Продолжаем рубрику, которую ведет Роман Арбитман — автор «Серийных любимцев», первого в России путеводителя по англо-американским драматическим шоу. Здесь рассказывается о разных телесериалах: и тех, о которых все говорят, и тех, которые по какой-то причине остались в тени. Главное, что их объединяет: все они интересны и все они достойны внимания зрителя.

 

Защищая Джейкоба (Defending Jacob). США, 2020.

Жанр: криминальная драма.

Кто придумал: Марк Бомбэк (по одноименному роману Уильяма Лэндея).

Кто участвует: Крис Эванс («Мстители», «Достать ножи»), Джейден Мартелл («Оно», «Книга Генри»),  Мишель Докери («Джентльмены», сериал «Аббатство Даунтон»), Бетти Гэбриэл («Апгрейд», «Прочь»), Черри Джонс (сериал «24 часа», «Пробуждение»), Пабло Шрайбер (сериалы «Американские боги», «На грани»), Д. К. Симмонс («Одержимость», сериал «Ищейка»), Патрик Фишлер (сериалы «Парни что надо», «Город гангстеров»).

Продолжительность: 1 сезон.

Мой рейтинг: 8 из 10.

 

Это драматическое шоу начинается со сцены допроса. Прокурор Нил Лоуджудис (Пабло Шрайбер) перед Большим жюри (то есть коллегией присяжных, решающих, выдвигать обвинение или нет) задает вопросы Энди Барберу (Крис Эванс). Его рассказ — собственно содержание сериала — возвращает зрителя примерно на год назад, когда Энди еще был помощником окружного прокурора. Случается ужасное. В парке недалеко от школы, где учится четырнадцатилетний Джейкоб Барбер (Джейден Мартелл), обнаружен труп Бена Рифкина, его одноклассника. Мальчик скончался от трех ножевых ранений. Хотя прямых улик нет и свидетелей тоже нет, довольно быстро именно Джейкоб становится главным подозреваемым в этом деле. Энди отстранен от работы. Теперь ему остается лишь нанять лучшего адвоката, а потом наблюдать, как вокруг сына сплетается цепочка подозрений.

Нет ничего ужаснее смерти ребенка, и природное чувство справедливости, живущее в нас, хочет поскорее наказать виновного. Или того, кто похож на виновного. Поскольку Джейкоб — мальчик нелюдимый и друзей у него нет, в его причастность к убийству верят многие: копы, одноклассники, родители убитого Бена, журналисты. Кажется, только Энди и его жена Лори (Мишель Докери) считают сына невиновным. Однако по ходу сюжета открывается одно важное обстоятельство биографии мужа, о котором он не рассказывал даже жене. Хотя это давняя история, она может дать стороне обвинения лишний козырь против Джейкоба…

 

ЗАЩИЩАЯ ДЖЕЙКОБА-В СУДЕ

 

Место действия сериала — аккуратная американская провинция, где все всех знают и где редко случаются какие-то серьезные события, а потому каждое непременно всколыхнет публику. Идет следствие, суд даже еще не начался, но кто-то уже обмолвился в интернете, прошел слушок — и всё: жизнь семейства Барбер уже никогда не будет прежней. Вокруг них — и ребенка, и взрослых — сразу же вырастает стена отчуждения. Журналисты вьются вокруг героев бесстыдными стервятниками. Лори теряет работу. Ее и Энди узнают в кафе и в магазинах, таблоиды заполнены фото семьи Барбер, на главных героев показывают пальцами. О них перешептываются, они получают письма с проклятьями, на стене дома появляются оскорбительные надписи. До крайностей не доходит, однако злые языки страшнее пистолета. Чем тише омут, тем дальше расходятся круги от брошенного камня. 

Литературной основой для сериала стал роман американского писателя-детективщика Уильяма Лэндея. Он дебютировал в 2003 году, и «Защищая Джейкоба» (2012) — уже третья его книга, которая попала в список бестселлеров New York Nimes. Семь лет Лэндей сам проработал помощником окружного прокурора в Мидлсексе, штата Массачусетс, а потому хорошо разбирается и в «механизме» обвинения, и методах адвокатов, и в тонкостях судебной процедуры. Энди Барбер — отчасти alter ego писателя. В романе повествование ведется от первого лица. Сценарист Марк Бомбэк, в целом, не слишком отклоняется от сюжета книги Лэндея; кое-какие отличия есть, но о них нам упоминать нельзя, иначе подсказок не избежать, а это недопустимо. Единственная несовпадающая деталь, которую можно предать огласке, — это внешность уже упомянутого обвинителя Нила Лоуджудиса.

В романе он невысокий, лысоватый, с брюшком, однако специалисты по кастингу выбрали актера, который выглядит по-другому. Рост Пабло Шрайбера — метр девяносто шесть, и ему обычно предлагают роли раздолбаев и криминальных типов (вспомним хотя бы жестокого охранника в сериале «Оранжевый — хит сезона» или военного летчика-драгдилера в сериале «На грани»). Еще совсем недавно Нил и Энди служили вместе в офисе прокурора, а сейчас у дылды-обвинителя есть шанс занять место выбывшего коллеги.  Актер Крис Эванс часто изображает супергероев — будь то Капитан Америка во вселенной Marvel или Человек-факел в «Фантастической четверке». В этом сериале он играет обычного человека, который лишен бонусов и гаджетов. Герою Криса Эванса так же трудно, как и в романе-первоисточнике, но он не сдается. «Моя единственная работа — защищать нашего сына, — говорит он жене. — Любой ценой». Но что, если однажды Барбер-отец и Барбер-законник вступят в конфликт?   

Многие критики с похвалой отозвались об игре Криса Эванса, хотя труднее всего тут, пожалуй, юному актеру Джейдену Мартеллу. Любопытно, что первой его ролью стал герой Криса Эванса в детстве (фильм «Сердце вдребезги»), а самой заметной пока — роль Билла Денбро в обновленном «Оно» по Стивену Кингу. Но если в фильме по Кингу герою Мартелла и его друзьям противостоял монстр, то в «Защищая Джейкоба» актеру пришлось так сыграть школьника, обвиняемого в убийстве, чтобы не только присяжные на экране, но и зрители до последней, восьмой по счету, серии гадали: монстр он или нет?  Страшнее всего, что в какой-то момент родителей Джейкоба, не перестающих его любить, будет беспокоить то же самое: не проглядели ли, случаем, они сына? А что, если?..

Финал заключительного эпизода — завершение того допроса постфактум, с которого и был начат рассказ. Одна из сторон выиграла, другая проиграла. Вслед за романистом создатели сериала ставят важную проблему: насколько хорошо мы знаем тех, кто находится рядом с нами? Взрослые что-то скрывают от детей, у детей есть свои секреты от взрослых. Те и другие уверены, что разберутся сами в том, о чем другим знать вроде бы не обязательно. Но однажды, когда ничто, казалось бы, не предвещает беды, что-то вдруг случается. И уже ничего не поправишь. Остается только горько сожалеть о том, что какие-то вопросы вовремя не были заданы, а некоторые ответы так и не были получены.